ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"Решение о строительстве завода в Нижнем Новгороде "


      Появление в конце прошлого века первых автомобилей на Западе произвело шумную сенсацию. Предприниматели развитых стран Европы, а затем и США ринулись с капиталами в новую отрасль, и она бурно начала развиваться. В. И. Ленин в статье «Одна из «модных» отраслей промышленности» отметил, что «автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии и в извозной промышленности». Это предвидение сбылось. В народном хозяйстве СССР автотранспорт играет огромную роль. А накануне первой пятилетки наша страна по количеству автомобилей стояла ниже Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Норвегии и Швейцарии. В 1928 г. в США было 23 200 тыс. автомобилей, в СССР — 20 600 автомашин и автобусов (на 1927 г.). В США один автомобиль приходился на 5,4 человека, в СССР — на 9 тыс. человек . XV съезд ВКП(б) предусмотрел при составлении первого пятилетнего плана задачи по созданию новых производств, в том числе «авто-, авиа- и тракторостроение...» . Выполняя указания партии, председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев 4 марта 1929 г. писал в приказе, что «правительство приняло решение построить собственными силами мощный автомобильный завод с выпуском 100 т[ысяч] машин в год...» . Место строительства автогиганта не указывалось. В печати на-зывались Москва, Ленинград, Нижний Новгород, Ярославль и другие города и районы. Каждое из названных мест имело определенные преимущества, но в комплексе они были сконцентрированы в Нижнем Новгороде. Здесь имелись достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы, можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. В апреле 1929 г. на заседании Президиума ВСНХ обсуждался вопрос о месте строительства автозавода. В. В. Куйбышев, подводя итоги обсуждения, заявил: «Я лично после взвешивания аргументов, которые здесь приводились, и после беседы высказываюсь за Нижний». Это было закреплено. Уже в начале социалистической индустриализации Нижегородская губерния являлась одним из крупных промышленных районов страны. В Н. Новгороде и рядом с ним сложились машиностроительные и металлообрабатывающие заводы: «Красное Сор­мово», «Двигатель революции», «Красная Этна», «Металлист», су­доремонтный имени В. И. Ульянова, имени М. Воробьева, «Гу­док Октября» и др. На юге губернии в городах Выксе и Кулебаках функционировали крупные металлургические заводы; в го­родах Ворсме и Павлове развивались скобяно-инструментальные промыслы.

      В 1929 г. по решению ВЦИК РСФСР был образован громад­ный Нижегородский край, в который вошли Нижегородская и Внтская губернии, Чувашская АССР, Марийская и Удмуртская автономные области, часть Владимирской и Костромской губер­ний. Н. Новгород уже тогда являлся одним из крупных железно­дорожных узлов. Он находится при слиянии двух крупных судо­ходных рек — Волги и Оки. Выгодное географическое положение Нижегородского (с октября 1932 г.— Горьковского) индустриаль­ного района определило его связи с восточными и южными метал­лургическими и топливными базами страны, с предприятиями электротехнической, резиноасбестовой, лакокрасочной, текстиль­ной промышленности Москвы, Ленинграда, Ярославля и других городов, где создавались смежные с автомобилестроением произ­водства.

      В апреле 1929 г. было создано управление Авто строя, началь­ником которого ВСНХ назначил члена партии с 1918 г. Степана Романовича Дыбеца. С ноября 1919 г. он работал в аппарате ВСНХ РСФСР, затем СССР, откуда в 1929 г. направлен на Авто- герой. Был его руководителем до 1932 г., затем назначен началь­ником Главного управления автотракторной промышленности. It 1937 г. репрессирован. Реабилитирован посмертно.

      Первоначальный эскизный проект автозавода было поручено дополнить Гипромезу и тресту Металлстрой. Специалисты СССР еще не имели опыта автомобилестроения, особенно по организа­ции массово-поточного производства. Решено было обратиться к автомобильным компаниям США, куда 31 мая 1929 г. и выехала правительственная комиссия во главе с заместителем председате­ли ВСНХ СССР В. И. Межлауком. Компания Форда обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультацию в строи­тельстве автозавода, в организации производства легковых и грузовых автомобилей; разрешался доступ на заводы компании со­ветских специалистов и практикантов в количество 50 человек ежегодно.

      Акционерное общество в США «Остин и К °» приняло участие в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитек­турно-строительной части завода. Для реализации намеченных планов президиум ВСНХ СССР образовал комиссию в составе председателя — начальника Автостроя С. С. Дыбеца, членов — главного инженера Автостроя А. А. Исаковича, его помощника JI. А. Мертца и других специалистов. Комиссия в сложной обста­новке проводила в США напряженную работу по выполнению договоров, решая многочисленные и разносторонние вопросы по проектированию и строительству Нижегородского автозавода, по подбору и закупке оборудования.

      В то время между СССР и США еще не были налажены дипло­матические отношения. Американские капиталисты скептически относились к организации массового автомобилестроения в СССР, рекомендовали создавать лишь сборочные заводы, для которых в США должны закупаться узлы, детали, полуфабрикаты, а СССР по-прежнему оставался бы зависимой страной. Это отвечало их долговременным политическим целям. На установление деловых контактов с СССР американских предпринимателей толкал же­сточайший экономический кризис, охвативший США и другие ка­питалистические страны в 1929 г. и длившийся до 1933 г.

      Недоброжелательно отнеслись к советским специалистам пред­ставители предприятий Форда и «Остин и К0»: старались не до­пускать их к решению технических вопросов, к разработке тех­нологических проектов автозавода. Достойную отповедь дал С.С.Дыбец одному из подобных деятелей—Соренсену. «Я терпел,— вспоминал Дыбец,— сколько моего терпения хватило, потом обор­вал его и попросил меня послушать (попросил, правда, в довольно резком тоне)... что мы приехали учиться... не слесарить, а вести крупное дело».

      Документы опровергают измышления буржуазных идеологов, будто проект первой очереди автозавода был создан американ­скими специалистами. В основном его проектирование проводи­лось советскими специалистами, но при участии и консультации ряда американских фирм. В советских проектах первой очереди завода имелись многочисленные отступления от фордовской тех­нологии цехов, свои собственные разработки. Советские специа­листы составили проектирование следующих цехов: литейного — Н. Н. Геккер и С. А. Шамергон, механосборочного — Ф. М. JIo- манов, прессового — А. П. Петров, кузнечного — Б. Я. Соколинский, рессорного — Б. Г. Петухов, инструментального — С. II. Юшкевич, штампового — В. Н. Кузьмин, кузницы № 2 — В. И. Бабенко, кузовного — Д. Г. Гинзбург, сварочного и колес­ного — Т. М. Геллер, сборочного — С. 3. Бондарчик, деревооб­делочного — С. Ф. Воронцов, радиаторного — В. Н. Смирнов,, покрытия металлом — П. А. Гольверк. Как правило, руководи­тели проектов цехов в период освоения стали их начальниками.

      Все работы по проектированию и выдаче заданий возглавлял JI. А. Мертц. В результате энергичной, напряженной и настойчивой работы советские специалисты в США успешно справились г задачами по технологическому проектированию в установлен­ный сроки. К началу 1930 г. были выданы необходимые задания ни архитектурно-строительное проектирование фирме «Остини К°».

      Рабочий класс, все трудящиеся восторженно встретили сооб­щнице о строительстве автогиганта. В Н. Новгороде собрался тор­жественный пленум горсовета, на котором бурной овацией была встречена телеграмма из Москвы секретаря Оргбюро ЦК ВКП(б) нп Нижегородскому краю А. А. Жданова и председателя крайис­полкома Н. И. Пахомова, в которой они выражали уверенность,; что нижегородцы справятся с ответственной задачей п выдержат перед страной трудный экзамен.

      На многочисленных митингах и собраниях на предприятиях, в учреждениях, на транспорте с гордостью выражалось одно общео мнение: «Автозавод в Нижнем — это новый стимул нашего I руда, наших усилий по индустриализации».

      13 июле 1929 г. на совместном совещании представителей НСНХ СССР и нижегородских руководящих и общественных ор­ганизаций обсуждались результаты обследования будущей пло­щадки автозавода. Было принято решение строить автозавод на левом берегу Оки, в районе деревни Монастырки.

      В августе 1929 г. Главмашинстрой ВСНХ СССР передал все работы по строительству автозавода тресту Металлстрой. Для ру­ководства строительством и производственной .деятельностью ав­томобильных и тракторных заводов в масштабе страны ВСНХ СССР образовал Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО). К сентябре—октябре Металлстрой составляет проект подготови­тельных работ. Предстояло очистить огромную территорию от кустарника и мелколесья, срыть бугры и холмы, засыпать овраги и ямы; разработать проекты организации строительства, подсоб­ных предприятий и поселков; проложить к строительной площад­ке железнодорожные ветки от завода «Двигатель революции» и от станции «Доскино» Московской железной дороги; построить десятки складских помещений, бетонные заводы п мастерские,; жилые дома и бараки, здания административного центра, мага­зины, столовые, бани; дать воду и электроэнергию.

      К 1 мая 1930 г., когда планировалось начать основное строи­тельство, надо было завезти лес, кирпич, гравий, цемент, рельсы и другие строительные материалы. Кроме железнодорожных ли- иий на Оке создавался механизированный порт с причальной ли­нией эстакады длиной в 310 м, пирсамт и защитными ледорезами. Высококачественный проект порта и других сооружений строи­тельства составили инженер Б. Л. Длугач, выпускник Нижегород­ского инженерно-строительного института Н. П. Розанов, про­раб Ф. И. Ретунский и другие специалисты. Порт соединялся со стройплощадкой железнодорожной веткой и мощенными камнем дорогами. Первоначальные ассигнования на подготовительные ра­боты составляли 7 545 100 руб.

      Партия и правительство придавали огромное значение созда­нию первенца автомобилестроения, его строительство постоянно находилось под наблюдением Центрального Комитета ВКП(б) и Советского правительства. На XVI съезде ВКГ1(б) первый секре­тарь Нижегородского крайкома партии А. А. Жданов от имени более чем 50-тысячной армии коммунистов края просил «у пар­тии и поддержки и критики для того, чтобы эту величайшую за­дачу автомобилизации страны, наряду с тракторизацией ее, вы­полнить с честью» .

      Нижегородский крайком ВКП(б) направлял партийные, со­ветские, хозяйственные и общественные организации на оказание всемерной помощи Автострою и Металлстрою. Созданная им ко­миссия занималась изучением всех вопросов, связанных с пост­ройкой автозавода, был организован также (по примеру Турксиба) комитет содействия строительству автозавода.

      В помощь Автострою включались общественные организации. В январе 1930 г. президиум Нижегородского крайсовета профсою­зов обязал орготдел совместно с союзом строителей выделить от­ветственных работников для усиления массово-политической ра­боты на Автострое. Крайком союза металлистов прикрепил к Ав­тострою в качестве шефов профорганизации заводов «Красная Этна», «Металлист», «Красный цинковальщпк», машинострои­тельного имени М. Воробьева и «Гудок Октября».

      ЦК ВЛКСМ одобрил решение Нижегородского крайкома ком­сомола о шефстве над Автостроем, был разработан порядок и ка­лендарный план обеспечения рабочей силой Автостроя.

      По указанию крайкома ВКПБ Автострою выделялось все не­обходимое из средств края, нередко за счет других предприятий и новостроек. Главное внимание уделялось кадрам строителей. Руководители ряда крупных заводов выделяли Автострою квали­фицированных рабочих, специалистов. С бирж труда направля­лись безработные, возрастал приток колхозников и единолич­ников из районов и национальных автономий Нижегородского края, из Мордовской автономной области, Пензенской, Иванов­ской и других областей. Первоначально прибывшие из деревень работали землекопами, грузчиками, но вскоре многие станови­лись каменщиками, плотниками, столярами, печниками, маля­рами, стекольщиками. В октябре 1929 г. было всего 415 строите­лей, а к 1 апреля 1930 г. их стало 5107; число инженерно-техни­ческих работников возросло за это же время с 14 до 135 человек.

      В декабре 1929 г. на Автострое из мобилизованных Нижего­родским крайкомом и Канавинским райкомом партии (Автострой и дер. Монастырка входили тогда в Канавинский район) комму­нистов была создана партийная организация. На первом собра­нии присутствовало 44 члена партии, они избрали бюро партколлектива и его секретаря М. С. Плаксина, члена партии с 1924 г.„ мобилизованного крайкомом партии на строительство.

      Партийная организация строительства становится активным помощником крайкома и Канавинского райкома ВКП(б) в борьбе ни ускоренное строительство автозавода. Вначале она росла за счет мобилизованных на строительство коммунистов, в дальней­шем в ее ряды вливались лучшие из ударников и активистов стройки. К 1 апреля 1930 г. в организации было уже до 200 ком­мунистов. Партийный коллектив закалялся в преодолении много­численных трудностей, в борьбе с рецидивами троцкизма и пра­выми уклонистами.

      Одновременно из мобилизованных Нижегородским крайкомом п Канавинским райкомом ВЛКСМ 36 юношей и девушек создается комсомольская организация. В январе 1930 г. в ней состояло 50, к 1 мая— 233 члена Ленинского комсомола. Секретарем ком­сомольской организации избирается Вениамин Коновалов, сле­сарь завода «Гудок Октября», направленный Канавинским РК ВЛКСМ на Автострой. В мае 1930 г. он был призван в армию, секретарем стал Федор Самсонов.

      Создана была также профсоюзная организация. 7 февраля 1930 г. вышел первый номер газеты «Автогигант» (ныне «Автоза­водец»). Ее редактором был утвержден направленный на Авто­строй С. А. Козьменко. С декабря 1930 г. стал выходить ежеме­сячный журнал «Автостроитель».

      Активизируется массово-политическая работа, зарождаются первые ростки социалистического соревнования и ударничества. В январе 1930 г. было организовано 8 ударных бригад, в которых состояло 250 рабочих; в марте в 30 бригадах насчитывалось уже 1100 ударников.

      В дни, когда у деревни Монастырки возрастали темпы под­готовительных работ, в десяти километрах отсюда, в Канавине, на заводе «Гудок Октября», заканчивалась подготовка автосбо­рочного цеха с монтажом в нем сборочного конвейера. По догово­ру с компанией Форда из США через Мурманск поступали в Нижпий автомобильные узлы и детали. Завод «Красное Сормово» под­готовил автосборочному 50 платформ для сборки грузовиков фордовской модели. Опытные мастера и квалифицированные рабочие учили молодых производственников, в большинстве из демоби­лизованных красноармейцев и краснофлотцев, работать на сбо­рочном конвейере.

      Наступил торжественный день 1 февраля 1930 г. На автосбо­рочный прибыли представители краевых организаций и делега­ции рабочих от нижегородских предприятий. На митинге, посвя­щенном выпуску первых грузовиков, выступили члены бюро край­кома партии: председатель крайисполкома Н. И. Пахомов, ответ­ственный редактор «Нижегородской коммуны» Б. М. Волин, пред­седатель крайсовпрофа А. С. Зашибаев, от союза металлистов 11. С. Шкильный, начальник автосборочного цеха А. Ф. Лебедев. Поперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей протянулась алая лента с лозунгом: «На социалистических колесах вперед по пути к социализму!» Ленту разрезает Н. И. Пахомов. Под звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики «Ура!» шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор, за ней сходят еще девять машин. Блестя свежей краской и лаком, они встали в ряд. Рабочие обступили их, гладили кабины, разглядывали машины как диковинки. Радостным возгласам не было конца. Лучшие производственники на новых грузовиках поехали к заводам «Двигатель революции», «Красная Этна», к фабрике «Красный Октябрь», на Сормовский завод и к другим предприятиям. С огромным интересом всюду рассматривали первые нижегородские автомобили.

      На Автострое шли к концу подготовительные работы. В апреле 1930 г. 27 бараков были заселены, другие достраивались. Открылись магазины, универмаг, столовая на 1200 мест в смену, тракторный гараж, достраивались аптека, хлебные магазины, амбулатория, баня, прачечная, прокладывались грунтовые и шоссейные дороги.

      Совершенно изменился пейзаж. На некогда пустынном заболоченном перелеске появились Восточный, Западный и Американский поселки. Заканчивалось строительство административного центра, гавани, бетонного завода № 1 и других объектов. Траншеи и котлованы изрезали территорию.

      Такова типичная картина советской действительности периода первой пятилетки — родоначальницы замечательной плеяды советских пятилеток. На пустырях, где торчали две-три ветряные мелышцы да вблнзп стояли маленькие деревушки, где многие никогда не слышали автомобильного гудка, волей Коммунистической партии и рабочего класса закладывался громадный завод. Формировался коллектив строителей во главе с партийной организацией и ее активными помощниками — профсоюзом, комсомолом и печатью.

      Первомайский праздник строители отметили торжественным собранием и демонстрацией на площадке Автостроя. «Нижегородская коммуна» 1 мая 1930 г. поместила приветствие крайкома ВКП(б) и крайсовпрофа труженикам Автостроя. «Пролетариат Нижегородского края,— говорилось в нем,— открывая основное строительство гиганта-автозавода, тем самым вместе с рабочим классом и трудящимися массами Советского Союза, под руководством Коммунистической партии сумеет выполнить возложенную на него задачу: выполнение этого строительства в минимально короткий срок».






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)