ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
—троительство автозавода.  ак это было...




      ¬торого ма€ 1930 г. в район, называвшийс€ тогда площадкой јвтостро€, прибыли члены бюро крайкома ¬ ѕ(б), руковод€щие работники крайисполкома и других краевых учреждений и организаций. ѕосле митинга в фундамент кузнечного корпуса был забетонирован документ следующего содержани€: Ђ¬о исполнение решений ѕравительства ———– в присутствии рабочих Ч строи-телей завода, рабочих делегаций  анавина, —ормова, ћосквы, ƒзержинска, Ѕалахны и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Ќижегородского кра€ и строительства Ч заложен первый камень будущего автогиганта, о чем и составлен насто€щий јктї. — этого дн€ развертывалс€ фронт основного, промышленного строительства автозавода. Ќеобходимо было построить производственные корпуса цехов, теплоэлектроцентраль (“Ё÷)* водозабор на ќке, создать сложную систему подземных коммуникаций, возвести р€дом с заводом большой жилой массив Ч социалистический город. 5 ма€ был заложен механосборочный корпус длиной в 546 м, шириной в 108 м, высотой в 36 м; затем ремонтно-механический^ деревообделочный, рессорный, прессовый, кузница и другие объекты. ¬ соцгороде началось строительство первых 30 каменных 4-этажных домов. “о, что называлось Ђстроительной площадкойї, представл€ло территорию в несколько квадратных километров. —тройка делилась на районы. ќсновным был промышленный Ч сооружение производственных объектов, второй Ч строительство жилых, коммунально-бытовых зданий и культурно-просветительных учреждений, третий Ч железнодорожный и автомобильный транспорт, гавань, бетонные заводы, склады. ќсновна€ стройка автозавода началась в период, когда по плану первой п€тилетки в стране развернулось гигантское строительство. ¬ Ќижегородском крае в промышленных районах и в на-циональных автономи€х возводилось 78 предпри€тий, реконструировались и расшир€лись старые заводы. ѕобывавший в Ќ. Ќовгороде в июне 1930 г. ¬. ¬.  уйбышев отмечал, что, по его мнению, ни один город страны не может сравнитьс€ сейчас с Ќ. Ќовгородом по количеству стро€щихс€ объектов и по размаху строительства. ¬ борьбе за могущество и расцвет –одины, за победу социализма вместе с труд€щимис€ всей страны шел коллектив строителей автозавода. ¬ св€зи с подготовкой к XVI съезду ¬ ѕ(б) возглавл€емые парторганизацией строители выдвинули призыв: Ђѕостроить автозавод в 15 мес€цев!ї Ќо к 1 августа 1930 г. стало €сно, что объективные обсто€тельства тормоз€т постройку завода. ѕлощадка јвтостро€ испытывала различные трудности, претерпеваемые в то врем€ повсюду в стране. —троительству автоза-вода посто€нно не хватало рабочей силы, текучесть ее вследствие острой нехватки жилищ (приходилось жить в палатках и земл€нках) была очень большой.   этому времени на стройке насчитывалось 9130 человек, а требовалось по крайней мере в 2 раза больше. Ќе хватало каменщиков, плотников, бетонщиков, штукатуров, землекопов. »мелось всего 10 экскаваторов с ковшом емкостью в 0,57 куб. м. Ќа 88% земл€ные работы выполн€лись конно-ручным способом. 2 июн€ 1930 г. ¬. ¬.  уйбышев говорил на II Ќижегородской краевой партконференции: Ђя имел случай быть пока только на строительстве автозавода и должен сказать, что то, что там про-исходит, ни в коей мере не соответствует тому значению, которое имеет этот завод дл€ всей нашей страны. “емп слаб... —троительство производитс€ кустарным образом, без какой бы то ни было механизацииї 1. “рудности стремились еще более осложнить классово враждебные элементы, проникшие на стройку. ќни поджигали постройки, выводили из стро€ транспортеры, гравиемойки и другие механизмы, выпускали из цистерн горючее, заливали водой котлованы, местами разрушали железнодорожное полотно. ѕроника€ в аппарат јвтостро€, ћеталлстро€, в торговые и другие организации, антипартийные и антисоветские элементы пытались проводить свою враждебную политику. “олько в 1930 г. при помощи рабочих комисси€ по чистке вы€вила и уволила более 300 человек. ”дарные бригады в промрайоне, соцгороде и на других участках строительства очищались от рвачей и пь€ниц. Ќеоднократно обсуждалось Ќижегородским крайкомом ¬ ѕ(б) положение, сложившеес€ на јвтострое. Ќа расширенном заседании бюро крайкома ¬ ѕ(б) 17 августа 1930 г. по докладу начальника строительства и содокладу краевой контрольной комиссии и – », а также на основе материалов бригады крайкома было прин€то постановление, в котором всем отделам крайкома и другим краевым организаци€м предлагалось прин€ть решительные меры к своевременному обеспечению всех нужд строительства. ѕринимаютс€ меры по укреплению парторганизации. ¬ июле 1930 г. в коллективе јвтостро€ трудились 377 членов и кандидатов в члены партии, к 20 августа Ч уже 450. ”читыва€ расши-р€вшиес€ и усложн€вшиес€ задачи стройки, бюро крайкома ¬ ѕ(б) создает вместо бюро партийный комитет строительства. Ќа јвтострой была направлена группа наиболее опытных пар-тийных работников. 2 и 3 июн€ 1930 г. ¬. ¬.  уйбышев провел совещание хоз€йственников јвтостро€ и крайплана по вопросу снабжени€ строительства автозавода электроэнергией, материалами, транспортом. Ѕольшую помощь партийной организации јвтостро€ оказала организационна€ группа ÷  ¬ ѕ(б). ¬ результате обсто€тельного изучени€ вопросов, св€занных с постройкой автозавода, ÷  ¬ ѕ(б) прин€л 21 августа 1930 г. постановление Ђќ состо€нии партийно-массовой работы на Ќижегородском јвтостроеї, в котором отмечалось, что в результате неудовлетворительного руководства со стороны јвтостро€ и ћеталлстро€ имеет си удорожание себестоимости строительных работ, срыв жилищ- лого строительства в соцгороде, невыполнение плана сборки металлических конструкций по р€ду производственных цехов (прессовому, ремонтно-механическому и др.)

      ѕодчеркива€ важнейшее значение автозавода в деле борьбы за социализм, ÷  ¬ ѕ(б) предложил јвтострою, Ќижегородскому крайкому,  анавинско- му райкому и парторганизации строительства на основе мобилизации масс, широкого соревновани€ и ударничества Ђдобитьс€ достижени€ действительно боевых темпов работы, обеспечить полную ликвидацию прорывов и окончание строительства в намеченные срокиї г. ƒополнительно к организационной группе ÷  ¬ ѕ(б) направил в помощь парторганизации строительства пропагандистскую группу сроком на один год. ќтделу кадров крайкома ¬ ѕ(б) предлагалось немедленно подобрать на строительство 30 опытных партийных работников. Ѕюро крайкома поручило ј. ј. ∆данову Ђвести систематическое наблюдение за ходом строительства и информировать крайком о выполнении постановлени€ ÷  ¬ ѕ(б)ї. ѕо рекомендации крайкома ¬ ѕ(б) секретарем парткома строительства был избран  . ƒ.  узнецов.  узьма ƒмитриевич  узнецов (1900Ч1949), член партии с 1917 г., в 20-х годах нахо-дилс€ на ответственной работе в —ормовской парторганизации. ѕосле образовани€ Ќижегородского кра€ был направлен ответственным редактором ћуромской окружной газеты Ђѕриокский рабочийї. Ёнергичный и волевой руководитель, подготовленный теоретически и политически, он был тесно св€зан с партийным активом, с массами строителей и пользовалс€ у них заслуженным авторитетом.  валифицированные, политически грамотные кадры оказали ценную помощь јвтострою. ¬ ведущем его районе Ч ѕромышленном секретарем партийной организации был избран ¬ладимир —тепанович  уканов. –одилс€ он в 1904 г., член партии с 1925 г. ¬ конце 20-х годов работал в райкоме профсоюза водников, затем Ч заведующим организационно-инструкторским сектором Ќижегородского крайсовпрофа. ¬ августе 1930 г. в числе других опытных работников крайком ¬ ѕ(б) направил его на јвтострой. ¬ течение всего периода строительных работ, до но€бр€ 1931 г., он был бессменным секретарем парткома промышленного района.

      ¬етераны строительства автозавода хорошо помн€т своего партийного руководител€. ќн всегда по€вл€лс€ там, где требовалась его помощь: в обеденный перерыв беседует с бригадой плотников, прибывших из районов, интересуетс€, как они устроились; через час Ч у каменщиков, вы€сн€ет причину задержки кирпича; вечером секретарь парткома выступает в рабочем общежитии перед вчерашними хлебопашцами, рисует картину, как здесь на пустыр€х скоро подниметс€ гигант-завод, его автомобили побегут по городам и селам, а р€дом с заводом раскинетс€ красивый социалистический город с многоэтажными благоустроенными домами. —екретарь говорит гор€чо, убежденно. ¬нимательно слуша€ его, строители вер€т, что так оно и будет. Ќо дл€ этого надо хорошо трудитьс€. » воодушевленные беседой, они на следующий день с еще большей энергией продолжали битву за автозавод. ¬ процессе огромной стройки партийные работники учились большевистскому стилю работы, посто€нно были в гуще масс, изучали их настроение. Ќа јвтострое проводитс€ реорганизаци€ управлени€ строительством. ƒо сих пор ћеталлстрой оставалс€ самосто€тельной организацией, вследствие чего существовало двоецентрие. ѕриказом ¬—Ќ’ ———– с окт€бр€ 1930 г. Ќижегородска€ строительна€ контора ћеталлстро€ подчин€лась управлению јвтостро€. ¬ цел€х дальнейшей централизации управлени€ строительством приказом ¬—Ќ’ ———– 17 феврал€ 1931 г., подписанным √.  . ќрджоникидзе, создавалось единое управление, которому подчин€лись все строительные контрагенты: ¬одоканалстрой, ѕромсантехст- рой, ћал€рстрой,  ровельстрой и ¬сесоюзное электрообъединение (¬Ёќ). Ќачальником строительного управлени€, получившего название 13-го √осстройтреста, был назначен ћ. ћ. ÷аревский. ќдновременно он €вл€лс€ заместителем начальника управлени€ јвтостро€. ћихаил ћихайлович ÷аревский (1897Ч1963) 20-летним юношей вступил в большевистскую партию в год ќкт€бр€. ¬ 1918 г. добровольцем вступил в  расную јрмию, служил в войсках ¬„  и ќ√ѕ”, активно участвовал в защите —оветской республики. — 1925 г. ћ. ћ. ÷аревский Ч руководитель р€да важнейших строек. ќн был заместителем начальника строительства Ѕалахнинского целлюлозно-бумажного комбината. ќтсюда Ќижегородский крайком ¬ √1(б) направил его на јвтострой. «десь всесторонне раскрылс€ его талант строител€ и организатора. ѕринципиальна€ стойкость во всем, вол€, требовательность к себе и к подчиненным, категоричность, в то же врем€ справедливость, внимательность к люд€м, демократизм Ч таковы характерные черты этого незаур€дного руководител€. ¬ многотыс€чном коллективе строителей все знали ÷аревского, обращались к нему, зна€, что он поможет. ѕосле окончани€ промышленного сооружени€ автозавода ¬—Ќ’ ———– направил ћ. ћ. ÷аревского на строительство Ќижнетагильского металлургического завода. ¬ дальнейшем он руководил постройкой крупнейших объектов на ”рале, в —ибири. «а исключительные заслуги перед государством ћ. ћ. ÷аревскому было присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда, он награжден четырьм€ орденами Ћенина, двум€ орденами  расного «намени, двум€ орденами “рудового  расного «намени, двум€ орденами  расной «везды и семью медал€ми. ћ. ћ. ÷аревский воспитал немало замечательных руководителей. —реди них Ч ћ. ј. –адищев (родилс€ в 1898 г.). ћихаил јлександрович –адищев работал до 1932 г. начальником пром- района. ¬ свое врем€ он батрачил, был матросом на ¬олге, воевал против  олчака. ¬ 1927 г. вступил в партию. ¬ феврале 1930 г. в числе 50 мобилизованных на јвтострой коммунистов прибыл и ћ. ј. –адищев. ќсенью 1930 г. он стал начальником промрайона. ¬ любую погоду шагал начальник промрайона от объекта к объекту. Ќегромким голосом давал указани€, а если замечал невеселое настроение у работающих, подбрасывал им какую-либо шутку, и кругом Ч смех, оживление. ј вечером шел в общежити€, вел задушевные беседы, вдохновл€€ строителей. ƒе€тельность ћ. ј. –адищева получила высокую оценку. ќн был награжден орденом “рудового  расного «намени и занесен в книгу ѕочета строительства √орьковского автозавода. ѕредседатель рабочкома ». ѕ.  очетков, главный инженер промрайона ¬. ј. Ѕыстровзоров, зам. председател€ постройкома ». ј. Ўихов все свои способности, энергию и энтузиазм отдавали мобилизации масс на борьбу за автозавод. —реди направленных на јвтострой был член партии с 1913 г. ћ. ѕ. ћельников. ќн принимал активное участие в строительстве автозавода, работал на руковод€щих постах, был первым председателем исполкома јвтозаводского райсовета. ѕостановление ÷  ¬ ѕ(б) от 21 августа 1930 г., а также обращение ÷  ¬ ѕ(б) от 3 сент€бр€ 1930 г. о борьбе за выполнение промфинплана в третьем году п€тилетки изучали во всех партий-ных €чейках, доводили их до широких масс строителей. ѕо отдельным цехам выдвигались встречные планы. ѕартийный комитет об€зал всех коммунистов и комсомольцев в течение трех дней вступить в ударные бригады. ѕарторганизаци€ объ€вл€лась Ђмобилизованной до конца строительства автозаводаї. Ќа площадке јвтостро€ проводились слеты ударников, формировались новые ударные бригады, выдвигались встречные планы, создавались общественные Ђбуксирыї, сквозные контрольные пос-ты, возникали другие формы социалистического соревновани€. ѕоследний квартал 1930 г. был объ€влен особым, ударным.  оличество соревнующихс€ продолжало быстро расти.   1 окт€бр€ 1930 г. на площадке имелось 253 бригады с 5397 ударниками, а на 1 €нвар€ 1931 г. в 360 бригадах насчитывалось 7380 ударников. —выше 98% коммунистов-производственников участвовало в со-циалистическом соревновании. Ѕольша€ организаторска€ работа коммунистов непосредственно среди строителей начала создавать перелом в темпах. «адани€ выполн€лись на 150Ч200%. Ѕригады коммунистов ј. ¬.  о-роткова, √. —. ÷ибулина и других в декабре 1930 г. на строительстве электроподстанции при 30-градусном морозе, создав тепл€к, не прерывали кладку кирпича. ¬дохновленные примерами самоотверженного труда многих коммунистов беспартийные рабочие днем и ночью, при свете прожекторов, в жестокий мороз возводили каркасы зданий и св€зывали металлоконструкции. Ѕригады ударников ¬. ‘. јникина, ƒ. ј. –оманова, ». “. “юренкова и других вместо нормы Ч 60 подъемов металлоконструкций Ч делали до 90Ч100 подъемов в смену. ¬ но€бре 1930 г. отставало сооружение огромного механосборочного цеха. Ќа ликвидацию прорыва бросили верхолазов и клепальщиков из р€дов коммунистов и комсомольско-молодежных бригад. Ќочью под перекрестными лучами прожекторов передвигались на т€желых гусеничных лапах огромные краны. ќни подхватывали многотонные железные фермы, поднимали их на большую высоту и осторожно ставили на столбы конструкций. ”дарники выдвинули встречный план Ч собрать цех не к 15, а к 1 декабр€. Ќо и эти об€зательства перекрыты: в 23 часа 28 но€бр€ 1930 г. на всем прот€жении конструкции сто€ли застывшими сте-нами, ув€занными сверху и с боков железными перекрыти€ми.  оллектив строителей прессового цеха за первую декаду окт€бр€ выполнил план лишь на 78%, а за вторую Ч уже на 115, за третью Ч на 123%. 50 куб. м кладки бетона за смену считалось высокой нормой, а в окт€бре она подн€лась до 112 и доходила до 140 куб. м в смену.  аменщики из бригады ‘. ћ. ∆укова повысили задание по кладке кирпича на 53%. ”дарна€ бригада плотни-ков —. ». —олодова ежедневно перевыполн€ла задани€ на 35Ч 30%. ¬дохновенный и самоотверженный труд строителей пропагандировала не только местна€, но и центральна€ печать.  омсомольские активисты были запевалами новых начинаний.  омсомолец ¬иктор —орокин, освоив специальность арматурщика, организовал комсомольско-молодежную бригаду арматурщи-ков. ќни установили дл€ себ€ требование, не счита€сь с нормами рабочего времени, работать до выполнени€ задани€. ѕродукты получали на одну заборную книжку, заработна€ плата Ч равна€ дл€ всех. “ак родилась перва€ на јвтострое бригада-коммуна. —реднюю норму укладки арматуры на человека 350 кг за смену сорокинцы выполн€ли вдвое. Ѕетонщики не успевали подготавливать бетон, и те брали их на буксир, а также помогали отстающим бригадам на строительстве деревообделочного, прессового и других цехов. —амозабвенно трудились бригады-коммуны, организованные направленным на јвтострой крайкомом ¬Ћ —ћ бывшим слесарем завода Ђƒвигатель революцииї √ригорием ѕереходниковым. Ѕригады эти были зан€ты главным образом разгрузкой барж в гавани и промывкой грави€. ∆или в палатках на берегу ќки. „тобы не тер€ть времени, продуктовые карточки отоваривал член бригады, названный в шутку Ђпродкомиссаромї. «арплата была равной дл€ всех. ѕо расчетам американских специалистов, гравиемойка с 50 рабочими могла дать в смену не более 30 куб. м чистого грави€. ѕереходниковцы же вместо 50 человек оставили 30 (остальные выгружали гравий из барж), и те промывали за семь часов до 50 куб. м грави€. ѕон€тие Ђсменаї было условным.  омсомольско- молодежные бригады в любое врем€ дн€ и ночи шли на штурм отстающих участков грандиозной стройки. ¬месте с юношами самоотверженно трудились на јвтострое женские ударные бригады. ¬ промрайоне высокопроизводительным трудом отличалась бригада девушек ќльги ѕр€ничниковой,; приехавшей на јвтострой летом 1930 г. из колхоза ѕочинков- ского района Ќижегородского кра€. ќна вспоминала: Ђ–аботали без выходных. »ногда среди ночи шли на разгрузку барж на ќке или вагонов, чтобы они не простаивали. ¬ бараках было холодно, одежда и обувь Ч фуфайки и лапти. Ѕригада пополн€лась прибывшими на стройку новичками, среди них были чувашки и мордовки, неграмотные, некоторые болели трахомой. ”чили их не только работе, но и чистоте, как чистить зубы, умыватьс€, как причесатьс€. ¬се больше они понимали, что к чему, работали хорошо, а когда их премировали ситцем, по-детски радовалисьї. Ѕригада ѕр€ничниковой на мал€рных работах из мес€ца в мес€ц перевыполн€ла задани€. ¬ Ђјвтогигантеї 22 июл€ 1931 г. был помещен портрет бригадира с подписью: Ђ омсомолка ќл€ ѕр€ничникова, лучша€ ударница, бригадир... «а героические образцы работы премирована морским путешествиемї. ¬ числе 360 ударников (из них шесть нижегородцев) она совершила путешествие вокруг ≈вропы на теплоходе Ђ”краинаї. “рудова€ €шзнь ≈катерины ¬орониной также началась на јвтострое. ќна приехала сюда из с. Ѕутурлине Ќижегородского кра€ по комсомольской путевке. —пециальности Ч никакой. ѕослали в бригаду ќ. ѕр€ничниковой на строительство профтех- комбината. Ђ«адора, желани€ работать у нас,Ч вспоминает ≈. ». ¬оронина,Ч хоть отбавл€й.  репкие плечи да мозолистые руки Ч вот и вс€ наша Ђмеханизаци€ї. ѕосле работы шли в баракД надо бы отдохнуть. ¬друг призыв прораба: все в гавань, пришли баржи с материалами, надо немедленно разгружать. ¬ыходили всей бригадой. “емна€ осенн€€ ночь, дождь, сл€коть. Ќо все Ч нипочем. –абота кипит с шутками да прибаутками. ѕоздно ночью возвращаемс€.  ороткий отдых, а утром оп€ть на работу. ¬сем нам хотелось скорее построить завод, увидеть свои советские автомобилиї. —былась мечта молодых строителей.  огда зашумел завод, постепенно разували они лапти, снимали фуфайки, получали обувь, халаты, спецодежду. ≈катерина »вановна училась в литейке, стала стерженщицей. “рудилась самоотверженно, была активной общественницей, награждена орденом Ћенина, была избрана депутатом ¬ерховного —овета ———–. ¬ конце 1930 г. представители ÷  ¬ ѕ(б), обследовав строительство автозавода, констатировали, что партийна€ организаци€ и коллектив јвтостро€ добились перелома в сооружении зданий цехов завода и домов соцгорода; планы строительства выполн€ютс€ весьма успешно. ¬озрастал авторитет парторганизации строительства. ѕовышалась трудова€ и политическа€ активность. Ћучшие ударники, старейшие производственники вступали в партию. ќсобенно усилилс€ приток за€влений после опубликовани€ обвинительного заключени€ по делу контрреволюционной организации ѕромпарти€. “олько с 1 окт€бр€ по 30 но€бр€ 1930 г. по всему строительству в парт€чейки поступило 620 за€влений. —лесарь-бригадир, ударник промрайона ». ¬. √ор€чев, вступив в окт€брьские дни в р€ды партии, за€вил: Ђƒвенадцати лет поступил € на —ормовский завод. ѕотом работал на других пред-при€ти€х, а всего на производстве 33 года. ѕарти€ правильно ведет рабочий класс к победе социализма... я это пон€л и вступил в р€ды ¬ ѕ(б), а сына передаю в комсомол. ѕризываю товарищей рабочих последовать моему примеруї. ¬ ударном квартале 1930 г. парторганизаци€ строительства прин€ла в партию 151 человека, из них 150 рабочих. ќрганизаци€ продолжала расти также за счет коммунистов, направл€емых на јвтострой из центра, из краевой и  анавинской районной парторганизаций. Ќесмотр€ на зимние холода и многочисленные трудности, план четвертого (особого) квартала был выполнен успешно. ѕреодолевались сомнени€ в целесообразности продолжени€ строитель-ства завода в зимних услови€х.

      ¬ €нваре 1931 г. состо€лс€ пленум крайкома ¬ ѕ(б). ¬опрос о строительстве автозавода обсуждалс€ на площадке јвтостро€, куда в полном составе выехали все члены пленума. ¬ резолюции Ђќ ходе строительства автозаводаї пленум крайкома отметил, что партийные, хоз€йственные, комсомольские и профсоюзные организации на јвтострое добились значительных успехов благодар€ развертыванию партийно-массовой работы и решительной борь-бы с оппортунистами, широкой организации социалистического соревновани€ и ударничества. ѕленум обратилс€ с призывом закрепить достигнутые успехи в строительстве, мобилизовать все силы дл€ того, чтобы автогигант в третьем году п€тилетки вступил в шеренгу действующих социалистических гигантов-заводов.






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)