ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
"–ешение о строительстве завода в Ќижнем Ќовгороде "


      ѕо€вление в конце прошлого века первых автомобилей на «ападе произвело шумную сенсацию. ѕредприниматели развитых стран ≈вропы, а затем и —Ўј ринулись с капиталами в новую отрасль, и она бурно начала развиватьс€. ¬. ». Ћенин в статье Ђќдна из Ђмодныхї отраслей промышленностиї отметил, что Ђавтомобильное дело, при условии обслуживани€ большинства населени€, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобил€ми очень большое количество рабочего скота в земледелии и в извозной промышленностиї. Ёто предвидение сбылось. ¬ народном хоз€йстве ———– автотранспорт играет огромную роль. ј накануне первой п€тилетки наша страна по количеству автомобилей сто€ла ниже Ѕельгии, √олландии, ƒании, »спании, Ќорвегии и Ўвейцарии. ¬ 1928 г. в —Ўј было 23 200 тыс. автомобилей, в ———– Ч 20 600 автомашин и автобусов (на 1927 г.). ¬ —Ўј один автомобиль приходилс€ на 5,4 человека, в ———– Ч на 9 тыс. человек . XV съезд ¬ ѕ(б) предусмотрел при составлении первого п€тилетнего плана задачи по созданию новых производств, в том числе Ђавто-, авиа- и тракторостроение...ї . ¬ыполн€€ указани€ партии, председатель ¬—Ќ’ ———– ¬. ¬.  уйбышев 4 марта 1929 г. писал в приказе, что Ђправительство прин€ло решение построить собственными силами мощный автомобильный завод с выпуском 100 т[ыс€ч] машин в год...ї . ћесто строительства автогиганта не указывалось. ¬ печати на-зывались ћосква, Ћенинград, Ќижний Ќовгород, ярославль и другие города и районы.  аждое из названных мест имело определенные преимущества, но в комплексе они были сконцентрированы в Ќижнем Ќовгороде. «десь имелись достаточно развита€ металлообрабатывающа€ промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы, можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. ¬ апреле 1929 г. на заседании ѕрезидиума ¬—Ќ’ обсуждалс€ вопрос о месте строительства автозавода. ¬. ¬.  уйбышев, подвод€ итоги обсуждени€, за€вил: Ђя лично после взвешивани€ аргументов, которые здесь приводились, и после беседы высказываюсь за Ќижнийї. Ёто было закреплено. ”же в начале социалистической индустриализации Ќижегородска€ губерни€ €вл€лась одним из крупных промышленных районов страны. ¬ Ќ. Ќовгороде и р€дом с ним сложились машиностроительные и металлообрабатывающие заводы: Ђ расное —ор≠мової, Ђƒвигатель революцииї, Ђ расна€ Ётнаї, Ђћеталлистї, су≠доремонтный имени ¬. ». ”ль€нова, имени ћ. ¬оробьева, Ђ√у≠док ќкт€бр€ї и др. Ќа юге губернии в городах ¬ыксе и  улебаках функционировали крупные металлургические заводы; в го≠родах ¬орсме и ѕавлове развивались скоб€но-инструментальные промыслы.

      ¬ 1929 г. по решению ¬÷»  –—‘—– был образован громад≠ный Ќижегородский край, в который вошли Ќижегородска€ и ¬нтска€ губернии, „увашска€ ј——–, ћарийска€ и ”дмуртска€ автономные области, часть ¬ладимирской и  остромской губер≠ний. Ќ. Ќовгород уже тогда €вл€лс€ одним из крупных железно≠дорожных узлов. ќн находитс€ при сли€нии двух крупных судо≠ходных рек Ч ¬олги и ќки. ¬ыгодное географическое положение Ќижегородского (с окт€бр€ 1932 г.Ч √орьковского) индустриаль≠ного района определило его св€зи с восточными и южными метал≠лургическими и топливными базами страны, с предпри€ти€ми электротехнической, резиноасбестовой, лакокрасочной, текстиль≠ной промышленности ћосквы, Ћенинграда, ярославл€ и других городов, где создавались смежные с автомобилестроением произ≠водства.

      ¬ апреле 1929 г. было создано управление јвто стро€, началь≠ником которого ¬—Ќ’ назначил члена партии с 1918 г. —тепана –омановича ƒыбеца. — но€бр€ 1919 г. он работал в аппарате ¬—Ќ’ –—‘—–, затем ———–, откуда в 1929 г. направлен на јвто- герой. Ѕыл его руководителем до 1932 г., затем назначен началь≠ником √лавного управлени€ автотракторной промышленности. It 1937 г. репрессирован. –еабилитирован посмертно.

      ѕервоначальный эскизный проект автозавода было поручено дополнить √ипромезу и тресту ћеталлстрой. —пециалисты ———– еще не имели опыта автомобилестроени€, особенно по организа≠ции массово-поточного производства. –ешено было обратитьс€ к автомобильным компани€м —Ўј, куда 31 ма€ 1929 г. и выехала правительственна€ комисси€ во главе с заместителем председате≠ли ¬—Ќ’ ———– ¬. ». ћежлауком.  омпани€ ‘орда об€залась оказывать ———– техническую помощь и консультацию в строи≠тельстве автозавода, в организации производства легковых и грузовых автомобилей; разрешалс€ доступ на заводы компании со≠ветских специалистов и практикантов в количество 50 человек ежегодно.

      јкционерное общество в —Ўј Ђќстин и   ∞ї прин€ло участие в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитек≠турно-строительной части завода. ƒл€ реализации намеченных планов президиум ¬—Ќ’ ———– образовал комиссию в составе председател€ Ч начальника јвтостро€ —. —. ƒыбеца, членов Ч главного инженера јвтостро€ ј. ј. »саковича, его помощника JI. ј. ћертца и других специалистов.  омисси€ в сложной обста≠новке проводила в —Ўј напр€женную работу по выполнению договоров, реша€ многочисленные и разносторонние вопросы по проектированию и строительству Ќижегородского автозавода, по подбору и закупке оборудовани€.

      ¬ то врем€ между ———– и —Ўј еще не были налажены дипло≠матические отношени€. јмериканские капиталисты скептически относились к организации массового автомобилестроени€ в ———–, рекомендовали создавать лишь сборочные заводы, дл€ которых в —Ўј должны закупатьс€ узлы, детали, полуфабрикаты, а ———– по-прежнему оставалс€ бы зависимой страной. Ёто отвечало их долговременным политическим цел€м. Ќа установление деловых контактов с ———– американских предпринимателей толкал же≠сточайший экономический кризис, охвативший —Ўј и другие ка≠питалистические страны в 1929 г. и длившийс€ до 1933 г.

      Ќедоброжелательно отнеслись к советским специалистам пред≠ставители предпри€тий ‘орда и Ђќстин и  0ї: старались не до≠пускать их к решению технических вопросов, к разработке тех≠нологических проектов автозавода. ƒостойную отповедь дал —.—.ƒыбец одному из подобных де€телейЧ—оренсену. Ђя терпел,Ч вспоминал ƒыбец,Ч сколько моего терпени€ хватило, потом обор≠вал его и попросил мен€ послушать (попросил, правда, в довольно резком тоне)... что мы приехали учитьс€... не слесарить, а вести крупное делої.

      ƒокументы опровергают измышлени€ буржуазных идеологов, будто проект первой очереди автозавода был создан американ≠скими специалистами. ¬ основном его проектирование проводи≠лось советскими специалистами, но при участии и консультации р€да американских фирм. ¬ советских проектах первой очереди завода имелись многочисленные отступлени€ от фордовской тех≠нологии цехов, свои собственные разработки. —оветские специа≠листы составили проектирование следующих цехов: литейного Ч Ќ. Ќ. √еккер и —. ј. Ўамергон, механосборочного Ч ‘. ћ. JIo- манов, прессового Ч ј. ѕ. ѕетров, кузнечного Ч Ѕ. я. —околинский, рессорного Ч Ѕ. √. ѕетухов, инструментального Ч —. II. ёшкевич, штампового Ч ¬. Ќ.  узьмин, кузницы є 2 Ч ¬. ». Ѕабенко, кузовного Ч ƒ. √. √инзбург, сварочного и колес≠ного Ч “. ћ. √еллер, сборочного Ч —. 3. Ѕондарчик, деревооб≠делочного Ч —. ‘. ¬оронцов, радиаторного Ч ¬. Ќ. —мирнов,, покрыти€ металлом Ч ѕ. ј. √ольверк.  ак правило, руководи≠тели проектов цехов в период освоени€ стали их начальниками.

      ¬се работы по проектированию и выдаче заданий возглавл€л JI. ј. ћертц. ¬ результате энергичной, напр€женной и настойчивой работы советские специалисты в —Ўј успешно справились г задачами по технологическому проектированию в установлен≠ный сроки.   началу 1930 г. были выданы необходимые задани€ ни архитектурно-строительное проектирование фирме Ђќстини  ∞ї.

      –абочий класс, все труд€щиес€ восторженно встретили сооб≠щнице о строительстве автогиганта. ¬ Ќ. Ќовгороде собралс€ тор≠жественный пленум горсовета, на котором бурной овацией была встречена телеграмма из ћосквы секретар€ ќргбюро ÷  ¬ ѕ(б) нп Ќижегородскому краю ј. ј. ∆данова и председател€ крайис≠полкома Ќ. ». ѕахомова, в которой они выражали уверенность,; что нижегородцы справ€тс€ с ответственной задачей п выдержат перед страной трудный экзамен.

      Ќа многочисленных митингах и собрани€х на предпри€ти€х, в учреждени€х, на транспорте с гордостью выражалось одно общео мнение: Ђјвтозавод в Ќижнем Ч это новый стимул нашего I руда, наших усилий по индустриализацииї.

      13 июле 1929 г. на совместном совещании представителей Ќ—Ќ’ ———– и нижегородских руковод€щих и общественных ор≠ганизаций обсуждались результаты обследовани€ будущей пло≠щадки автозавода. Ѕыло прин€то решение строить автозавод на левом берегу ќки, в районе деревни ћонастырки.

      ¬ августе 1929 г. √лавмашинстрой ¬—Ќ’ ———– передал все работы по строительству автозавода тресту ћеталлстрой. ƒл€ ру≠ководства строительством и производственной .де€тельностью ав≠томобильных и тракторных заводов в масштабе страны ¬—Ќ’ ———– образовал ¬сесоюзное автотракторное объединение (¬ј“ќ).   сент€бреЧокт€бре ћеталлстрой составл€ет проект подготови≠тельных работ. ѕредсто€ло очистить огромную территорию от кустарника и мелколесь€, срыть бугры и холмы, засыпать овраги и €мы; разработать проекты организации строительства, подсоб≠ных предпри€тий и поселков; проложить к строительной площад≠ке железнодорожные ветки от завода Ђƒвигатель революцииї и от станции Ђƒоскиної ћосковской железной дороги; построить дес€тки складских помещений, бетонные заводы п мастерские,; жилые дома и бараки, здани€ административного центра, мага≠зины, столовые, бани; дать воду и электроэнергию.

        1 ма€ 1930 г., когда планировалось начать основное строи≠тельство, надо было завезти лес, кирпич, гравий, цемент, рельсы и другие строительные материалы.  роме железнодорожных ли- иий на ќке создавалс€ механизированный порт с причальной ли≠нией эстакады длиной в 310 м, пирсамт и защитными ледорезами. ¬ысококачественный проект порта и других сооружений строи≠тельства составили инженер Ѕ. Ћ. ƒлугач, выпускник Ќижегород≠ского инженерно-строительного института Ќ. ѕ. –озанов, про≠раб ‘. ». –етунский и другие специалисты. ѕорт соедин€лс€ со стройплощадкой железнодорожной веткой и мощенными камнем дорогами. ѕервоначальные ассигновани€ на подготовительные ра≠боты составл€ли 7 545 100 руб.

      ѕарти€ и правительство придавали огромное значение созда≠нию первенца автомобилестроени€, его строительство посто€нно находилось под наблюдением ÷ентрального  омитета ¬ ѕ(б) и —оветского правительства. Ќа XVI съезде ¬ √1(б) первый секре≠тарь Ќижегородского крайкома партии ј. ј. ∆данов от имени более чем 50-тыс€чной армии коммунистов кра€ просил Ђу пар≠тии и поддержки и критики дл€ того, чтобы эту величайшую за≠дачу автомобилизации страны, нар€ду с тракторизацией ее, вы≠полнить с честьюї .

      Ќижегородский крайком ¬ ѕ(б) направл€л партийные, со≠ветские, хоз€йственные и общественные организации на оказание всемерной помощи јвтострою и ћеталлстрою. —озданна€ им ко≠мисси€ занималась изучением всех вопросов, св€занных с пост≠ройкой автозавода, был организован также (по примеру “урксиба) комитет содействи€ строительству автозавода.

      ¬ помощь јвтострою включались общественные организации. ¬ €нваре 1930 г. президиум Ќижегородского крайсовета профсою≠зов об€зал орготдел совместно с союзом строителей выделить от≠ветственных работников дл€ усилени€ массово-политической ра≠боты на јвтострое.  райком союза металлистов прикрепил к јв≠тострою в качестве шефов профорганизации заводов Ђ расна€ Ётнаї, Ђћеталлистї, Ђ расный цинковальщпкї, машинострои≠тельного имени ћ. ¬оробьева и Ђ√удок ќкт€бр€ї.

      ÷  ¬Ћ —ћ одобрил решение Ќижегородского крайкома ком≠сомола о шефстве над јвтостроем, был разработан пор€док и ка≠лендарный план обеспечени€ рабочей силой јвтостро€.

      ѕо указанию крайкома ¬ ѕЅ јвтострою выдел€лось все не≠обходимое из средств кра€, нередко за счет других предпри€тий и новостроек. √лавное внимание удел€лось кадрам строителей. –уководители р€да крупных заводов выдел€ли јвтострою квали≠фицированных рабочих, специалистов. — бирж труда направл€≠лись безработные, возрастал приток колхозников и единолич≠ников из районов и национальных автономий Ќижегородского кра€, из ћордовской автономной области, ѕензенской, »ванов≠ской и других областей. ѕервоначально прибывшие из деревень работали землекопами, грузчиками, но вскоре многие станови≠лись каменщиками, плотниками, стол€рами, печниками, мал€≠рами, стекольщиками. ¬ окт€бре 1929 г. было всего 415 строите≠лей, а к 1 апрел€ 1930 г. их стало 5107; число инженерно-техни≠ческих работников возросло за это же врем€ с 14 до 135 человек.

      ¬ декабре 1929 г. на јвтострое из мобилизованных Ќижего≠родским крайкомом и  анавинским райкомом партии (јвтострой и дер. ћонастырка входили тогда в  анавинский район) комму≠нистов была создана партийна€ организаци€. Ќа первом собра≠нии присутствовало 44 члена партии, они избрали бюро партколлектива и его секретар€ ћ. —. ѕлаксина, члена партии с 1924 г.Д мобилизованного крайкомом партии на строительство.

      ѕартийна€ организаци€ строительства становитс€ активным помощником крайкома и  анавинского райкома ¬ ѕ(б) в борьбе ни ускоренное строительство автозавода. ¬начале она росла за счет мобилизованных на строительство коммунистов, в дальней≠шем в ее р€ды вливались лучшие из ударников и активистов стройки.   1 апрел€ 1930 г. в организации было уже до 200 ком≠мунистов. ѕартийный коллектив закал€лс€ в преодолении много≠численных трудностей, в борьбе с рецидивами троцкизма и пра≠выми уклонистами.

      ќдновременно из мобилизованных Ќижегородским крайкомом п  анавинским райкомом ¬Ћ —ћ 36 юношей и девушек создаетс€ комсомольска€ организаци€. ¬ €нваре 1930 г. в ней состо€ло 50, к 1 ма€Ч 233 члена Ћенинского комсомола. —екретарем ком≠сомольской организации избираетс€ ¬ениамин  оновалов, сле≠сарь завода Ђ√удок ќкт€бр€ї, направленный  анавинским –  ¬Ћ —ћ на јвтострой. ¬ мае 1930 г. он был призван в армию, секретарем стал ‘едор —амсонов.

      —оздана была также профсоюзна€ организаци€. 7 феврал€ 1930 г. вышел первый номер газеты Ђјвтогигантї (ныне Ђјвтоза≠водецї). ≈е редактором был утвержден направленный на јвто≠строй —. ј.  озьменко. — декабр€ 1930 г. стал выходить ежеме≠с€чный журнал Ђјвтостроительї.

      јктивизируетс€ массово-политическа€ работа, зарождаютс€ первые ростки социалистического соревновани€ и ударничества. ¬ €нваре 1930 г. было организовано 8 ударных бригад, в которых состо€ло 250 рабочих; в марте в 30 бригадах насчитывалось уже 1100 ударников.

      ¬ дни, когда у деревни ћонастырки возрастали темпы под≠готовительных работ, в дес€ти километрах отсюда, в  анавине, на заводе Ђ√удок ќкт€бр€ї, заканчивалась подготовка автосбо≠рочного цеха с монтажом в нем сборочного конвейера. ѕо догово≠ру с компанией ‘орда из —Ўј через ћурманск поступали в Ќижпий автомобильные узлы и детали. «авод Ђ расное —ормової под≠готовил автосборочному 50 платформ дл€ сборки грузовиков фордовской модели. ќпытные мастера и квалифицированные рабочие учили молодых производственников, в большинстве из демоби≠лизованных красноармейцев и краснофлотцев, работать на сбо≠рочном конвейере.

      Ќаступил торжественный день 1 феврал€ 1930 г. Ќа автосбо≠рочный прибыли представители краевых организаций и делега≠ции рабочих от нижегородских предпри€тий. Ќа митинге, посв€≠щенном выпуску первых грузовиков, выступили члены бюро край≠кома партии: председатель крайисполкома Ќ. ». ѕахомов, ответ≠ственный редактор ЂЌижегородской коммуныї Ѕ. ћ. ¬олин, пред≠седатель крайсовпрофа ј. —. «ашибаев, от союза металлистов 11. —. Ўкильный, начальник автосборочного цеха ј. ‘. Ћебедев. ѕоперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей прот€нулась ала€ лента с лозунгом: ЂЌа социалистических колесах вперед по пути к социализму!ї Ћенту разрезает Ќ. ». ѕахомов. ѕод звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики Ђ”ра!ї шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор, за ней сход€т еще дев€ть машин. Ѕлест€ свежей краской и лаком, они встали в р€д. –абочие обступили их, гладили кабины, разгл€дывали машины как диковинки. –адостным возгласам не было конца. Ћучшие производственники на новых грузовиках поехали к заводам Ђƒвигатель революцииї, Ђ расна€ Ётнаї, к фабрике Ђ расный ќкт€брьї, на —ормовский завод и к другим предпри€ти€м. — огромным интересом всюду рассматривали первые нижегородские автомобили.

      Ќа јвтострое шли к концу подготовительные работы. ¬ апреле 1930 г. 27 бараков были заселены, другие достраивались. ќткрылись магазины, универмаг, столова€ на 1200 мест в смену, тракторный гараж, достраивались аптека, хлебные магазины, амбулатори€, бан€, прачечна€, прокладывались грунтовые и шоссейные дороги.

      —овершенно изменилс€ пейзаж. Ќа некогда пустынном заболоченном перелеске по€вились ¬осточный, «ападный и јмериканский поселки. «аканчивалось строительство административного центра, гавани, бетонного завода є 1 и других объектов. “раншеи и котлованы изрезали территорию.

      “акова типична€ картина советской действительности периода первой п€тилетки Ч родоначальницы замечательной пле€ды советских п€тилеток. Ќа пустыр€х, где торчали две-три ветр€ные мелышцы да вблнзп сто€ли маленькие деревушки, где многие никогда не слышали автомобильного гудка, волей  оммунистической партии и рабочего класса закладывалс€ громадный завод. ‘ормировалс€ коллектив строителей во главе с партийной организацией и ее активными помощниками Ч профсоюзом, комсомолом и печатью.

      ѕервомайский праздник строители отметили торжественным собранием и демонстрацией на площадке јвтостро€. ЂЌижегородска€ коммунаї 1 ма€ 1930 г. поместила приветствие крайкома ¬ ѕ(б) и крайсовпрофа труженикам јвтостро€. Ђѕролетариат Ќижегородского кра€,Ч говорилось в нем,Ч открыва€ основное строительство гиганта-автозавода, тем самым вместе с рабочим классом и труд€щимис€ массами —оветского —оюза, под руководством  оммунистической партии сумеет выполнить возложенную на него задачу: выполнение этого строительства в минимально короткий срокї.






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)