ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

К 75-летию профсоюза АСМ

 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Профессиональный союз рабочих автомобильной
промышленности (1934-1947 гг.)


    В 1934 году профсоюз рабочих авиа- и автотракторной промышленности был разукрупнен на три профсоюза: рабочих авиационной промышленности, рабочих автомобильной промышленности и рабочих тракторной промышленности (Постановление IV пленума ВЦСПС от 5 сентября 1934 года). В 1947 году профсоюз рабочих автомобильной промышленности был переименован в профсоюз рабочих автомобильной и тракторной промышленности (Постановление Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1947 года).

    Решение IV пленума ВЦСПС о разукрупнении профсоюзов и перестройки их работы поставило перед профсоюзом рабочих автомобильной промышленности задачу организовать и возглавить творческую инициативу членов союза, усилить заботу о культурно-бытовых нуждах и запросах рабочих и служащих предприятий. В Отчете Центрального комитета профсоюза за 1934-1937гг. отмечалось: "Рост автопромышленности, реконструкция Горьковского автозавода имени Молотова (ГАЗ), завода имени Сталина (ЗИС) и других, создание смежных производств привели к увеличению численности рабочих в автомобилестроении. Среди членов нашего союза насчитывается около 150 орденоносцев".

    Одновременно с этим в отчете ЦК отмечены серьезные недостатки и пренебрежение к требованиям профсоюзной демократии: "За все время своего существования ЦК союза ни разу не отчитывался перед своими членами. Не отчитывались и заводские комитеты. Пленум ЦК за два с половиной года собирался шесть раз. До 1937 года очень многие, в том числе и очень важные решения президиума, принимались опросом. В большинстве случаев не было никакой проверки реализации решений: В работе ЦК и его президиума отсутствовала принципиальность в постановке важных вопросов. Это приводило к политической пассивности, ослабляло борьбу с остатками тред-юнионизма. Руководитель ЦК союза Здобнов, председатели завкомов Ножевников (ГАЗ) и Фуфаев (Ленинградский карбюраторный завод) были обвинены в предательстве и политической слепоте и сняты с работы.

    К 1937 году охват членством к общему числу работающих составлял в союзе 89,9%. Профактив союза к началу 1937 года насчитывал 13443 человека (в 1935 - 10301). Профсоюз тратил немалые средства на обслуживание рабочих, о чем можно судить по отдельным статьям страхового бюджета. Бюджет социального страхования с 1934 по 1937 год увеличился в два с половиной раза - с 14682,8 тысячи рублей (1935г.) до 31672,0 (1937г.). В 1935-1936 годах в санатории было направлено 3675 человек, в двухнедельные дома отдыха - 19753 человека, а в однодневные - 14204.

    Заводы автопромышленности располагали большим жилым фондом. К1937 году общая жилая площадь насчитывала 474518 квадратных метров, должно было войти в строй еще 90000 квадратных метров. На 1937 год правительство отпустило на жилстроительство по автопромышленности 49203 тысячи рублей, из них на ГАЗ - 22 миллиона рублей, на ЗИС - 17 миллионов рублей.

    Активно занимался профсоюз производственно-массовой работой и организацией социалистического соревнования. Кузнец ГАЗа Бусыгин положил начало стахановским методам работы не только в автомобильной отрасли, но и во всем машиностроении. В сентябре 1935 года он дал рекордную отковку коленчатых валов, оставив позади американские показатели. При норме в 675 валов в смену Бусыгин довел производительность валов до 1146 в смену. Уже через два месяца на заводах автомобильной промышленности насчитывались тысячи его последователей.

    В октябре 1935 года для обмена опытом работы и развития стахановского движения ЦК профсоюза организовал всесоюзный слет стахановцев-бусыгинцев автомобильной и тракторной промышленности.

    Профсоюз рабочих автомобильной промышленности располагал большой сетью культурно-просветительных и спортивных сооружений. Среди них 11 клубов, 4 парка культуры и отдыха, 194 красных уголка в цехах и общежитиях. В 1937 году во всех культучреждениях союза работали 863 кружка, объединявших 17149 участников. Кружковая работа велась по многим направлениям, в том числе: техническом, политическом, общеобразовательном, музыкальном, хоровом, военном и т.д. Общий фонд профсоюзных библиотек на начало 1937 года составлял 242218 книг. На каждого работающего приходилось 2,3 книги. В художественных коллективах насчитывалось 2036 участников. Ассигнования на физкультуру по бюджету ЦК союза и завкомов в 1937 году составляли 822500 рублей. В обществе "Торпедо", организованном профсоюзом автомобильной промышленности по решению президиума ВЦСПС в 1936 году, насчитывалось 1875 членов и 3158 кандидатов.

Профсоюз рабочих тракторной
промышленности (1934-1942 гг.)


    Профсоюз рабочих тракторной промышленности был организован при разукрупнении профсоюза рабочих автотракторной и авиационной промышленности в 1934 году (Постановление IV пленума ВЦСПС от 5 сентября 1934г.). В 1942 году профсоюз рабочих тракторной промышленности был переименован в профсоюз рабочих тракторной и танковой промышленности (Постановление Секретариата ВЦСПС от 27 июня 1942 г.). В 1946 году профсоюз рабочих тракторной и танковой промышленности влился в профсоюз рабочих транспортного машиностроения (Постановление Президиума ВЦСПС от 22 февраля 1946 г.).

    В 1934 году произошло второе разукрупнение отраслевых профсоюзов. В 44 отраслевых профсоюзах рабочих крупной централизованной промышленности ликвидировались средние звенья: краевые и областные комитеты. Сокращались штаты платных профсоюзных работников (в среднем на 36%). Они заменялись выборными с привлечением большого актива на добровольных началах. Это позволяло сэкономить профсоюзные средства и направить их на удовлетворение культурных и материальных потребностей членов профсоюзов, на обучение актива и подготовку профсоюзных кадров.

    II Пленум ЦК союза рабочих тракторной промышленности, утверждая профсоюзный бюджет на 1935 год, констатировал: "перестройка профсоюзных организаций и сокращение платного аппарата заводских комитетов на основе IV и V пленумов ВЦСПС обеспечивает дальнейшее улучшение культурно-бытового обслуживания и оказание активной материальной помощи членам союза рабочих тракторной промышленности".

    Пленум утверждает доходную часть профбюджета ЦК по членским взносам на 1935 год в сумме 2.827.000 рублей. Расходную часть - в сумме 2.698.200 рублей. Из них: на мероприятия по улучшению соцбытового обслуживания членов союза - 720 тысяч рублей (25,5%), на культурно-массовую работу и клубы - 515 тысяч рублей (13,2%), на стимулирование завкомов за 100% выполнение финансового плана по сбору членских взносов - 375 тысяч рублей (13,3%), на содержание аппарата по центральному комитету союза - 663,8 тысячи рублей (23,5%). Одновременно пленум ЦК утвердил проведенное сокращение штатов аппарата заводских комитетов на 36,9%.

    В 1935 году передовые рабочие предприятий тракторной промышленности развернули стахановское движение. Пионерами среди рабочих стахановцев были: Овчинников, Стадник, Васильев, Чалов и многие другие. Лучшие стахановцы - Фошин, Лебедев (ХТЗ), Чалов (СТЗ) награждены орденами.

    За 1935-1936 годы основные заводы отрасли - СТЗ, ХТЗ и ЧТЗ - выполнили производственный план по валовой продукции в среднем на 117%. Правительственный план выпуска во второй пятилетке - 61 тысяча тракторов "ЧТЗ" -выполнен в четыре года. Значительно выросла производительность труда. Выработка на одного рабочего трех основных заводов составляла в среднем 125%. В результате пересмотра норм 1936 года расход нормированного времени на трактор снизился. Улучшая организацию труда, лучше используя оборудование, повышая свою квалификацию и интенсивность труда, стахановцы отрасли значительно перевыполняли нормы. Свыше тысячи человек на ЧТЗ, около 700 человек на СТЗ выполняли новые нормы на 200 и более процентов. Рост заработной платы происходил одновременно со снижением цен. Параллельно увеличились расходы на культурно-бытовое обслуживание рабочих. В 1937 году они составляли 1625 тысяч рублей. Огромные средства расходовались на оздоровление, просвещение, жилищное строительство, все это улучшило материальные и культурные условия жизни членов союза и их семей. В 1937 году заводы тракторной промышленности по решению правительства были реконструированы и перешли на производство гусеничного трактора отечественной конструкции с дизельным мотором.

    В январе 1937 года Центральный комитет провел работу по перестройке всех профсоюзных организаций и укреплению низового звена профработы. Для этой цели разукрупнены профгруппы. Установлено, что профгруппа организуется на участке работы (пролете, отделении и т.д.) с числом членов профсоюза 25-30 человек. Вопросы материально-бытового и культурного обслуживания рабочего не разрешались в завкоме или цехкоме без предварительного решения профгруппы. На всех заводах в помощь профгрупоргу были избраны общественный инспектор труда, страхделегат, учетчик социалистического соревнования и ударничества.

    Было разработано положение о работе профгрупорга, в котором четко оговаривалось содержание деятельности профгрупорга. В цехах с числом членов профсоюза от 100 человек взамен цеховых профоргов избраны цеховые комитеты. Платный аппарат значительно сократился. Аппарат ЦК союза в 1937 году состоял из 18 человек (в 1936 г. - 23 человека), завкомы, соответственно, 101 в 1937 году (193 - в 1936 г.). На ряде предприятий (Оренбургский, Мариупольский, Ростовский, Каховский, Воронежский заводы, Московский завод "Рессора" и др.) завкомы были переведены полностью на не платную работу.

    По данным на 1.01.1937 года профактив подведомственных ЦК заводов составлял свыше 8 тысяч человек, в том числе членов ФЗМК - 209, членов цехкомов и цехпрофоргов - 423, группорганизаторов - 1891 человек, общественных инспекторов труда - 982, страховых делегатов - 1662, сборщиков членских взносов - 2103, и в массовом низовом контроле - 1014 человек. Число женщин, работающих в тракторной промышленности, составляло 34%, в составе актива их было всего 11-12%.

2. Индустриализация страны и
разукрупнение профсоюзов (1929-1931 гг.)


    В конце 20-х - середине 30-х годов началось перевооружение промышленности, перевод страны на рельсы индустриализации. Её ускоренные темпы, успехи в коллективизации сельского хозяйства создали условия для решения сложнейшей социально-экономической проблемы - ликвидации безработицы в СССР. Общие перспективы индустриализации предусматривали рост квалифицированных кадров среди рабочих. Профсоюзы разработали систему мер, гарантирующих своевременное и полное обеспечение промышленности и транспорта квалифицированными кадрами как из числа имеющихся, так и путем подготовки и переподготовки новых. В 1930 году новую профессию получили 360 тысяч безработных. Эти люди сразу же получали работу на стройках и заводах. К концу 1930 года безработица в нашей стране была полностью ликвидирована.

    В соответствии с новыми задачами по индустриализации страны, во главу профсоюзной работы встали производственные аспекты: борьба за промфинплан, руководство социалистическим соревнованием и ударным движением, организация творческой инициативы масс за высокие темпы социалистического строительства, за улучшение материально-бытового и культурного положения рабочих масс. Создавались первые гиганты промышленности - Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, "Ростсельмаш", Горьковский автомобильный завод и другие. Машиностроители были одними из зачинателей героических трудовых дел.

    Профсоюзные организации возглавили борьбу машиностроителей за создание новых предприятий, быстрейшее освоение новых и максимальное использование действующих мощностей. Ценную инициативу проявил в 1930 году коллектив Ленинградского машиностроительного завода имени К.Маркса, предложивший новую форму соревнования - встречное планирование. Тогда же по почину рабочих Ленинградского машиностроительного завода имени В.И.Ленина началось движение за создание хозрасчетных бригад. К концу 1931 года на предприятиях страны имелось уже 155 тысяч таких бригад, в которых насчитывалось более 1,5 миллиона рабочих.

    Изменения в структуре промышленности, развитие машиностроения как одной из ведущих её отраслей, вносили коррективы в характер деятельности профсоюза и его структуру. Упростилась структура профорганов. Первичным их звеном на предприятии стала профгруппа. В январе 1931 года ВЦСПС принял решение о разукрупнении профсоюзов. Вместо 23 производственных профсоюзов было образовано 47. Профсоюз металлистов к тому времени насчитывал 1480 тысяч членов союза. Из профсоюза металлистов выделились в отдельные профсоюзы металлурги, работники автотракторной и авиационной промышленности и др. Этим же решением был создан профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения и профсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности.

    Для советского сельскохозяйственного машиностроения тот период характерен созданием мощной промышленности по производству сельскохозяйственных машин для земледелия. Первые съезды дали развернутую программу действий новым ЦК союзов и профсоюзным организациям, возложив на них задачу превращения новых союзов в отряды передовых. В 1931 году профсоюзы вместе с хозяйственными органами провели тарифную реформу для дальнейшего совершенствования системы заработной платы рабочих. Это потребовало существенного пересмотра тарифных сеток и справочников. Например, в новой тарифной сетке было изменено соотношение между разрядами. У металлистов между первым и вторым оно составляло 15%, затем между седьмым и восьмым составляло 24,1%. В результате пересмотра первое место по заработной плате стало занимать машиностроение. Новая тарифная система способствовала росту производительности и поднимала роль материальных стимулов в труде.

    К началу 1933 года вступило в строй 1500 новых промышленных предприятий. Заново были созданы тракторная, автомобильная и авиационная промышленность. За годы первой пятилетки в народное хозяйство влилось заново 12,5 миллиона человек, из которых 8,5 миллиона (68%) были вчерашними крестьянами. Число рабочих и служащих возросло почти вдвое. Рост численности продолжился и во второй пятилетке. С расширением производства и внедрением новой техники, ростом численности рабочих, работа профсоюзов усложнилась.

    Потребовалось провести организационную перестройку профсоюзов.

3. Профсоюз рабочих автотракторной
и авиационной промышленности (1931-1934 гг.)


    Профессиональный союз рабочих автотракторной и авиационной промышленности был организован в 1931 году при разукрупнении профессионального союза металлистов (Постановление ВЦСПС, январь 1931 г.). В 1934 году он был разукрупнен на три профсоюза: профсоюз рабочих авиационной промышленности, профсоюз автомобильной промышленности и профсоюз рабочих тракторной промышленности (Постановление IV Пленума ВЦСПС от 5 сентября 1934 г.).

    Профсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности (РАТАП) к 1931 году насчитывал около 140 тысяч рабочих и служащих и объединял рабочих и служащих, занятых в тракторной, автомобилестроительной, авиационной промышленности и подсобных для них производств. Развитие тракторной промышленности было неразрывно связано с процессами коллективизации, бурным развитием сельского хозяйства. На начало 1931 года тракторный парк СССР составлял 78,5 тысяч тракторов общей мощностью в 1 миллион тягловых лошадиных сил. Причем, тракторы советского производства составляли всего лишь 20% от общего числа. 1931 год стал первым годом развертывания советского тракторостроения. На ближайшие годы намечался перспективный грандиозный план тракторостроения. Взятые темпы значительно превосходили американские. Америка, начавшая производство тракторов в 1909 году, достигла своего рекордного выпуска - 3,2 миллиона лошадиных сил - в 1929 году. В 1931 году все наши тракторные заводы: Сталинградский, Харьковский, Челябинский и "Красный Путиловец" должны были дать 57.600 тракторов, а к 1934 - 210.000, что должно было составить 11,8 миллиона лошадиных сил. Процент удовлетворения потребности в тракторах должен был составлять в 1931 году 37%, а в 1934 году - 63%. Эти цифры наглядно показывают, какая серьезная задача стояла перед страной и в том числе перед профсоюзом по расширению объема тракторостроения.

    В области автостроения к концу пятилетки в 1933 году грузооборот, по подсчетам Цудортранса, должен был вырасти до 20 миллионов тонн (в 1929 году - 7 миллионов). Мировой парк автомашин на 1 января 1931 года насчитывал около 36 миллионов машин. Америка имела на каждые пять человек один автомобиль, в СССР одна машина на каждые 4,5 тысячи человек. Потребность в автотранспорте исчислялась Цудортрансом в 1931 году - 34 тысячи, а к 1934 году - 290 тысяч машин.

    Область авиастроения в начале 30-х годов являлась новой отраслью, созданной новым государством. Возникновение авиационной промышленности в пределах царской России относится к периоду 1908-1912 годов. Тогда впервые возникли мастерские, копировавшие заграничные конструкции самолетов. Перед Советским Союзом стояла задача создать свою авиационную промышленность, организовать производство моторов, отдельных агрегатов. Утвержденный Совнаркомом план развития гражданского воздушного флота на 1931 год дает развернутую программу авиационного строительства. Потребность страны в самолетах характеризовалась такими цифрами: в 1931 году-93, к 1933- 1440 самолетов. План предусматривал открытие в 1931 году 20 новых воздушных линий протяжением 15 тысяч километров. В течение 1931 года планировалось перевезти свыше 30 тысяч пассажиров и около 2 миллионов грузов.

    I съезд профсоюза автотракторной и авиационной промышленности, проходивший в 1931 году, обсудил задачи, стоящие перед профсоюзными организациями по перестройке организационных форм работы. Отмечено, что группа как низовая профсоюзная ячейка обеспечивает успех всей работы на предприятии. Ведущие профессии, имеющие выборных уполномоченных для обсуждения основных производственных вопросов, - второе решающее звено. Сменные профорганизации - сменный комитет в постоянных сменах, работающий на правах цехового комитета, и на действительно полное обслуживание всех смен общецеховым комитетом, там, где смены не постоянные - третье решающее звено. Равнение на эти звенья должно составлять сущность работы завкома в новых условиях. Структура союза рабочих автотракторной и авиационной промышленности, когда отсутствуют средние звенья (областные организации), предъявляла особые повышенные требования и к завкому, и к Центральному комитету.

Профсоюз рабочих сельскохозяйственного
машиностроения (1931-1940 гг.)


    Профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения был организован е 1931 году при разукрупнении профсоюза металлистов (Постановление ВЦСПС, январь 1931 г.), В 1946 году объединен с профсоюзом рабочих промышленности боеприпасов в один профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения СССР (Постановление Президиума ВЦСПС от 13 февраля 1946 г.).

    В июле 1934 года IX Пленум Центрального комитета союза рабочих сельскохозяйственного машиностроения в Постановлении отмечал: "Коллектив рабочих и ИТР сельскохозяйственного машиностроения борется за технически грамотные производственные кадры. По 14 заводам с общим количеством рабочих 43.512 человек, сдали общественно-технические экзамены 9.898 человек, из них сдали на "отлично" - 1992 человека, получили значок "ЗОТ" (за овладение техникой) - 578 человек. Повышено в разрядах и передвинуто на более сложную работу - 197 человек. Охвачено членством общества "За овладение техникой" (ЗОТ) - 5.507 человек.

    Значительно выросла прослойка производственно-технической интеллигенции из рабочего класса. Пленум ЦК ставил перед заводскими и цеховыми организациями профсоюзов задачу и возлагал ответственность за организацию и проведение общественно-технических экзаменов и требовал тщательной подготовки к ним, правильной организации работы квалифицированных комиссии, превращая общественно-технический экзамен в массовое движение рабочих за овладение техникой. Пленум ставил важнейшей задачей профорганизации "сдачу рабочими общественно-технических экзаменов на "хорошо" и "отлично" в течение 1934 года не менее чем на 50%.

    Особая забота и внимание со стороны профсоюзов уделялась культурно-бытовому обслуживанию рабочих, инженеров, техников и служащих конкретных предприятий- XII пленум ЦК союза сельхозмашиностроения в своем постановлении 1936 года отмечал: "Правительством вложены десятки миллионов рублей на жилищное строительство и культурно-бытовые учреждения Ростсельмаша. Вокруг завода вырос целый городок. На культурно-бытовое обслуживание Ростсельмаша по линии профсоюза ежегодно расходуются значительные суммы. При заводе имеется: клуб, 31 красный уголок, парк культуры и отдыха, водная станция, ночные санатории, детская техническая станция, детский

    клуб. Бюджет выплатного пункта соцстраха за 1935 год составлял 4.974 тысячи рублей. На курорты, в дома отдыха и санатории в 1935 году было направлено 2811 человек. Из средств кассы взаимопомощи особого типа выдано в 1935 году возвратных и безвозвратных ссуд 4301 рабочему в сумме 390 тысяч рублей".

    В 1935-1937 годах обстановка в стране предъявляла более высокие требования к профсоюзам. Деятельность профсоюзов данного периода имела серьезные недостатки. Прежде всего, они выражались в нарушениях профсоюзной демократии. Не была доведена до конца работа в связи с разукрупнением профсоюзов в 1934 году. Съезды вновь образуемых профсоюзов не были своевременно созваны, в результате значительное число членов центральных комитетов были не избраны, а кооптированы. Начавшаяся в 1935 силу отчетно-выборная кампания в профсоюзах проходила неудовлетворительно, поэтому выборы временно приостановили и не проводили их до 1937 года. Нарушение сроков отчетов и выборов в первичных организациях привело к тому, что кооптация и назначенство укоренилось в работе профсоюзных комитетов.

    Общий охват профчленством по союзу на 1 апреля 1937 года составлял 95776 человек, или 86,6%. Союз обслуживал 16 заводов сельскохозяйственного машиностроения. В целях вовлечения членов союза в профработу на основе решений президиума ВЦСПС было проведено сокращение платного аппарата ЦК союза и аппаратов заводских и цеховых комитетов с 200 человек в 1936 году до 90 человек в 1937 году. В связи с сокращением аппарата ЦК была перестроена структура заводских и цеховых комитетов. В первые годы своей работы ЦК союза уделял особое внимание перенесению центра тяжести профсоюзной работы в низовое звено - в профгруппу.

    Подготовка, воспитание и выдвижение профсоюзных кадров стали одной из важнейших задач в деятельности профсоюза. Актив союза к апрелю 1937 года составлял 12387 человек. За период с 1931 по 1937 год обучено с отрывом от производства на курсах председателей цеховых комитетов 75 человек, в Высшей школе профсоюзного движения - 57 человек. В 1936 году состоялись курсы переподготовки председателей цеховых комитетов, культработников и заведующих клубами, на которых обучалось 57 человек. На подготовку и переподготовку профкадров в 1937 году предусмотрено было потратить 363,9 тысячи рублей. Учебой в 1937 году планировалось охватить до 8 тысяч профактивистов.

    Важное значение для улучшения деятельности профсоюзов имел VI пленум ВЦСПС (1937). Всесторонне проанализировав деятельность профсоюзов, пленум вскрыл недостатки и наметил пути их устранения. В решении пленума подчеркивалось, что профсоюзы должны проводить в своих организациях сверху донизу начала подлинного демократизма. Пленум постановил ликвидировать практику кооптации в профсоюзных организациях и восстановить полностью выборность руководящих органов. Было решено провести в 1937 году выборы всех профсоюзных органов снизу доверху на основе широкого развертывания критики и самокритики, полного соблюдения профсоюзной демократии. Запрещалось голосование списком, вводилась система закрытого (тайного) голосования кандидатов.

    Период 1937 г. характерен крупными процессами и делами по вредительству. Многие руководители профсоюзов и рядовые члены профсоюзов были незаслуженно осуждены и репрессированы. Эти вопросы нашли отражение в Отчете ЦК профсоюза рабочих сельскохозяйственного машиностроения за 1937 год: "ЦК союза совместно с новым руководством Главселъмаша и новыми руководителями заводов мобилизовал широкие массы членов профсоюза на ликвидацию последствий вредительства и помог органам НКВД выкорчевывать врагов рабочего класса, изменников нашей Родины... Ответственность за притупление революционной бдительности несут не только руководители заводов, но и руководство Главсельмаша и ЦК союза. Начальник Главсельмаша г.Борисов, который является членом ЦК союза, не проявил большевистской напористости в деле ликвидации последствий вредительства, в связи с чем XV пленум ЦК союза сделал ему серьезное предупреждение о том, что в случае неисправления допущенных им ошибок будет поставлен вопрос о выводе его из состава пленума союза".

    II Съезд профсоюза подверг суровой критике работу прежнего состава ЦК союза, в практике которого имели место факты грубейшего нарушения профсоюзной демократии, отсутствия отчетности перед членами союза, назначения и кооптации вместо выборов, оторванность от профсоюзных масс. На II съезде профсоюза в состав пленума ЦК союза было избрано 25 стахановцев. В состав вновь избранного президиума ЦК из 7 членов президиума вновь избрано 6, в том числе непосредственно с низовой профработы. Новые кадры профсоюза выдвигались на ответственную, советскую, хозяйственную, партийную и профсоюзную работу. Заводские комитеты были обновлены на 78%, а отдельные, например, на заводе Ростсельмаш на 100%.

    Для улучшения работы профгрупп президиум ЦК союза в августе 1938 года созвал всесоюзное совещание профгрупоргов по обмену опытом работы. Этому совещанию предшествовал смотр работы низового звена - профгрупп. На ряде заводов, таких как "Коммунар", имени Октябрьской революции, Гомсельмаш и других, перед проведением смотра было развернуто соцсоревнование среди профгрупоргов на лучшие показатели работы профгруппы за право участия во всесоюзном совещании.

    Стахановское движение в отрасли находилось под непрерывным вниманием профсоюза. На 1 января 1937 года по всем заводам отрасли насчитывалось 26.858 стахановцев. В этот период на заводах выросли лучшие люди - энтузиасты и инициаторы Стахановского движения: Дианов, Прусаченко, Баранов, Баулин - на Ростсельмаше; Плахотник, Геккер - на заводе имени Петровского; Шишонин - на Люберецком заводе; Яхин, Ремезов - на заводе имени Колющенко; Столяренко - на заводе "Красная звезда"; Конов - на Саркомбайне; Власова - на заводе "Серп и Молот". Большое значение для развития стахановского движения имела отраслевая конференция по пересмотру мощностей оборудования и норм выработки, в которой ЦК союза принимал активное участие. XI пленум ЦК союза обсудил вопросы стахановского движения. Социалистическим соревнованием (вместе со стахановцами) на 12 учтенных заводах было охвачено 73,2% от общего числа работающих. В работе пленума участвовало 30 лучших стахановцев отрасли. Они были премированы пленумом именными часами и политической литературой.

    За период 1931-1936 годов заводами сельскохозяйственного машиностроения выпущено штук: тракторных плугов - 390.592, тракторных сеялок - 167.776, сенокосилок тракторных - 41.089, комбайнов - 90.136, тракторных сноповязалок - 29.659, тракторных молотилок - 61.642, картофелекопателей - 29211, льнотеребилок - 23.120, свеклоуборочных машин - 28.019, кукурузных пиккеров - 8.619, хлопкоуборочных машин - 6.160, зерноочистительных машин - 886. Промышленность страны по производству сельскохозяйственных машин в 1937 году заняла первое место в мире. Ввоз сельскохозяйственных машин из-за рубежа прекратился. Отечественная продукция стала играть ведущую роль в сельском хозяйстве и в коллективизации социалистического сельского хозяйства.


Газета "Голос профсоюза,2006г., №№1-7



Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)