ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

  75-летию профсоюза ј—ћ

 
»—“ќ–»я » —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ—“№

ѕрофессиональный союз рабочих автомобильной
промышленности (1934-1947 гг.)


    ¬ 1934 году профсоюз рабочих авиа- и автотракторной промышленности был разукрупнен на три профсоюза: рабочих авиационной промышленности, рабочих автомобильной промышленности и рабочих тракторной промышленности (ѕостановление IV пленума ¬÷—ѕ— от 5 сент€бр€ 1934 года). ¬ 1947 году профсоюз рабочих автомобильной промышленности был переименован в профсоюз рабочих автомобильной и тракторной промышленности (ѕостановление ѕрезидиума ¬÷—ѕ— от 21 но€бр€ 1947 года).

    –ешение IV пленума ¬÷—ѕ— о разукрупнении профсоюзов и перестройки их работы поставило перед профсоюзом рабочих автомобильной промышленности задачу организовать и возглавить творческую инициативу членов союза, усилить заботу о культурно-бытовых нуждах и запросах рабочих и служащих предпри€тий. ¬ ќтчете ÷ентрального комитета профсоюза за 1934-1937гг. отмечалось: "–ост автопромышленности, реконструкци€ √орьковского автозавода имени ћолотова (√ј«), завода имени —талина («»—) и других, создание смежных производств привели к увеличению численности рабочих в автомобилестроении. —реди членов нашего союза насчитываетс€ около 150 орденоносцев".

    ќдновременно с этим в отчете ÷  отмечены серьезные недостатки и пренебрежение к требовани€м профсоюзной демократии: "«а все врем€ своего существовани€ ÷  союза ни разу не отчитывалс€ перед своими членами. Ќе отчитывались и заводские комитеты. ѕленум ÷  за два с половиной года собиралс€ шесть раз. ƒо 1937 года очень многие, в том числе и очень важные решени€ президиума, принимались опросом. ¬ большинстве случаев не было никакой проверки реализации решений: ¬ работе ÷  и его президиума отсутствовала принципиальность в постановке важных вопросов. Ёто приводило к политической пассивности, ослабл€ло борьбу с остатками тред-юнионизма. –уководитель ÷  союза «добнов, председатели завкомов Ќожевников (√ј«) и ‘уфаев (Ћенинградский карбюраторный завод) были обвинены в предательстве и политической слепоте и сн€ты с работы.

      1937 году охват членством к общему числу работающих составл€л в союзе 89,9%. ѕрофактив союза к началу 1937 года насчитывал 13443 человека (в 1935 - 10301). ѕрофсоюз тратил немалые средства на обслуживание рабочих, о чем можно судить по отдельным стать€м страхового бюджета. Ѕюджет социального страховани€ с 1934 по 1937 год увеличилс€ в два с половиной раза - с 14682,8 тыс€чи рублей (1935г.) до 31672,0 (1937г.). ¬ 1935-1936 годах в санатории было направлено 3675 человек, в двухнедельные дома отдыха - 19753 человека, а в однодневные - 14204.

    «аводы автопромышленности располагали большим жилым фондом.  1937 году обща€ жила€ площадь насчитывала 474518 квадратных метров, должно было войти в строй еще 90000 квадратных метров. Ќа 1937 год правительство отпустило на жилстроительство по автопромышленности 49203 тыс€чи рублей, из них на √ј« - 22 миллиона рублей, на «»— - 17 миллионов рублей.

    јктивно занималс€ профсоюз производственно-массовой работой и организацией социалистического соревновани€.  узнец √ј«а Ѕусыгин положил начало стахановским методам работы не только в автомобильной отрасли, но и во всем машиностроении. ¬ сент€бре 1935 года он дал рекордную отковку коленчатых валов, оставив позади американские показатели. ѕри норме в 675 валов в смену Ѕусыгин довел производительность валов до 1146 в смену. ”же через два мес€ца на заводах автомобильной промышленности насчитывались тыс€чи его последователей.

    ¬ окт€бре 1935 года дл€ обмена опытом работы и развити€ стахановского движени€ ÷  профсоюза организовал всесоюзный слет стахановцев-бусыгинцев автомобильной и тракторной промышленности.

    ѕрофсоюз рабочих автомобильной промышленности располагал большой сетью культурно-просветительных и спортивных сооружений. —реди них 11 клубов, 4 парка культуры и отдыха, 194 красных уголка в цехах и общежити€х. ¬ 1937 году во всех культучреждени€х союза работали 863 кружка, объедин€вших 17149 участников.  ружкова€ работа велась по многим направлени€м, в том числе: техническом, политическом, общеобразовательном, музыкальном, хоровом, военном и т.д. ќбщий фонд профсоюзных библиотек на начало 1937 года составл€л 242218 книг. Ќа каждого работающего приходилось 2,3 книги. ¬ художественных коллективах насчитывалось 2036 участников. јссигновани€ на физкультуру по бюджету ÷  союза и завкомов в 1937 году составл€ли 822500 рублей. ¬ обществе "“орпедо", организованном профсоюзом автомобильной промышленности по решению президиума ¬÷—ѕ— в 1936 году, насчитывалось 1875 членов и 3158 кандидатов.

ѕрофсоюз рабочих тракторной
промышленности (1934-1942 гг.)


    ѕрофсоюз рабочих тракторной промышленности был организован при разукрупнении профсоюза рабочих автотракторной и авиационной промышленности в 1934 году (ѕостановление IV пленума ¬÷—ѕ— от 5 сент€бр€ 1934г.). ¬ 1942 году профсоюз рабочих тракторной промышленности был переименован в профсоюз рабочих тракторной и танковой промышленности (ѕостановление —екретариата ¬÷—ѕ— от 27 июн€ 1942 г.). ¬ 1946 году профсоюз рабочих тракторной и танковой промышленности влилс€ в профсоюз рабочих транспортного машиностроени€ (ѕостановление ѕрезидиума ¬÷—ѕ— от 22 феврал€ 1946 г.).

    ¬ 1934 году произошло второе разукрупнение отраслевых профсоюзов. ¬ 44 отраслевых профсоюзах рабочих крупной централизованной промышленности ликвидировались средние звень€: краевые и областные комитеты. —окращались штаты платных профсоюзных работников (в среднем на 36%). ќни замен€лись выборными с привлечением большого актива на добровольных началах. Ёто позвол€ло сэкономить профсоюзные средства и направить их на удовлетворение культурных и материальных потребностей членов профсоюзов, на обучение актива и подготовку профсоюзных кадров.

    II ѕленум ÷  союза рабочих тракторной промышленности, утвержда€ профсоюзный бюджет на 1935 год, констатировал: "перестройка профсоюзных организаций и сокращение платного аппарата заводских комитетов на основе IV и V пленумов ¬÷—ѕ— обеспечивает дальнейшее улучшение культурно-бытового обслуживани€ и оказание активной материальной помощи членам союза рабочих тракторной промышленности".

    ѕленум утверждает доходную часть профбюджета ÷  по членским взносам на 1935 год в сумме 2.827.000 рублей. –асходную часть - в сумме 2.698.200 рублей. »з них: на меропри€ти€ по улучшению соцбытового обслуживани€ членов союза - 720 тыс€ч рублей (25,5%), на культурно-массовую работу и клубы - 515 тыс€ч рублей (13,2%), на стимулирование завкомов за 100% выполнение финансового плана по сбору членских взносов - 375 тыс€ч рублей (13,3%), на содержание аппарата по центральному комитету союза - 663,8 тыс€чи рублей (23,5%). ќдновременно пленум ÷  утвердил проведенное сокращение штатов аппарата заводских комитетов на 36,9%.

    ¬ 1935 году передовые рабочие предпри€тий тракторной промышленности развернули стахановское движение. ѕионерами среди рабочих стахановцев были: ќвчинников, —тадник, ¬асильев, „алов и многие другие. Ћучшие стахановцы - ‘ошин, Ћебедев (’“«), „алов (—“«) награждены орденами.

    «а 1935-1936 годы основные заводы отрасли - —“«, ’“« и „“« - выполнили производственный план по валовой продукции в среднем на 117%. ѕравительственный план выпуска во второй п€тилетке - 61 тыс€ча тракторов "„“«" -выполнен в четыре года. «начительно выросла производительность труда. ¬ыработка на одного рабочего трех основных заводов составл€ла в среднем 125%. ¬ результате пересмотра норм 1936 года расход нормированного времени на трактор снизилс€. ”лучша€ организацию труда, лучше использу€ оборудование, повыша€ свою квалификацию и интенсивность труда, стахановцы отрасли значительно перевыполн€ли нормы. —выше тыс€чи человек на „“«, около 700 человек на —“« выполн€ли новые нормы на 200 и более процентов. –ост заработной платы происходил одновременно со снижением цен. ѕараллельно увеличились расходы на культурно-бытовое обслуживание рабочих. ¬ 1937 году они составл€ли 1625 тыс€ч рублей. ќгромные средства расходовались на оздоровление, просвещение, жилищное строительство, все это улучшило материальные и культурные услови€ жизни членов союза и их семей. ¬ 1937 году заводы тракторной промышленности по решению правительства были реконструированы и перешли на производство гусеничного трактора отечественной конструкции с дизельным мотором.

    ¬ €нваре 1937 года ÷ентральный комитет провел работу по перестройке всех профсоюзных организаций и укреплению низового звена профработы. ƒл€ этой цели разукрупнены профгруппы. ”становлено, что профгруппа организуетс€ на участке работы (пролете, отделении и т.д.) с числом членов профсоюза 25-30 человек. ¬опросы материально-бытового и культурного обслуживани€ рабочего не разрешались в завкоме или цехкоме без предварительного решени€ профгруппы. Ќа всех заводах в помощь профгрупоргу были избраны общественный инспектор труда, страхделегат, учетчик социалистического соревновани€ и ударничества.

    Ѕыло разработано положение о работе профгрупорга, в котором четко оговаривалось содержание де€тельности профгрупорга. ¬ цехах с числом членов профсоюза от 100 человек взамен цеховых профоргов избраны цеховые комитеты. ѕлатный аппарат значительно сократилс€. јппарат ÷  союза в 1937 году состо€л из 18 человек (в 1936 г. - 23 человека), завкомы, соответственно, 101 в 1937 году (193 - в 1936 г.). Ќа р€де предпри€тий (ќренбургский, ћариупольский, –остовский,  аховский, ¬оронежский заводы, ћосковский завод "–ессора" и др.) завкомы были переведены полностью на не платную работу.

    ѕо данным на 1.01.1937 года профактив подведомственных ÷  заводов составл€л свыше 8 тыс€ч человек, в том числе членов ‘«ћ  - 209, членов цехкомов и цехпрофоргов - 423, группорганизаторов - 1891 человек, общественных инспекторов труда - 982, страховых делегатов - 1662, сборщиков членских взносов - 2103, и в массовом низовом контроле - 1014 человек. „исло женщин, работающих в тракторной промышленности, составл€ло 34%, в составе актива их было всего 11-12%.

2. »ндустриализаци€ страны и
разукрупнение профсоюзов (1929-1931 гг.)


    ¬ конце 20-х - середине 30-х годов началось перевооружение промышленности, перевод страны на рельсы индустриализации. ≈Є ускоренные темпы, успехи в коллективизации сельского хоз€йства создали услови€ дл€ решени€ сложнейшей социально-экономической проблемы - ликвидации безработицы в ———–. ќбщие перспективы индустриализации предусматривали рост квалифицированных кадров среди рабочих. ѕрофсоюзы разработали систему мер, гарантирующих своевременное и полное обеспечение промышленности и транспорта квалифицированными кадрами как из числа имеющихс€, так и путем подготовки и переподготовки новых. ¬ 1930 году новую профессию получили 360 тыс€ч безработных. Ёти люди сразу же получали работу на стройках и заводах.   концу 1930 года безработица в нашей стране была полностью ликвидирована.

    ¬ соответствии с новыми задачами по индустриализации страны, во главу профсоюзной работы встали производственные аспекты: борьба за промфинплан, руководство социалистическим соревнованием и ударным движением, организаци€ творческой инициативы масс за высокие темпы социалистического строительства, за улучшение материально-бытового и культурного положени€ рабочих масс. —оздавались первые гиганты промышленности - —талинградский, ’арьковский и „ел€бинский тракторные заводы, "–остсельмаш", √орьковский автомобильный завод и другие. ћашиностроители были одними из зачинателей героических трудовых дел.

    ѕрофсоюзные организации возглавили борьбу машиностроителей за создание новых предпри€тий, быстрейшее освоение новых и максимальное использование действующих мощностей. ÷енную инициативу про€вил в 1930 году коллектив Ћенинградского машиностроительного завода имени  .ћаркса, предложивший новую форму соревновани€ - встречное планирование. “огда же по почину рабочих Ћенинградского машиностроительного завода имени ¬.».Ћенина началось движение за создание хозрасчетных бригад.   концу 1931 года на предпри€ти€х страны имелось уже 155 тыс€ч таких бригад, в которых насчитывалось более 1,5 миллиона рабочих.

    »зменени€ в структуре промышленности, развитие машиностроени€ как одной из ведущих еЄ отраслей, вносили коррективы в характер де€тельности профсоюза и его структуру. ”простилась структура профорганов. ѕервичным их звеном на предпри€тии стала профгруппа. ¬ €нваре 1931 года ¬÷—ѕ— прин€л решение о разукрупнении профсоюзов. ¬место 23 производственных профсоюзов было образовано 47. ѕрофсоюз металлистов к тому времени насчитывал 1480 тыс€ч членов союза. »з профсоюза металлистов выделились в отдельные профсоюзы металлурги, работники автотракторной и авиационной промышленности и др. Ётим же решением был создан профсоюз рабочих сельскохоз€йственного машиностроени€ и профсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности.

    ƒл€ советского сельскохоз€йственного машиностроени€ тот период характерен созданием мощной промышленности по производству сельскохоз€йственных машин дл€ земледели€. ѕервые съезды дали развернутую программу действий новым ÷  союзов и профсоюзным организаци€м, возложив на них задачу превращени€ новых союзов в отр€ды передовых. ¬ 1931 году профсоюзы вместе с хоз€йственными органами провели тарифную реформу дл€ дальнейшего совершенствовани€ системы заработной платы рабочих. Ёто потребовало существенного пересмотра тарифных сеток и справочников. Ќапример, в новой тарифной сетке было изменено соотношение между разр€дами. ” металлистов между первым и вторым оно составл€ло 15%, затем между седьмым и восьмым составл€ло 24,1%. ¬ результате пересмотра первое место по заработной плате стало занимать машиностроение. Ќова€ тарифна€ система способствовала росту производительности и поднимала роль материальных стимулов в труде.

      началу 1933 года вступило в строй 1500 новых промышленных предпри€тий. «аново были созданы тракторна€, автомобильна€ и авиационна€ промышленность. «а годы первой п€тилетки в народное хоз€йство влилось заново 12,5 миллиона человек, из которых 8,5 миллиона (68%) были вчерашними кресть€нами. „исло рабочих и служащих возросло почти вдвое. –ост численности продолжилс€ и во второй п€тилетке. — расширением производства и внедрением новой техники, ростом численности рабочих, работа профсоюзов усложнилась.

    ѕотребовалось провести организационную перестройку профсоюзов.

3. ѕрофсоюз рабочих автотракторной
и авиационной промышленности (1931-1934 гг.)


    ѕрофессиональный союз рабочих автотракторной и авиационной промышленности был организован в 1931 году при разукрупнении профессионального союза металлистов (ѕостановление ¬÷—ѕ—, €нварь 1931 г.). ¬ 1934 году он был разукрупнен на три профсоюза: профсоюз рабочих авиационной промышленности, профсоюз автомобильной промышленности и профсоюз рабочих тракторной промышленности (ѕостановление IV ѕленума ¬÷—ѕ— от 5 сент€бр€ 1934 г.).

    ѕрофсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности (–ј“јѕ) к 1931 году насчитывал около 140 тыс€ч рабочих и служащих и объедин€л рабочих и служащих, зан€тых в тракторной, автомобилестроительной, авиационной промышленности и подсобных дл€ них производств. –азвитие тракторной промышленности было неразрывно св€зано с процессами коллективизации, бурным развитием сельского хоз€йства. Ќа начало 1931 года тракторный парк ———– составл€л 78,5 тыс€ч тракторов общей мощностью в 1 миллион т€гловых лошадиных сил. ѕричем, тракторы советского производства составл€ли всего лишь 20% от общего числа. 1931 год стал первым годом развертывани€ советского тракторостроени€. Ќа ближайшие годы намечалс€ перспективный грандиозный план тракторостроени€. ¬з€тые темпы значительно превосходили американские. јмерика, начавша€ производство тракторов в 1909 году, достигла своего рекордного выпуска - 3,2 миллиона лошадиных сил - в 1929 году. ¬ 1931 году все наши тракторные заводы: —талинградский, ’арьковский, „ел€бинский и " расный ѕутиловец" должны были дать 57.600 тракторов, а к 1934 - 210.000, что должно было составить 11,8 миллиона лошадиных сил. ѕроцент удовлетворени€ потребности в тракторах должен был составл€ть в 1931 году 37%, а в 1934 году - 63%. Ёти цифры нагл€дно показывают, кака€ серьезна€ задача сто€ла перед страной и в том числе перед профсоюзом по расширению объема тракторостроени€.

    ¬ области автостроени€ к концу п€тилетки в 1933 году грузооборот, по подсчетам ÷удортранса, должен был вырасти до 20 миллионов тонн (в 1929 году - 7 миллионов). ћировой парк автомашин на 1 €нвар€ 1931 года насчитывал около 36 миллионов машин. јмерика имела на каждые п€ть человек один автомобиль, в ———– одна машина на каждые 4,5 тыс€чи человек. ѕотребность в автотранспорте исчисл€лась ÷удортрансом в 1931 году - 34 тыс€чи, а к 1934 году - 290 тыс€ч машин.

    ќбласть авиастроени€ в начале 30-х годов €вл€лась новой отраслью, созданной новым государством. ¬озникновение авиационной промышленности в пределах царской –оссии относитс€ к периоду 1908-1912 годов. “огда впервые возникли мастерские, копировавшие заграничные конструкции самолетов. ѕеред —оветским —оюзом сто€ла задача создать свою авиационную промышленность, организовать производство моторов, отдельных агрегатов. ”твержденный —овнаркомом план развити€ гражданского воздушного флота на 1931 год дает развернутую программу авиационного строительства. ѕотребность страны в самолетах характеризовалась такими цифрами: в 1931 году-93, к 1933- 1440 самолетов. ѕлан предусматривал открытие в 1931 году 20 новых воздушных линий прот€жением 15 тыс€ч километров. ¬ течение 1931 года планировалось перевезти свыше 30 тыс€ч пассажиров и около 2 миллионов грузов.

    I съезд профсоюза автотракторной и авиационной промышленности, проходивший в 1931 году, обсудил задачи, сто€щие перед профсоюзными организаци€ми по перестройке организационных форм работы. ќтмечено, что группа как низова€ профсоюзна€ €чейка обеспечивает успех всей работы на предпри€тии. ¬едущие профессии, имеющие выборных уполномоченных дл€ обсуждени€ основных производственных вопросов, - второе решающее звено. —менные профорганизации - сменный комитет в посто€нных сменах, работающий на правах цехового комитета, и на действительно полное обслуживание всех смен общецеховым комитетом, там, где смены не посто€нные - третье решающее звено. –авнение на эти звень€ должно составл€ть сущность работы завкома в новых услови€х. —труктура союза рабочих автотракторной и авиационной промышленности, когда отсутствуют средние звень€ (областные организации), предъ€вл€ла особые повышенные требовани€ и к завкому, и к ÷ентральному комитету.

ѕрофсоюз рабочих сельскохоз€йственного
машиностроени€ (1931-1940 гг.)


    ѕрофсоюз рабочих сельскохоз€йственного машиностроени€ был организован е 1931 году при разукрупнении профсоюза металлистов (ѕостановление ¬÷—ѕ—, €нварь 1931 г.), ¬ 1946 году объединен с профсоюзом рабочих промышленности боеприпасов в один профсоюз рабочих сельскохоз€йственного машиностроени€ ———– (ѕостановление ѕрезидиума ¬÷—ѕ— от 13 феврал€ 1946 г.).

    ¬ июле 1934 года IX ѕленум ÷ентрального комитета союза рабочих сельскохоз€йственного машиностроени€ в ѕостановлении отмечал: " оллектив рабочих и »“– сельскохоз€йственного машиностроени€ боретс€ за технически грамотные производственные кадры. ѕо 14 заводам с общим количеством рабочих 43.512 человек, сдали общественно-технические экзамены 9.898 человек, из них сдали на "отлично" - 1992 человека, получили значок "«ќ“" (за овладение техникой) - 578 человек. ѕовышено в разр€дах и передвинуто на более сложную работу - 197 человек. ќхвачено членством общества "«а овладение техникой" («ќ“) - 5.507 человек.

    «начительно выросла прослойка производственно-технической интеллигенции из рабочего класса. ѕленум ÷  ставил перед заводскими и цеховыми организаци€ми профсоюзов задачу и возлагал ответственность за организацию и проведение общественно-технических экзаменов и требовал тщательной подготовки к ним, правильной организации работы квалифицированных комиссии, превраща€ общественно-технический экзамен в массовое движение рабочих за овладение техникой. ѕленум ставил важнейшей задачей профорганизации "сдачу рабочими общественно-технических экзаменов на "хорошо" и "отлично" в течение 1934 года не менее чем на 50%.

    ќсоба€ забота и внимание со стороны профсоюзов удел€лась культурно-бытовому обслуживанию рабочих, инженеров, техников и служащих конкретных предпри€тий- XII пленум ÷  союза сельхозмашиностроени€ в своем постановлении 1936 года отмечал: "ѕравительством вложены дес€тки миллионов рублей на жилищное строительство и культурно-бытовые учреждени€ –остсельмаша. ¬округ завода вырос целый городок. Ќа культурно-бытовое обслуживание –остсельмаша по линии профсоюза ежегодно расходуютс€ значительные суммы. ѕри заводе имеетс€: клуб, 31 красный уголок, парк культуры и отдыха, водна€ станци€, ночные санатории, детска€ техническа€ станци€, детский

    клуб. Ѕюджет выплатного пункта соцстраха за 1935 год составл€л 4.974 тыс€чи рублей. Ќа курорты, в дома отдыха и санатории в 1935 году было направлено 2811 человек. »з средств кассы взаимопомощи особого типа выдано в 1935 году возвратных и безвозвратных ссуд 4301 рабочему в сумме 390 тыс€ч рублей".

    ¬ 1935-1937 годах обстановка в стране предъ€вл€ла более высокие требовани€ к профсоюзам. ƒе€тельность профсоюзов данного периода имела серьезные недостатки. ѕрежде всего, они выражались в нарушени€х профсоюзной демократии. Ќе была доведена до конца работа в св€зи с разукрупнением профсоюзов в 1934 году. —ъезды вновь образуемых профсоюзов не были своевременно созваны, в результате значительное число членов центральных комитетов были не избраны, а кооптированы. Ќачавша€с€ в 1935 силу отчетно-выборна€ кампани€ в профсоюзах проходила неудовлетворительно, поэтому выборы временно приостановили и не проводили их до 1937 года. Ќарушение сроков отчетов и выборов в первичных организаци€х привело к тому, что кооптаци€ и назначенство укоренилось в работе профсоюзных комитетов.

    ќбщий охват профчленством по союзу на 1 апрел€ 1937 года составл€л 95776 человек, или 86,6%. —оюз обслуживал 16 заводов сельскохоз€йственного машиностроени€. ¬ цел€х вовлечени€ членов союза в профработу на основе решений президиума ¬÷—ѕ— было проведено сокращение платного аппарата ÷  союза и аппаратов заводских и цеховых комитетов с 200 человек в 1936 году до 90 человек в 1937 году. ¬ св€зи с сокращением аппарата ÷  была перестроена структура заводских и цеховых комитетов. ¬ первые годы своей работы ÷  союза удел€л особое внимание перенесению центра т€жести профсоюзной работы в низовое звено - в профгруппу.

    ѕодготовка, воспитание и выдвижение профсоюзных кадров стали одной из важнейших задач в де€тельности профсоюза. јктив союза к апрелю 1937 года составл€л 12387 человек. «а период с 1931 по 1937 год обучено с отрывом от производства на курсах председателей цеховых комитетов 75 человек, в ¬ысшей школе профсоюзного движени€ - 57 человек. ¬ 1936 году состо€лись курсы переподготовки председателей цеховых комитетов, культработников и заведующих клубами, на которых обучалось 57 человек. Ќа подготовку и переподготовку профкадров в 1937 году предусмотрено было потратить 363,9 тыс€чи рублей. ”чебой в 1937 году планировалось охватить до 8 тыс€ч профактивистов.

    ¬ажное значение дл€ улучшени€ де€тельности профсоюзов имел VI пленум ¬÷—ѕ— (1937). ¬сесторонне проанализировав де€тельность профсоюзов, пленум вскрыл недостатки и наметил пути их устранени€. ¬ решении пленума подчеркивалось, что профсоюзы должны проводить в своих организаци€х сверху донизу начала подлинного демократизма. ѕленум постановил ликвидировать практику кооптации в профсоюзных организаци€х и восстановить полностью выборность руковод€щих органов. Ѕыло решено провести в 1937 году выборы всех профсоюзных органов снизу доверху на основе широкого развертывани€ критики и самокритики, полного соблюдени€ профсоюзной демократии. «апрещалось голосование списком, вводилась система закрытого (тайного) голосовани€ кандидатов.

    ѕериод 1937 г. характерен крупными процессами и делами по вредительству. ћногие руководители профсоюзов и р€довые члены профсоюзов были незаслуженно осуждены и репрессированы. Ёти вопросы нашли отражение в ќтчете ÷  профсоюза рабочих сельскохоз€йственного машиностроени€ за 1937 год: "÷  союза совместно с новым руководством √лавселъмаша и новыми руководител€ми заводов мобилизовал широкие массы членов профсоюза на ликвидацию последствий вредительства и помог органам Ќ ¬ƒ выкорчевывать врагов рабочего класса, изменников нашей –одины... ќтветственность за притупление революционной бдительности несут не только руководители заводов, но и руководство √лавсельмаша и ÷  союза. Ќачальник √лавсельмаша г.Ѕорисов, который €вл€етс€ членом ÷  союза, не про€вил большевистской напористости в деле ликвидации последствий вредительства, в св€зи с чем XV пленум ÷  союза сделал ему серьезное предупреждение о том, что в случае неисправлени€ допущенных им ошибок будет поставлен вопрос о выводе его из состава пленума союза".

    II —ъезд профсоюза подверг суровой критике работу прежнего состава ÷  союза, в практике которого имели место факты грубейшего нарушени€ профсоюзной демократии, отсутстви€ отчетности перед членами союза, назначени€ и кооптации вместо выборов, оторванность от профсоюзных масс. Ќа II съезде профсоюза в состав пленума ÷  союза было избрано 25 стахановцев. ¬ состав вновь избранного президиума ÷  из 7 членов президиума вновь избрано 6, в том числе непосредственно с низовой профработы. Ќовые кадры профсоюза выдвигались на ответственную, советскую, хоз€йственную, партийную и профсоюзную работу. «аводские комитеты были обновлены на 78%, а отдельные, например, на заводе –остсельмаш на 100%.

    ƒл€ улучшени€ работы профгрупп президиум ÷  союза в августе 1938 года созвал всесоюзное совещание профгрупоргов по обмену опытом работы. Ётому совещанию предшествовал смотр работы низового звена - профгрупп. Ќа р€де заводов, таких как " оммунар", имени ќкт€брьской революции, √омсельмаш и других, перед проведением смотра было развернуто соцсоревнование среди профгрупоргов на лучшие показатели работы профгруппы за право участи€ во всесоюзном совещании.

    —тахановское движение в отрасли находилось под непрерывным вниманием профсоюза. Ќа 1 €нвар€ 1937 года по всем заводам отрасли насчитывалось 26.858 стахановцев. ¬ этот период на заводах выросли лучшие люди - энтузиасты и инициаторы —тахановского движени€: ƒианов, ѕрусаченко, Ѕаранов, Ѕаулин - на –остсельмаше; ѕлахотник, √еккер - на заводе имени ѕетровского; Ўишонин - на Ћюберецком заводе; яхин, –емезов - на заводе имени  олющенко; —тол€ренко - на заводе " расна€ звезда";  онов - на —аркомбайне; ¬ласова - на заводе "—ерп и ћолот". Ѕольшое значение дл€ развити€ стахановского движени€ имела отраслева€ конференци€ по пересмотру мощностей оборудовани€ и норм выработки, в которой ÷  союза принимал активное участие. XI пленум ÷  союза обсудил вопросы стахановского движени€. —оциалистическим соревнованием (вместе со стахановцами) на 12 учтенных заводах было охвачено 73,2% от общего числа работающих. ¬ работе пленума участвовало 30 лучших стахановцев отрасли. ќни были премированы пленумом именными часами и политической литературой.

    «а период 1931-1936 годов заводами сельскохоз€йственного машиностроени€ выпущено штук: тракторных плугов - 390.592, тракторных се€лок - 167.776, сенокосилок тракторных - 41.089, комбайнов - 90.136, тракторных снопов€залок - 29.659, тракторных молотилок - 61.642, картофелекопателей - 29211, льнотеребилок - 23.120, свеклоуборочных машин - 28.019, кукурузных пиккеров - 8.619, хлопкоуборочных машин - 6.160, зерноочистительных машин - 886. ѕромышленность страны по производству сельскохоз€йственных машин в 1937 году зан€ла первое место в мире. ¬воз сельскохоз€йственных машин из-за рубежа прекратилс€. ќтечественна€ продукци€ стала играть ведущую роль в сельском хоз€йстве и в коллективизации социалистического сельского хоз€йства.


√азета "√олос профсоюза,2006г., єє1-7



работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)