ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
История конструкторского бюро ГАЗа




      В июле 1929 года было принято реше­ние о создании инженерного структурного подразделения завода при Автострое - технического бюро, позднее КЭО - УКЭР - ОИЦ, задачей которого было освоить и пе­реработать чертежи автомобилей Форд-А и Форд-АА, принятых в качестве прототи­пов первых отечественных автомобилей массового производства. Спустя три ме­сяца, в октябре 1929 года, вышло поста­новление об открытии в Нижнем Новгоро­де механо-автотранспортного техникума (впоследствии автомеханического) для подготовки технических специалистов для подразделений завода, в том числе и кон­структорских. Об этом взаимодействии хочу рассказать на примере бюро (отдела) кузовов КЭО (УКЭР - ОИЦ).

      Технически грамотных специалистов по ав­томобилестроению, да и вообще специалис­тов не хватало, поэтому небольшому коллек­тиву техбюро приходилось учиться и работать параллельно. На производстве своим опытом и знаниями с молодыми коллегами щедро де­лился А Н.Кириллов, который поступил на ав­тогигант в 1931 году. Школу проектирования кузовов он прошел на автомобилестроитель­ных фирмах США. В техникуме же подобрался сильный коллектив преподавателей, которые не просто «читали курсы», а учили своих подо­печных думать, анализировать полученную информацию, готовили к самостоятельной жизни. Будущие первые выпускники, и в их числе Ю.Н.Сорочкин, пришли на завод еще до окончания техникума.

      Юрию Наумовичу поручили заниматься разработкой кузовов новых автомобилей. Уже шла подготовка к выпуску грузового автомо­биля, а оснастки на металлическую кабину еще не было. Поэтому вместе с А.Н.Кирилло­вым приступили к разработке и освоению кон­струкции деревянной кабины. Следующей их совместной работой стал кузов пикапа ГАЗ-4 на базе шасси ГАЗ-А.

      В кузовном подразделении начал форми­роваться коллектив профессионалов, кото­рый быстро осваивал методы проектирова­ния конструкций параллельно с их запуском а серийное производство. В октябре 1933-го главным конструктором - заместителем на­чальника техотдела назначают А.А.Липгарта. Под его руководством началась интенсивная работа над новым легковым автомобилем ГАЗ-М1. Первый на ГАЗе цельнометалличес­кий кузов автомобиля ГАЗ-М1 был заимство­ван у Форда. Поскольку в Советском Союзе еще не освоили изготовление штампов на ку­зовные детали, у «Форда» купили оснастку. Но штампов на крылья, капот и облицовку ра­диатора не было, поэтому чертежами на эти детали занялись конструкторы под руковод­ством А.Н.Кириллова. В реализации проекта активное участие принимали выпускники тех­никума Ю.Н.Сорочкин, О.Г.Муро, И.А.Сандалов. Подобным образом отрабатывались кон­струкции и другой техники: автобусов ГАЗ-ОЗ- 30, ГАЗ-05-195, санитарного автомобиля ГАЗ- 55, полно приводного седана ГАЗ-61, пикапа М-415...

      Проверкой зрелости конструкторского кол­лектива стала работа над кузовом массового малолитражного автомобиля КИМ-10-52, производство которого было организовано в Москве. Для него впервые полностью разра­ботали металлический кузов. Должен сказать, проектирование кузова - это, без преувеличе­ния, целая наука, со своей теорией и практи­кой, требующая коллективного труда и специ­ального инструментария. Совместная работа сплачивает людей, которые во имя общего ко­нечного результата помогают друг другу. Спе­циалисты - выпускники техникума - были ос­новой кадрового резерва.

      Началась война. Кузовщики вместе со всем коллективом КЭО создавали и совершенство­вали боевую технику. Они занимались разра­боткой корпусов легких танков Т-70, Т-80, бронеавтомобилей БА-64,самоходных уста­новок СУ-76, СУ-76М, джипов ГАЗ-64, ГАЗ- 675. За творческую и добросовестную работу большую группу сотрудников отметили прави­тельственными наградами, а руководителю коллектива Ю.Н.Сорочкину присвоили звание лауреата Государственной премии.

      Учитывая потребности страны, заводским конструкторам дали задание на разработку основного компоновщика нового легкового 6-местного трехрядного ав­томобиля повышенной классности. Поверх­ность кузова выполнили новым методом (ав­тор Д.Н.Вильямс). Разработка на едином пла­зе позволила получить поверхность кузова без переломов и искаженных бликов. Здесь следует отметить вклад выпускников технику­ма П.К.Лапшина, Ю.А.Фокина, Л.Э.Дуаргэ, Г.П.Модина, П.А.Тельнова.

      В 1947 году по инициативе руководства за­вода в техникуме открывается отделение подготовки специалистов по проектированию и производству автомобильных кузовов. Тех­никум стал единственным учебным заведени­ем в стране, где готовили специалистов дан­ного профиля. Даже Горьковский политехни­ческий институт, который тоже готовил инже­нерные кадры для завода, такой специализа­ции на автомобильной кафедре не имел. Пре­подавали профильные дисциплины ведущие специалисты завода: А.Н.Кириллов, Е.В.Дурмашкин, Б.Н.Панкратов, С.Н.Шарубин, А.А.Преображенский, А.И.Гор, В.И.Красногор­ская и другие. Выпускники-кузовщики начали приходить на ГАЗ с 1950 г. - выпускники техни­кума составляли практически половину кол­лектива. Такое «вливание» свежих сил дало положительные результаты.

      Коллектив успешно справился с разработ­кой кузова самой популярной газовской моде­ли М-21 «Волга». Особо хотелось бы отметить вклад автомобиля А.М.Невзорова и ведущего по кузову П.К.Лапшина - неординарных выпускников техникума. Благодаря их оригинальным решениям маши­на получилась очень удачной - на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе она по­лучила «Grand Prix».

      В конце 50-х годов началась работа над се­мейством грузовых автомобилей общего на­значения ГАЗ-53, ГАЭ-53А, ГАЗ-52 повышен­ной грузоподъемности взамен ГАЗ-51. Эти автомобили также получили в Брюсселе «Grand Prix» в своем классе, что стало несо­мненным успехом и ГАЗа, и всего советского автопрома. В реализации проекта участвова­ли выпускники техникума Ю.А.Фокин, Ю.Н.Орлов, А.В.Пиксаев, А.С.Бочаров, Г.И.Семин, Г.К.Ляхов...

      Когда в стране началась дизелизация авто­транспорта, на ГАЗе приступили к разработ­ке автопоезда ГАЗ-6008 с прицепом, опроки­дывающимся на три стороны. Оригинальная кабина с большой площадью остекления, раздельными сиденьями была освоена в производстве. Затем, в целях оптимизации производства, ее перенесли на шасси ГАЗ- 53-12, так появилась модель ГАЗ-3307. Боль­шой вклад в эту разработку внесли выпускни­ки техникума Ю.А.Фокин, С.М.Киселев, А.И.Кочетков, С.В.Пахомов, Г.А.Белов, Я. Докучаев...

      Время неумолимо идет вперед, ветераны коллектива уходят на заслуженный отдых, им на смену приходит новое поколение. Главным конструктором кузовов назначают Р.П. Шкапина. Перед ним стояла задача обучить молодых сотрудников новым методам проектирования, решению сложных задач в короткие сроки. Ру­дольф Павлович как профессионал, хорошо знающий методы разработки поверхностей кузова, большое внимание уделял автомати­зации процесса проектирования, направлен­ного на ускорение процесса и сокращение сроков разработки, изготовления инструмен­тальной оснастки. Он с большим вниманием изучал информацию по компьютерной техни­ке, умел ее анализировать. Сколько выдумки проявили, сколько нестандартных решений предложили Л.Г.Борисов, А.В.Смирнов, С.В.Пахомов, В.В.Мошкова, Е.И.Фомина, И.Н.Невежкина... Выпускники техникума в большинстве своем впоследствии продолжа­ли обучение на вечернем отделении Горьков­ского политехнического института.

      Многие выпускники техникума достигли творческих высот, стали наставниками моло­дых. Это заместитель главного конструктора завода по кузовам Ю.Н.Сорочкин, начальник бюро кузовов легковых автомобилей П.К.Лап­шин, главный конструктор кузовов (1986- 1995 гг.) Р.П.Шкапин, заместитель главного конструктора кузовов Ю.А.Фокин, главный конструктор кузовов С.М.Киселев, руководи­тель департамента по разработке систем А. Китаев...

      Примите низкий поклон, признательность и благодарность, уважаемые преподаватели техникума, за ваш нелегкий труд, за воспита­ние и подготовку квалифицированных специа­листов, для которых Горьковский автозавод стал судьбой, которые всю трудовую жизнь посвятили любимой работе - проектированию кузовов автомобилей.






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)