ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"Под цехом ГАЗа найден танк Т-70 "




      ...Этот экспонат музея истории ГАЗа сильно отличается от других, блестя-щих лакированными боками. И комплектность у него нарушена, и сам он не автомобиль. Он - танк. Точнее, остов танка, который в 2008 году откопали во время ремонта в цехе металлопокрытий.

      Cнимая старые полы в цехе, рабочие неожиданно наткнулись на что-то металлическое. Стали раскапывать, и вскоре их взору предстал остов танка. Без башни, гусениц и «начинки», но перепутать с чем-либо Т-70 было невозможно - в цехе со времен войны действительно находился танк. Наша редакция тогда провела целое расследование, пытаясь выяснить, каким же образом боевая машина оказалась под полом цеха. К однозначному выводу мы так и не пришли, зато узнали, что, оказывается, таких подземных танков было как минимум пять - часть из них уже достали, а часть еще вполне может находиться в земле.

      Тот, найденный Т-70, бережно извлекли из недр и, отмыв от грязи, передали в музей истории ОАО «ГАЗ».

      Он сохранился потрясающе, - Н.В.Колесникова, директор музея, проводит рукой по шершавой броне. - Было ощущение, будто перед тем, как опустить его под землю, танк тщательно обработали маслом: его и сейчас вполне можно оснастить оборудованием и - вперед.

      Возможно, броню сохранила именно «консервация» под землей. Уже в музее, на воздухе, он было надумал ржаветь, но вызванные из объединенного инженерного центра специалисты быстро пресекли попытки ржавчины уничтожить реликвию: специально подобранный антикор надежно хранит танк для потомков.

      Правда, экскурсоводы, показывая остов Т-70 посетителям, до сих пор не могут дать официальную версию его появления под землей. Версии этой просто не существует.

      Этот танк наверняка был бомбоубежищем, - уверен ветеран Горьковского автозавода А.И.Корочкин.

      Во время войны Александр Иванович работал технологом во втором механическом цехе, и, по его словам, подобный Т-70 был и у них.

      Я сам своими глазами видел, как остов танка опускали под землю, - рассказывает он, - и сам прятался в нем во время бомбежек. Правда, за давностью лет уже не помню, кому именно пришла идея использовать Т-70 в качестве защиты и каким образом он оказался в нашем цехе.

      Слова Александра Ивановича подтверждают и другие читатели газеты. Когда четыре года назад мы написали о необычной находке, люди звонили и рассказывали: «Я сам прятался в таком танке. Теснотища, страшно, сидели на брошенной на пол соломе... Но зато живы остались».

      Казалось бы, в расследовании темы «подземные танки» можно ставить точку. Но на самом деле не все так однозначно.



      За четыре года, что остов Т-70 стоит на всеобщем обозрении, сотрудники музея перерыли сотни архивных документов в поисках хоть какой-либо информации о столь необычных «бомбоубежищах».

      Ни одного свидетельства, констатирует Н.В.Колесникова. - Нигде нет даже тени упоминания о том, что военные машины разрешено использовать в качестве защиты работников цехов. С точки зрения логики это очень странное решение: броня танка стоит дорого, спрятаться в нем во время бомбежек могли максимум 5-6 человек, в то время как в цехе работали сотни. Кроме того, фронт испытывал жесточайший дефицит в военной технике и использование танковой брони в своих целях... Так можно было и визита сотрудников НКВД дождаться!

      Оппоненты могут возразить: а что, если эта броня была бракованной и не под-ходила для военных целей? Резонный ответ - почему не отправить ее на переплавку?

      «Корыта» (так называли остовы танков работники ГАЗа) приходили в Горький из Выксы и Кулебак, - рассказывает Наталья Витальевна, - и, если на нашем заводе выявляли брак, возвращали негодный остов производителям. Возможно, в закопанных танках люди и прятались во время бомбежек, но, на мой взгляд, использование Т-70 в качестве укрытия - это «побочный эффект». Реальная цель была другой.

      Какой именно? На это история пока так и не дает ответа. Удастся ли его когда-нибудь найти?

      Сегодня Т-70 - один из экспонатов музея истории ГАЗа. До недавнего времени он по- прежнему оставался «белым пятном»: популярную версию о том, что танки использовались в качестве бомбоубежища, директор музея Н.В.Колесникова не поддерживала.

      Слишком дорогим было бы такое убежище, - говорила она, - укрыться в нем могли максимум пятеро человек. Но главное - в те дни, когда танки были крайне необходимы фронту, использовать их броню для себя... Нет, автозаводцы на это не пошли бы.

      И в то же время ветераны ГАЗа подтверждали: во время бомбежек они действительно прятались в таких танках. Было очень неудобно и тесно, но зато люди чувствовали себя защищенными.

      Истину помог установить конструктор военной техники, ветеран УКЭР В.Л.Степнов.

      Валерий Леонидовичвич лично пришел в музей истории, чтобы своими глазами увидеть «подземный танк».

      Версия с бомбоубежищем казалась мне несерьезной, - признается он. - Вероятнее всего, на случай бомбежек под защитой брони укрывался разве что дежурный по цеху вместе со средствами связи.

      Может быть, дежурные брали с собой и кого-то из мальчишек, работавших рядом: в годы войны в цехах зачастую трудились подростки и, чтобы спасти им жизнь, взрослые вполне могли давать парнишкам возможность пересидеть бомбежку в танке. Сегодня подростки военных лет стали ветеранами: они и вспоминали Т-70 как бомбоубежище. Но главным все-таки оставался вопрос, почему дорогостоящие танки не отправлялись на фронт?

      У меня была своя версия. Чтобы подтвердить или опровергнуть ее, требовалось осмотреть броню танка, - рассказывает Валерий Леонидович. - В годы войны ГАЗ не только производил их, но и ремонтировал те, что пострадали в боях. Правда, порой восстанавливать танк смысла не было - броня могла треснуть, сгореть...

      На первый взгляд, остов того, выкопанного из-под пола цеха металлопокрытий T-70, выглядит совершенно прочным. Однако внимательно осмотрев его, В.Л.Степнов обнаружил крупную трещину в «корме» танка.

      Сложно сказать, горел он или нет, - говорит Валерий Леонидович. - Корпус более 60 лет пробыл под землей, пропитанной эмульсией, как губка, - окалина могла очиститься сама собой. Но вот след от подрыва на мине совершенно явный. Я уверен: этот танк стал так называемой «безвозвратной боевой потерей» - сваривать лопнувший корпус не имело смысла.

      Как правило, с таких танков снимали абсолютно все детали, которые могли бы помочь в ремонте (и по остову Т-70 видно, что некоторые части его подвески просто вырезаны), а затем остов либо отправляли на переплавку, либо... Да, либо превращали его в локальное бомбоубежище.

      Конечно, подобные танки не были панацеей, - говорит В.Л.Степнов, - если от попадания 200- или 500-килограммовой бомбы станки взлетали на крышу цеха... Скорее, они выполняли туже роль, что каска у солдата, - от осколков защищали надежно. А от прямого попадания - нет, конечно... Но в любом случае - даже после своей «смерти» как боевой машины - автозаводские танки продолжали спасать жизни людей, только теперь уже в тылу.

      Наконец-то в истории подземного танка можно поставить точку. Еще одна тайна военных лет разгадана. И пусть война от нас все дальше - интерес к событиям 1941-1945 годов не ослабевает. Это - наша история.






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)