ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
“рудности перестройки после ¬ќ¬ на √ј«е




      ѕобедоносно завершилась ¬елика€ ќтечественна€ война. —овет≠ский народ, руководимый  оммунистической партией, вновь вер≠нулс€ к мирному труду. Ќеобходимо было в кратчайшие сроки лик≠видировать т€желые последстви€ войны. ѕарти€ и правительство определили конкретные пути восстановлени€ и развити€ народного хоз€йства страны.

      ѕ€тилетний план на 1946-1950 гг. предусматривал существен≠ное увеличение производства автомобилей , как за счет строитель≠ства новых заводов, так и за счет расширени€ действующих. √орь≠ковским автомобилестроител€м предсто€ло освоить выпуск но≠вых моделей, сконструированных еще в годы войны, грузовиков √ј«-51, √ј«-6« и легкового автомобил€ √ј«-20 Ђѕобедаї.

      —мотр опытных образцов состо€лс€ в  ремле 19 июн€ 1945 г. –уководители партии и правительства одобрили работу конструк≠торов завода. ѕостановление √ ќ 26 августа 1945 г. утвердило но≠вые модели автомобилей дл€ массового производства.

      «авод, производивший все годы войны танки, броневики, само≠ходки и другую военную технику, в сжатые сроки перестраивалс€ на массовый выпуск мирной продукции. Ќовые модели грузовиков отличались от предыдущих большей мощностью, лучшей проходи≠мостью, надежностью и экономичностью. ¬ легковом п€тиместном автомобиле Ђѕобедаї впервые в мировом автомобилестроении была применена бескрыла€ форма кузова. ¬ названии нового легкового автомобил€ сочетались радость победы над злейшим врагом чело≠вечества Ч германским фашизмом и победа отечественного авто≠мобилестроени€ Ч новые автомашины были сконструированы и соз≠даны собственными силами.

      «аводской коллектив приступил к работе по внутреннему пере≠устройству и расширению отдельных корпусов и цехов. —озда≠вались новые цехи, участки и линии; производилась перепланиров≠ка производственных участков, перестановка и модернизаци€ обо≠рудовани€; были усилены темпы восстановительных работ в зда≠ни€х, пострадавших от налетов вражеской авиации.

      ¬ труднейших услови€х, при нехватке строительных материа≠лов и рабочей силы, удалось в первые послевоенные годы построить 35 тыс. кв. м новых площадей цехов и складов. ¬ их числе цех шас≠си дл€ производства √ј«-51, дополнительные площади в кузнеч≠ном и литейном корпусе ковкого чугуна, в деревообрабатывающем цехе, было закончено строительство п€тиэтажной части кузов≠ною корпуса и т. д. Ѕольшой объем работ выполн€лс€ по расши≠ренно и реконструкции “Ё÷, в св€зи с острой нехваткой мазута она переводилась на уголь. –абочие автозавода понимали, насколько необходимы стране автомобили, и делали все, чтобы увеличить их выпуск. ¬ честь первых послевоенных выборов в ¬ерховный —овет ———– встали на трудовую вахту коммунисты кузнецы ≈. ¬.  уратов ј. ѕ. «а≠торный. ¬ ночь на 17 но€бр€ 1945 г. бригада ≈.  уратова доби≠лась небывалой выработки Ч 810 фланцев карданного вала при норме 310, в следующую смену было отштамповано 945 фланцев. ѕочин бригады поддержали передовые рабочие. Ѕригада кузне≠цов ј. «агорного отковала 1001 фланец, бригада  уратова Ч 1102 детали. «нание техники и умелое ее использование, слаженна€ работа всех членов бригады (подручного ¬асили€ Ѕорискина, на≠гревальщиков ћихаила –однова и Ќикола€ «олотова, наладчика јлександра  утина) обеспечили успех. Ѕольшую помощь оказал мастер II. ѕ. „емпалов.

      ≈лизар ¬асильевич  уратов Ч кузнец первого класса, первый из рабочих √орьковского автозавода был удостоен в 1946 г. зва≠ни€ лауреата √осударственной премии. ѕреми€ присуждалась га рационализацию методов изготовлени€ поковок автомобильных деталей, обеспечивающих высокий рост производительности тру≠да, улучшение качества продукции и значительную экономию го≠рючего. “рудовые успехи  уратова, перекрывшего американские нормы на ковке автомобильных деталей, отмечались в передовой Ђѕравдыї 31 августа 1947 г.

       оммунист ≈. ¬.  уратов не был рекордсменом-одиночкой. ќн передавал свой опыт другим рабочим, активно помогал цехо≠вой парторганизации развертывать массовое соревнование. ¬ своей книге Ђћо€ работа, мой методї (ћ., 1947) ≈. ¬.  уратов вспоми≠нает, что в €нваре 1946 г. состо€лось общее собрание всех стаханов≠цев, на котором ј. ѕ. «агорный говорил: Ђ–аботаю по методу  у≠ратова. ќбещаю, что добыось еще больших показателей и буду Ђбитьї  уратова его же собственным методом. ¬се засме€лись. Ќа мен€ смотр€т, ждут ответа. ¬ышел тогда и €. ћне, говорю, только того и надо, чтобы все кузнецы мен€ Ђбилиї моим методом... тогда дело пойдет у нас еще лучше, и свой производственный план мы быстрее выполнимї.

      ѕримеру новаторов последовали стахановцы ». ј. ѕовеликин, ». “.  узнецов, ‘. ћ.  атаев, бригады кузнецов женщин јнны Ћожкиной, Ќадежды ’абаровой и др.

      ќб успехах рабочих кузнечного корпуса узнали рабочие мос≠ковского автомобильного завода имени ». ј. Ћихачева. ќни вы≠звали горьковчан на соревнование. “ак с первых же дней послево≠енной п€тилетки возобновилось трудовое соперничество двух круп≠нейших автомобильных заводов страны.

      ”частники соревновани€ делились накопленным опытом, твор≠ческими замыслами, советовались, как быстрее и лучше выполнить производственные задани€. ћежду ними установилась регул€рна€ дружеска€ переписка, происходил обмен делегаци€ми рабочих ведущих профессий. ћежзаводское соревнование выражало глубокую заинтересованность труд€щихс€ в скорейшем восстановле≠нии и развитии народного хоз€йства.

      Ѕывшие фронтовики с энтузиазмом овладевали техникой и пере≠довыми методами работы. Ќа заводе им оказывали всестороннюю помощь опытные мастера, новаторы производства. Ѕыли организованы краткосрочные курсы, консультации. ¬черашние солдаты работали так же упорно и самоотверженно, как сражались с вра≠гом за свободу и независимость социалистической –одины. ¬ цех холодных штампов инструментально-штампового отдела пришел бывший артиллерист √ерой —оветского —оюза ¬. —. ∆уков. ќн овладел профессией инструментальщика и очень скоро с помощью своих наставников начал перевыполн€ть нормы выработки. ¬ы≠сокой производительности труда добились √ерой —оветского —ою≠за ¬. ¬. ƒушеин, ѕ. ‘. Ѕородин, ј. ћ. ¬егоутов, ј. Ќ. ≈втеев,  . ‘.  ружков, Ќ. —.  урицын и многие другие демобилизован≠ные воины.



      ќсвоение новых автомобилей происходило одновременно с на≠ращиванием выпуска прежних моделей. ¬ декабре 1945 г. были соб≠раны первые грузовики √ј«-51, а в июне 1946 г. началс€ их мас≠совый выпуск. 28 июн€ 1946 г. на небольшом участке, расположен≠ном в цехе автоматов, собираетс€ перва€ Ђѕобедаї. ¬ ее сборке участвовали начальник участка ». ¬. Ѕахирев, мастер ». ј. «уб≠ков, сборщики Ќ. ». ћаслов, ». ¬.  аликулин и др.

      —тахановцы автозавода, бор€сь за досрочное выполнение зада≠ний первого года п€тилетки, выдвинули новую форму организа≠ции социалистического соревновани€ Ч лицевые счета. —реди первых были литейщики JI. 3. Ѕронников и ј. ¬. ’арламов, куз≠нец ѕ. ј. –азумов, инструментальщик ¬. ‘. Ўубин. ¬ лицевые счета заносились успехи, достигнутые в ходе социалистического со≠ревновани€, велс€ строгий учет выполнени€ каждым рабочим лич≠ных об€зательств за смену, за мес€ц.

      ѕодавл€ющее большинство рабочих, открывших лицевые счета, досрочно выполнили задани€ первого года послевоенной п€ти≠летки. ¬ числе их токарь ѕ. —. ÷иликов (моторный цех є 2), ѕ. ». ўеркин (литейный цех серого чугуна), кузнец √. ј. ћа≠лышев (цех паровых молотов) и многие другие.

      ¬ первом году п€тилетки выполнил шесть норм слесарь колес≠ного цеха ‘. —. ѕрокошин. — 1931 г. он трудилс€ на заводе и всегда служил примером дл€ рабочих, увлека€ коллектив цеха на решение сложных производственных задач. ≈го трудова€ слава вышла далеко за пределы предпри€ти€. Ќа первых послевоенных выборах труд€щиес€ Ћенинского избирательного округа г. √орь≠кого назвали рабочего ‘едора —ергеевича ѕрокошина своим кан≠дидатом в депутаты в ¬ерховный —овет –оссийской ‘едерации.

      ќгноонио производства новых автомашин во многом зависело от своевременного и качественного изготовлени€ оснастки. ƒл€ √ј« ћ и √ј«-20 требовалось около 35 тыс. наименований различ≠ного инструмента и приспособлений, в том числе 367 крупных штампов. ƒо войны большинство кузовных штампов закупалось в —Ўј. —то€ла задача освоить их отечественное производство. ќг≠ромные штампы весом 50 и 70 т были созданы горьковчанами.

      ѕроизводство штампа начинаетс€ с модели. ћодельщики ∆у≠ковы брать€ јлексей »ванович и »ван »ванович вместе с сы≠новь€ми јлександром и Ћеонидом в совершенстве овладели слож≠ной техникой модельного дела. «а 1946 г. они выполнили 13 годо≠вых норм. ѕример самоотверженного труда показывали также бригадир-модельщик Ќ. ». –оженков и его сыновь€ ¬алерий и √ен≠надий. ¬ августе 1946 г. ими было изготовлено за 165 часов 7 мо≠делей крупного штампа, предназначенного дл€ автомобил€ Ђѕобедаї. ѕо норме на их изготовление полагалась 1 тыс. часов.

      —тахановцы ∆уковы и –оженковы были не одиноки. — боль≠шим энтузиазмом трудилс€ весь коллектив инструментально штампового отдела. ÷ех получил пополнение, ему было выделено обо≠рудование, дополнительна€ площадь. ¬ыпуск крупных штампов дл€ Ђѕобедыї доводитс€ до 15 единиц в мес€ц. ¬ сравнительно не≠большие сроки впервые в стране было организовано производство такого количества штампов на высоком техническом уровне.

      јвтозаводцы в процессе освоени€ выпуска новых автомобилей не только обеспечивали свое производство необходимой инструмен≠тальной оснасткой, но и оказывали помощь родственным предпри€≠ти€м: изготовл€ли штампы дл€ автомобил€ Ђћосквичї, дл€ авто≠заводов ћинска и  утаиси, дл€ легковой автомашины Ђ¬аршаваї (ѕольша).

      Ўироко развернулось в послевоенные годы, особенно среди молодежи, соревнование стахановских бригад. ¬ борьбе за вы≠полнение заданий четвертой п€тилетки лучшим комсомольско- молодежным бригадам присваивалось звание ЂЅригада трудовой доблестиї.

      ѕочины молодых новаторов привлекали тыс€чи последователей.  омсомолка московского автомобильного завода имени Ћенин≠ского комсомола ј.  узнецова начала движение за досрочное вы≠полнение норм послевоенной п€тилетки. ≈е призыв подхватила комсомольско-молодежна€ бригада ј. ћ. јнощенковой с участка поршневых колец литейного цеха серого чугуна. ¬ августе 1947 г. они освоили проектную норму последнего года п€тилетки. «а вы≠сокие производственные достижени€ имена ј. јнощенковой и бригадира комсомольско-молодежной бригады инструментальщи≠ков ¬. Ўубина занесены в книгу ѕочета ÷  ¬Ћ —ћ.

      ¬ысока€ производительность труда отличала бригаду знатной формовщицы завода јнны —еменовны ¬олковой. ¬месте с ней фор≠мовали поршневые кольца ее дочери ≈катерина и –аиса. ‘ормы передавались старшему сыну ѕетру. ќн заливал их металлом. ћладший сын Ч слесарь јлександр Ч следил за состо€нием обо≠рудовани€, на котором они работали. ¬се члены семейной дина≠стии завоевали звание стахановцев. –. ¬. ¬олкова в апреле 1949 г. избрана делегатом XI съезда ¬Ћ —ћ.

      Ќепосредственными организаторами соревновани€ на произ≠водственных участках были мастера. » 1947 г. старший мастер моторного цеха є 2 ¬. ј. Ћапин одним из первых поддержал почин старшего мастера московского завода Ђ алибрї II. ј.–оссийского о переходе на коллективную высокопроизводительную работу.  оллектив участка цветного лить€ литейного цеха є 3, возглавл€емый старшим мастером 13. √.  узнецовым, первым на заводе 13 окт€бр€ 1947 г. выполнил годовое задание второго года п€тилетки.



      ”лучшение организации рабочих мест, совершенствование тех≠нологического процесса, внедрение хозрасчета и лицевых счетов, а также соревнование между бригадами, сменами и производствен≠ными лини€ми приводили к тому, что ранее отстававшие участки становились передовыми. ≈сли в 1946 г. звание лучшего мастера имели 50 человек, то в 1948 г. уже 174.

      ¬ первые годы послевоенной п€тилетки инициативой масс была рождена така€ действенна€ форма организации соревновани€, как сквозное соревнование между смешными цехами и отделами. “ак, рабочие моторных цехов, простаивавшие из-за нехватки колен≠чатых валов, вызвали на соревнование рабочих кузнечного цеха.  узнецы об€зались перевыполн€ть ежедневно график подачи по≠ковок валов, а моторщики Ч перерабатывать все, что сделают куз≠нецы. »х примеру последовали коллективы других цехов.

      ѕовышению производительности труда способствовало совер≠шенствование технологических процессов.  оммунист ». ‘. Ќау≠мов, технолог моторного цеха є 1, осуществил более 20 крупных технических усовершенствований. ¬несли свой вклад в создание основ дл€ высокопроизводительного труда технологи Ќ. —. »ва≠нов, Ќ. ѕ. яшнов, ¬. ‘. —адулин, ƒ. ј. ћурашкин, Ѕ. я. —. шилов, ћ. ¬. —едых и др.

      —оревнование за звание лучшего технолога, конструктора и исследовател€, организованное партийной и профсоюзной орга≠низаци€ми автозавода, с каждым годом привлекало все большее количество участников.

      ¬ апреле 1947 г. был утвержден проект на восстановление, достройку и реконструкцию √орьковского автомобильного завода. — этого времени предпри€тие вступает в новую фазу своего разви≠ти€. ѕроект и генеральна€ смета были составлены под руковод≠ством главного инженера проекта ѕ. ј. јлексеева. ¬ыполнение сложных заданий п€тилетнего плана было невозможно без внедре≠ни€ передовой техники, механизации трудоемких работ, поэтому вопросы технического прогресса всегда находились в центре вни≠мании партийного комитета.

      Ўирокое распространение в послевоенные годы получили партийно-технические конференции. »х подготовка, работа раз≠личных секций и проведение конференций давали возможность привлечь к решению технических проблем сотни и тыс€чи пере≠довых инженеров, техников, мастеров, экономистов, рабочих-новаторов. Ёто делало партийную работу более конкретной, целе≠устремленной, она охватывала многие стороны производства. ¬ цел€х внедрени€ новой техники на заводе было создано бюро автоматизации технологических процессов, цех автоматических установок в инструментально-штамповом отделе, цех сварочных машин и установок, электротермическа€ промышленна€ лабора≠тори€ ит. д. ¬ 1946 г. были начаты и в последующие годы расшире≠ны работы по внедрению скоростной обработки металлов, закалке деталей машин √ј«-51 и ћ-20 токами высокой частоты. ¬ литей≠ных цехах с каждым годом увеличивалось число пескодувных и пескоструйных машин.

      Ўирокое применение на заводе нашла электросварка. ¬недре≠ние электросварочных автоматов дл€ сварки кожухов полуосей увеличило их производство в 2Ч3 раза. Ѕольша€ заслуга в разви≠тии автоматической сварки принадлежит энтузиасту этого дела, заместителю главного технолога завода лауреату √осударствен≠ной премии коммунисту —ергею »вановичу –усакову.

      ¬ кузнечном производстве был разработан и внедрен конструк≠торами и инженерами ¬. ј. Ћапшиным, ≈. ». Ќатанзоном, √. ћ. “ельновым, ј. ј. —енькиным, ƒ. ћ. ≈мель€новым, ј. ». ўепкиным и другими более прогрессивный способ нагрева заготовок Ч контактный электронагрев (методом сопротивлени€). √ромоздкие нефт€ные печи замен€лись удобными электрическими установками. Ќа заводе создаетс€ отдел электронагрева с соответ≠ствующим цехом. ¬ дальнейшем контактные электронагреватель≠ные установки получили применение в термических, механических и прессовых цехах.

      ќдновременно с внедрением новой техники проводились боль≠шие работы по механизации трудоемких процессов. ¬ результате значительно возросла прот€женность подвесных конвейеров, транспортеров и сборочных конвейеров, рольгангов и склизов. ¬недр€лись в производство и средства малой механизации, кото≠рые изготовл€лись силами завода.

      ѕартийна€ организаци€ и новаторы производства понимали, что всевозрастающа€ программа производства требует дальнейше≠го совершенствовани€ технологических процессов. Ќа заводе со≠здаютс€ первые автоматические линии. ¬ сент€бре 1947 г. в мотор≠ном цехе є 1 была пущена автоматическа€ лини€ шлифовки поршневого кольца. Ўесть станков теперь управл€лись одним чело≠веком. ѕроизводительность труда увеличилась в 10 раз; дл€ рабо≠ты на других участках высвободились 30 квалифицированных шлифовщиков.

      јвтоматическую линию создавали 80 человек во главе с инже≠нером коммунистом »льей »осифовичем ћенделенко. ¬ числе ини≠циаторов были старший технолог Ѕ. ‘. —адулин, партгрупорг я. ј. √ордеев, мастер ѕ. ƒ. Ѕалмасов, конструктор-электрик ». ѕ. „ижов, инструментальщик ј. ‘. ”дод и др. ќна стала пло≠дом коллективного творческого труда. ѕри внедрении линии число производственных операций на обработке поршневого кольца было уменьшено в 2 раза.

      ¬ этом же году была налажена и освоена автоматическа€ лини€ агрегатов сверлильных станков на обработке блока дл€ мотора ћ-20. ѕозднее вступила в строй автоматическа€ лини€ сварки ко≠лес. Ўирокий размах получила работа по созданию полуавтома≠тов и автоматов.

      » все же, несмотр€ на усили€ всех звеньев коллектива, произ≠водственна€ программа в 1946-1947 гг. не была выполнена. ѕри≠чин было несколько: трудности восстановительного периода, пере≠живаемые страной, отсутствие специального оборудовани€, не≠комплектное, с перебо€ми снабжение металлом, автонормал€ми и издели€ми предпри€тий-смежников и др. ќтсутствие необходи≠мого металла и изделий вызывало нежелательные замены, что при≠водило к нарушению технологического процесса. Ђќбходна€ тех≠нологи€ї усложн€ла работу цехов, резко увеличивались затраты труда и себестоимость продукции. “ак, отсутствие тонкого холод≠нокатаного листа широких габаритов приводило к тому, что в послевоенные годы ходили по нашим дорогам грузовики с дерев€н≠ными кабинами и фанерными крыль€ми. ¬ числе их были и гру≠зовые автомобили √ј«-51. ѕервоочередной задачей было восстанов≠ление Ђ«апорожсталиї Ч завода по выпуску холоднокатаного ли≠ста. «авод был пущен в небывало короткие сроки и уже осенью 1947 г. стал поставл€ть продукцию автомобильным предпри€ти€м.

      “рудно складывалась работа автозавода в первые послевоен≠ные годы. —казывалась текучесть кадров и нехватка рабочей силы, что в основном было св€зано с отсутствием жилплощади. Ќо име≠лись и значительные упущени€ в де€тельности партийного комитета и хоз€йственного руководства. Ќе оказалс€ досто€нием всех опыт передовиков, не всегда создавались услови€ дл€ выполнени€ соц≠об€зательств. Ќекоторые руководители стремились обеспечить лишь количественные показатели и мало обращали внимани€ на качество автомобильной продукции, недостаточно занимались вопросами быта рабочих.



       оммунисты (их число возросло до 4,5 тыс.) на п€той заводской партийной конференции в €нваре 1948 г. обсудили решение √орь≠ковского обкома партии о работе заводской парторганизации и подвергли резкой критике недостатки в де€тельности парткома и дирекции завода. —екретарем парткома был избран кадровый производственник, начальник кузнечного корпуса ѕ. ¬.  ирсанов.

      ѕарторганизаци€ извлекла уроки из упущений первых послевоенных лет.   осуществлению контрол€ за де€тельностью адми≠нистрации шире, чем это было раньше, привлекались рабочие- коммунисты. ћассово-политическа€ работа стала более целеустрем≠ленной и снизывалась с конкретными производственными задача≠ми. ¬первые за послевоенные годы добились сверхпланового вы≠пуска грузовых автомашин сборщики смен мастеров Ѕ. √алкина* ‘* «убкова* Ћ. «ыбина.   началу 1951 г. 19 цехов и 42 участка носили звание коллекти≠вов стахановского труда, среди них моторный цех є 2 (начальник цеха ј. ‘.  алинкин), корпус шасси (начальник ѕ. ¬.  орни≠лов). ¬ числе первых это звание завоевал плавильный участок цеха ковкого чугуна. »м руководил один из опытных и квалифи≠цированных литейщиков завода Ч ћ. ѕ. Ћуковников. ѕо его инициативе были внедрены новые методы труда, повышен уровень механизации, что позволило перейти к скоростным плавкам и уве≠личить выплавку металла по сравнению с довоенной в 1,5 раза. ћ. ѕ. Ћуковников передавал свой опыт работникам других заво≠дов, на его участке побывали и ученые, и руковод€щие работники министерства. ¬ 1950 г. за широкое внедрение в производство но≠вых, стахановских методов труда, за крупные усовершенствова≠ни€ в литейном производстве ћ. ѕ. Ћуковников был удостоен звани€ лауреата √осударственной премии. ѕо поводу столь высо≠кой оценки своего труда ћихаил ѕавлович сказал: Ђ—ын рабочего, кем € мог быть в дореволюционной –оссии? “олько полунищим, бесправным тружеником-рабом, может быть, безработным. —овет≠ска€ власть доверила мне руководство крупным плавильным про≠летом. “аких, как €, много. ћо€ лична€ судьба не результат слу≠чайной удачи. Ќас вырастила, нас воспитала наша —оветска€ власть, наша славна€ парти€ большевиковї.

      «а годы четвертой п€тилетки коллектив плавильного участка литейного цеха ковкого чугуна сэкономил 2 млн. руб. ѕоловину этой суммы дала хозрасчетна€ бригада коммуниста јлексе€ ¬а≠сильевича ’арламова. ѕрид€ на строительство завода простым рабочим, ’арламов затем освоил сложную профессию электроплавильщика. ¬месте с начальником участка ћ. ѕ. Ћуковниковым он внес р€д ценных усовершенствований в технологию ли≠тейного производства. Ѕригадир ј. ¬. ’арламов €вилс€ инициа≠тором перевода печи на беспрерывный процесс плавки. —ущественно сократилс€ расход электроэнергии, а выплавка металла увели≠чилась. ћногие заводы отрасли внедрили у себ€ этот передовой ме≠тод. ’арактерно и другое. Ќоваторский труд коммунист ’арламов успешно сочетал с большой общественной работой: он избиралс€ членом партийного бюро цеха, районного и областного комитетов партии.

      “€га к техническим знани€м, неуклонное желание овладеть более совершенными технологическими процессами стала харак≠терной чертой работы подавл€ющего большинства автомобиле≠строителей. »менно это €вилось решающей силой в создании пере лома в работе завода.

      Ќемаловажную роль в преодолении послевоенных трудностей имело внедрение хозрасчета во всех звень€х производства. — 1 €н≠вар€ 1948 г. на хозрасчет были переведены все цехи основного и вспомогательного производств. Ќовое положение по хозрасчету предусматривало зависимость премий не только от выполнени€ и перевыполнени€ производственной программы, но и от снижени€ себестоимости выпускаемой продукции. ¬ конце 1948 г. возникла индивидуально-бригадна€ форма хозрасчета, предусматривавша€ перевод на хозрасчет отдельных рабочих или групп рабочих, объе≠диненных общими производственными процессами.

      Ѕольша€ роль отводилась систематическому обучению всех членов коллектива. ¬ решении шестой заводской партийно-технической конференции (март 1946 г.) указывалось, что повышение квалификации и подготовка новых кадров, особенно по дефицит≠ным специальност€м (рихтовщиков, сварщиков, заточников и сбор≠щиков легковых автомобилей), €вл€етс€ одной из наиболее острых проблем в работе завода. Ёто хорошо понимали передовики авто≠завода. “ак, модельщики брать€ ∆уковы поставили вопрос о необ≠ходимости усилить помощь молодым кадрам в овладении новой техникой, и сами показали пример в этом благородном деле. ¬ те≠чение первой половины 1946 г., кроме своих сыновей, они обучили семерых рабочих.  адровые производственники инструментально-штампового отдела фрезеровщики ‘. 3. «еликов и √еннадий —околовский, слесарь ѕ. ћ. ¬илков, шлифовщик ј. ». —оков, строгальщик ј. ‘. “арасов обратились через заводскую много≠тиражку с призывом ко всем кадровым рабочим вз€ть индивидуаль≠ное шефство над молодежью. »нициаторы важного начинани€ на≠звали по две-три фамилии молодых рабочих, которых они об€зались обучить новой профессии. ѕартийный комитет завода поддержал инициативу инструментальщиков. ¬ыездна€ редакци€ газеты Ђѕравдаї на √орьковском автозаводе всемерно пропагандировала почин.

      Ќа предпри€тии нар€ду с обучением рабочих в кружках тех≠минимума, на различных курсах целевого назначени€ и т. п. по≠лучили развитие школы передового опыта, или, как они вначале назывались, стахановские школы. «ан€ти€ в школах проводились не только в классах, но и на рабочих местах. ¬первые в стране на √орьковском автозаводе по€вились школы рентабельности Ч одна из самых эффективных форм экономической учебы рабочих в те годы.

      ¬ результате всех этих меропри€тий коллектив завода преодо≠лел отставание первых лет п€тилетки, в 1948 г. был достигнут и превзойден довоенный уровень производства автомобилей, пере≠выполнена производственна€ программа и получена значительна€ сверхпланова€ экономи€. ¬ апреле с конвейера сошел миллион≠ный автомобиль! ’ороша€ работа коллектива горьковских авто≠мобилестроителей отмечалась 17 июл€ 1948 г. в передовой Ђѕ рандыї.

      «а создание грузового автомобил€ √ј«-51 были удостоены в г. √осударственной премии главный конструктор ј. ј. Ћип- гарт, ведущий конструктор ј. ƒ. ѕросвирнин, конструкторы и инженеры ƒ. ћ.  ригер, JI. ¬.  осткин, ¬. ». Ѕорисов, —. ». –у≠саков. ¬месте с ними в разработку конструкции грузовика внесли существенный вклад также работники конструкторско-экспериментального отдела ( Ёќ) ». ј. —андалов, ƒ. ћ. √ороховский, Ќ. ћ. √урьев, ¬. ѕ. Ѕуданов и др.

      ¬о второй половине 1948 г. осваиваетс€ производство двухтон≠ной грузовой автомашины повышенной проходимости √ј«-6«. Ёто был первый двухосный отечественный автомобиль со всеми ведущими колесами.

      — конвейера завода сходили последние полуторки √ј«-јј. »х сборка была прекращена 10 окт€бр€ 1949 г. ѕредпри€тие пол≠ностью переходило на выпуск автомобилей новых марок. √орь≠ковские грузовые автомобили шли во все концы нашей огромной страны. ¬ эти годы почти 2/3 автомобильного парка —оветского —ою≠за составл€ли п€ть моделей машин √орьковского автозавода.

      JI. ». Ѕрежнев в книге Ђ¬озрождениеї, вспомина€ о восстанов≠лении крупнейшего металлургического завода Ђ«апорожстальї, пишет: Ђ¬с€ страна к тому времени помогала возводить наш завод... »з √орького шли грузовики...ї ”спехи коллектива автозавода неоднократно отмечались переход€щим  расным знаменем —овета ћинистров ———–.

      ¬ то же врем€ потребителей не удовлетвор€ло качество авто≠мобил€ Ђѕобедаї. Ќедостатки в работе привели к необходимости прин€ть меры к усилению руководства предпри€тием.

      ƒиректором завода в 1948 г. стал √. —. ’ламов, ранее занимав≠ший пост заместител€ министра автомобильной промышленности ———–; главным технологом завода назначен один из талантливых инженеров Ч Ќ. ». —трокин. ѕод их руководством велась орга≠низационна€ перестройка проектировани€ и производства легко≠вых автомобилей. ¬ конструкторско-экспериментальном отделе был организован институт главных конструкторов по типам машин, дл€ изготовлени€ и отработки деталей Ђѕобедыї были выделены специальные участки, а сборка машин перенесена в самосто€тель≠ный цех. ¬ этом цехе были сосредоточены все новейшие типы кон≠вейеров, максимально механизированы сборочные работы.  оль≠цевой площадочно-кондукторный конвейер был создан по проек≠там заводских конструкторов и технологов  . ». „ивкунова, ѕ.  . ћигулина и др. ¬первые на заводе было осуществлено ху≠дожественно-эстетическое оформление цеха, разместившегос€ в новом помещении. ”слови€ труда рабочих значительно улучши≠лись.

      —ущественный вклад в создание перелома в работе завода, в улучшение качества новых автомобилей внесли комплексные бригады. ѕерва€ така€ бригада была организована в конце сент€бр€ г. в моторном цехе є 1 на участке обработки блоков цилин≠дров √ј«-51. »нициатором ее создани€ и душой всех новаторских начинаний был старший технолог ћихаил ¬асильевич —едых. ¬ состав бригады вошли начальник участка ј. ¬. Ѕаранов, мастера Ћ. Ћ. Ђ». “. »саков, слесарь ‘. ¬. Ћабетик, ведущий кон≠структор ƒ. ћ. √ороховский, начальник техсектора литейного цеха є 2 ј. я. ћальев и др.Ч всего 25 человек. ядро бригады составили коммунисты. Ћюди, вошедшие в бригаду, представл€ли различные отделы, цехи, участки, службы завода. ќни были пре≠красными специалистами, мастерами своего дела, а главное Ч энту≠зиастами, патриотами предпри€ти€. ќтвеча€ конкретными делами на постановление правительства об улучшении качества Ђѕобедыї,, стремились как можно быстрее вывести завод в число передовых.

      –езультаты работы комплексной бригады ћ. ¬. —едых прев≠зошли все ожидани€. “олько в первый мес€ц ее де€тельности на участке блока мотора было расшито дев€ть Ђузких местї. ћощность линии увеличилась со 180 до 320 блоков в сутки. ¬ окт€бре 1948 г. ранее отстававший участок перевыполнил производственную про≠грамму.

      «аводска€ парторганизаци€ своевременно поддержала творчес≠кую инициативу передовиков производства и обеспечила ее рас≠пространение среди коллектива завода.   концу 1948 г. были соз≠даны 23 комплексные бригады, а в 1950 г. на заводе успешно ра≠ботали 67 комплексных бригад, насчитывавших в своем составе свыше 1 тыс. человек. Ќаиболее положительных результатов в работе добились бригады —. ». –усакова, ј. ќ. ћухина, ј. ‘. «уб≠кова, —. Ќ. ’арлова, —. ÷. –оссиной и др.

       омплексные бригады расшили многие Ђузкие местаї на про≠изводстве, способствовали повышению производительности труда, помогли улучшить качество автомашин, снизить трудоемкость но≠вых машин. –абочие завода дали характерное название комплекс≠ным бригадам Ч Ђколлективный хоз€инї. Ёто определение харак≠теризовало одну из важнейших особенностей их работы Ч коллек≠тивное обсуждение и решение производственных задач.  омплекс≠ные бригады на заводе стали основной организационной формой в борьбе за технический прогресс, за совершенствование техноло≠гических процессов. ќпыт работы автозаводцев получил распро≠странение не только на предпри€ти€х горьковской промышлен≠ности, но и на фабриках и заводах страны.

      ¬ завершающие годы п€тилетки социалистическое соревнова≠ние на заводе обогатилось новыми патриотическими начинани€ми.  узнец √. ј. ћалышев (цех паровых молотов) стал инициатором механизации трудоемких процессов, бригадир ј. ћ. ћитюгов (цех мелких штампов) возглавил соревнование за улучшение ка≠чества продукции, шлифовщица ћ. ѕ. ћалышева (–ознова) пред≠ложила работать без наладчика, бригадир ћ. ». ∆уркин (цех металлопокрытий) призвал к борьбе с потер€ми на производстве.

      «а создание конструкции и технологии производства, его орга≠низацию и освоение массового выпуска легкового автомобил€ Ђѕо≠бедаї были удостоены √осударственной премии за 1949 г. главный конструктор ј. ј. Ћппгарт, зам. главного конструктора Ќ. √. ћозохин, начальник цеха крупных штампов ¬. ј. Ѕанин, начальник сборочного цеха —. ћ.  ишкин, зам. главного металлурга ј. ¬. ѕо≠номарев, конструктор ј. ј. –ажев, главный технолог Ќ. ». —тро- кин, директор завода √. —. ’ламов. ” истоков ее создани€ сто€ли зам. главного конструктора ё. Ќ. —орочкин, руководители группЌ.  ириллов, Ќ. –.  окуев, √. ћ. ¬ассерман, конструктор ». —амойлов, испытатель ћ. —. ћокеев и многие другие.

      √осударственна€ преми€ за 1949 г. была также присужденагруппе автозаводских инженеров за разработку конструкции и ор≠ганизацию производства грузового автомобил€ √ј«-б«. Ћауреа≠тами стали √. ј. ¬еден€пин, ѕ. ». ћузюкин, ¬. —. ѕолзиков, ¬. ј. —еменов, Ќ. ‘. —трунников, ». —. ”шаков.

       оллектив автозавода успешно, в значительно более короткие сроки осваивает выпуск новой, более совершенной легковой авто≠машины √ј«-12. ¬ мае 1948 г. завод получает задание сконструи≠ровать и организовать серийное производство автомобил€ повы≠шенной комфортабельности с трехр€дным расположением сидений. —ложность состо€ла в том, что все известные заграничные модели такого типа имели вес в пределах 2200Ч2800 кг. √орьковчанам же при наличии имевшегос€ в производстве шестицилиндрового двигател€ следовало уложитьс€ в вес 1800 кг. ќсуществив р€д прогрессивных решений при конструировании автомобил€, они выполнили поставленную задачу. ѕроделанна€ автозаводцами ра≠бота была одобрена руководител€ми партии и правительства. ¬ ок≠т€бре 1950 г. с конвейера сошла перва€ парти€ автомашин √ј«-12. ¬ номенклатуре √орьковского автозавода по€вилс€ новый тип легкового автомобил€, положивший начало производству авто≠машин повышенной комфортабельности.

      “ак был сделан новый шаг вперед по пути развити€ отечествен≠ного автомобилестроени€.  онструкци€ автомобил€ √ј«-12 и ос≠воение его производства получили высокую оценку —оветского пра≠вительства. √осударственна€ преми€ за 1950 г. была присуждена Ќ. ». —трокину, руководителю работы, главному инженеру за≠вода, а также ведущему конструктору Ќ. ј. ёшманову, инжене≠рам √. ‘. Ћбову, ћ. ¬. ѕавинскому, Ѕ. ѕ. ѕлатонову, ј. ћ. —а≠фонову, √. Ё. “ауриту.

      ¬ числе награжденных был и главный конструктор ј. ј. Ћип- гарт. Ёто была его п€та€ √осударственна€ преми€ за период ра≠боты на автозаводе. ¬ыпускник ћ¬“” имени Ѕаумана јндрей јлександрович Ћипгарт с 1933 г. беспрерывно в течение почти 20 лет возглавл€л коллектив конструкторов завода. “алантливый инженер и ученый, он создал на √орьковском автозаводе высокоэф≠фективную систему конструкторской работы. ѕозднее она была заимствована многими автомобильными заводами страны. ≈го мно≠гочисленные ученики и ученики его учеников успешно продолжают создавать новые, еще более совершенные автомобили.

      «аслуженный де€тель науки и техники –—‘—–, профессор ј.ј. Ћипгарт внес выдающийс€ вклад в развитие автомобильной промышленности. ¬ числе его многочисленных наград ордена Ћенина.

      Ћауреатами √осударственной премии за освоение производства лимузина √ј«-12 также стали новаторы цеха крупных штампом бригадиры ƒ. –. ¬илков и ј. ».  осицын. Ёти рабочие, как и мно≠гие на заводе, по своему общему развитию и уровню технических знаний вплотную приблизились к инженерно-техническим работ≠никам.

      ¬се послевоенные автомобили √орьковского автозавода замет≠но отличались от выпускавшихс€ ранее.  онструктивные особен≠ности новых машин €вились результатом развити€ отечественного автомобилестроени€. —овершенствовалась техническа€ культура производства, изготовление почти всех деталей переводилось на поточную систему, значительно возросло число специальных агре≠гатных станков.

      ¬ 1950 г. более чем вдвое по сравнению с довоенным увеличи≠лось производство автомобилей.  роме базовых моделей выпуска≠лись т€гачи, самосвалы, автобусы различных марок. «авод изго≠товл€л также автомобильные и комбайновые моторы, запасные части дл€ автомобилей и моторов, авто детали, некоторое оборудо≠вание дл€ электростанций, различный инструмент дл€ других пред≠при€тий. ¬о всевозрастающем объеме производились и товары на≠родного потреблени€: велосипеды, детские кол€ски, кровати, ме≠таллическа€ посуда, скоб€ные издели€, сельхозинвентарь.

        концу четвертой п€тилетки производительность труда на 32% превысила довоенный уровень, завод стал работать рента≠бельно и дал сотни миллионов рублей экономии.

      ћного труда в перестройку предпри€ти€, расширение мощно≠стей и освоение производства новых автомашин вложили его ди≠ректоры ».  . Ћоскутов, √. —. ’ламов, главные инженеры завода  . ¬. ¬ласов, ¬. ƒ. ћайборода. —амоотверженно, не счита€сь со временем, трудились начальники корпусов и цехов ѕ. ¬.  ирса≠нов (кузнечный корпус), ѕ. ј.  амышев (инструментально-штамповый корпус), ». ». Ћебедь, ». ». —анков (литейный цех є 1),

      ¬. ј. ћазуров (станкостроительный цех), Ќ. ‘. ƒенисюк (мотор≠ный цех є 1) и многие другие. —троительные и монтажные работы велись под непосредственным руководством главных инженеров управлени€ по расширению завода (”–√ј«) —. ћ.  ишкина, ≈. Ќ. ƒонцова.

      «аводскую партийную организацию в первые послевоенные годы возглавл€ли секретари партийного комитета, парторги ÷  ¬ ѕ(б) ј. ƒ. ѕроскурин,  . ј. —перанский, ѕ. ¬.  ирсанов, “. ». Ћапин.

       оммунисты моторного цеха є 2, одного из ведущих цехов завода, своим руководителем избрали √олубева Ќикола€ ≈фимо≠вича. Ѕывший землекоп на јвтострое стал монтажником, а затем мастером. ¬ 1949 г. он без отрыва от производства окончил авто≠механический техникум, стал технологом по холодной обработке металла. ƒобросовестное отношение к делу, внимание и добро≠желательность к товарищам по труду снискали ему уважение и авторитет в коллективе цеха. » таких партийных вожаков, вос≠питанных партийной организацией, на заводе насчитывались сотни.

      ƒе€тельность заводской партийной организации в первой по≠слевоенной п€тилетке получила высокую оценку центрального органа  оммунистической партии. Ђѕартийна€ организаци€ заво≠да,Ч подчеркивалось в передовой статье Ђѕравдыї 16 ма€ 1951 г.,Ч широко развернула массово-политическую работу, возглавила со≠ревнование многотыс€чного коллектива за лучшее использование техники, за экономию сырь€ и материалов и добилась значитель≠ных успехов в этом деле. «авод занимает почетное место в соревно≠вании предпри€тий автотракторной промышленности. ≈го пере≠довой опыт используетс€ на многих предпри€ти€х страныї.






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)