ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
Мобилизация на ГАЗе




      ...22 июля 1941 года.Этот день был солнечным, у автозаводцев был большой праздник. Накануне, они выпустили юбилейный мотор! Миллионный!! Заводская газета "автогигант" Трезвонила: «Есть миллионный мотор!» «Горьковская коммуна» поздравляла автозаводцев с большим трудовым достижением. По радио шел концерт по заявкам передовиков производства.

      Уже с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно. Одни направлялись в Стригинский бор на массовое гулянье, другие — на окский пляж, любители спорта спешили на стадион. Всюду веселое оживление, радостные лица, музыка. Кто мог подумать, что через считанные часы все это круто переменится? Кто мог знать, что уже переменилось...

      В час дня из репродукторов послышались гулкие удары метронома. Они настораживали, заставляли убавить шаг, остановиться. А через мгновение суровая грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Она ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом: «война!» Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм, каждый по-новому взглянул на свое место в жизни. Как присягу на верность, как клятву восприняли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщения: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

      Из соцгорода, Стригинского бора, с окского пляжа к проходным автозавода устремился людской поток. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

      Партком завода созвал экстренное совещание секретарей партийных организаций цехов, отделов, смен, руководящих хозяйственных и инженерно-технических работников.

      Родина в опасности! - сказал, обращаясь к собравшимся, секретарь партийного комитета И. В. Маркин.- И главная наша задача - дать как можно больше продукции для фронта, для победы.

      Партком определил ближайшие задачи, потребовал от секретарей партийных организаций усилить партийное влияние в массах, обратив главное внимание на организацию всей работы, на четкое выполнение заданий, на укрепление дисциплины и порядка на каждом участке, в каждой бригаде.

      Мощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. Реяли на ветру только что написанные лозунги: «Все, как один, на защиту Родины!», «Разгромим фашистских агрессоров!», «Ответим на удар врага сокрушительным ударом Каждый должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы». Гневно и взволнованно звучали выступления рабочих, инженеров, служащих.

      Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы. Каждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция: «...Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!»

      И тут же в президиум митинга стали поступать первые заявления от коммунистов, комсомольцев, беспартийных рабочих с просьбой, с требованием немедленно направить их на фронт. Заявления патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нарядов, на уголках утренних газет.

      Многие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. Сознавая всю глубину опасности, которая угрожала Родине, автозаводцы поклялись работать не покладая рук, не считаясь со временем, чувствуя себя на заводе, как на линии огня, а у станков — как у орудий.

      22 июня мастер инструментально-штампового отдела Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими выполняли ответственное задание, не выходя из цеха 21 час. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня. В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы. Смена мастера колесного цеха комсомольца А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день — 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в четыре раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

      В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня — 160 заявлений, число их росло с каждым днем.



      В первый день войны в заводской комитет комсомола пришла девушка. Она попросила листок бумаги и начала писать. Несколько минут спустя она передала секретарю комитета Николаю Дружаеву заявление: «От работницы комсомолки теплоэлектроцентрали Воробьевой Антонины Яковлевны.

      Прошу зачислить меня в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Два моих старших брата служат в РККА, отец подал заявление о добровольном зачислении его на фронт. Вся моя семья держит в руках винтовки. Я не хочу отставать от братьев и отца, я желаю грудью встать на защиту Родины. Будем бить врага всей семьей».

      В первых рядах добровольцев были коммунисты и комсомольцы. Только за четыре месяца войны на фронт ушло 675 коммунистов-автозаводцев, более 3 тыс. комсомольцев.

      Горячей любовью к своей социалистической Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты «Горьковская коммуна» и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: «Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулеметов, танков, самолетов, автомобилей... А если завтра страна призовет нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдем беспощадно бить врага. У станков нас заменят жены,; матери, сестры».

      Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По зову партии, по велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление — с оружием в руках отстоять свободу и независимость социалистического Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тыс. автозаводцев. После напряженного рабочего дня, несмотря на усталость, обучались они стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулеметом, гранатой.

      Одновременно партком завода, партийные организации цехов и отделов развернули огромную работу по подготовке боевых резервов для фронта. Создавались подразделения всевобуча, подбирался командный состав, оборудовались военно-учебные пункты.

      В настоящий штаб по подготовке боевых резервов превратился по существу комитет комсомола завода. Сотни комсомольцев направлялись на работу инструкторами ПВХО и руководителями групп самозащиты. В цехах создавались специальные комсомольско-молодежные отряды по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. Автозаводцы брали шефство над военными госпиталями, помогая медперсоналу ухаживать за ранеными бойцами, выступали с концертами художественной самодеятельности, готовили подарки защитникам Родины.

      В дни смертельной опасности, нависшей над Родиной, автозаводцы стремились вступить в ряды Коммунистической партии. В своем заявлении мастер цеха шасси В. А. Отбоев писал: «И готов в трудную минуту по зову партии и правительства встать ил защиту Родины и защищать ее до последней капли крови, а гели потребуется, отдам и свою жизнь за Родину».

      «Прошу принять меня в партию...» - эти слова отражали тесно, несокрушимое единство партии и народа, свидетельствовали о крепких ее связях с массами.

      30 июня на первом в военное время заседании партийного комитета кандидатами в члены Коммунистической партии были приняты 145 передовых тружеников. Каждое заседание партийного комитета, как правило, начиналось с приема в партию. Только во втором полугодии 1941 г. в члены и кандидаты партии было принято 178 автозаводцев. Прием в партию рос с каждым месяцем, каждым годом. За период Великой Отечественной войны заводская партийная организация приняла в члены и кандидаты партии болт 2 тыс. человек.

      Среди тех, кто получил партийные билеты в дни войны, были лучшие люди завода: знатный кузнец, депутат городского Совета II. В. Куратов, инициатор движения комсомольско-молодежных Фронтовых бригад В. Ф. Шубин, мастер-орденоносец А. Н. Вороной, заместитель начальника сборочного цеха Т. Г. Спрыгина, токарь-рационализатор В. Ф. Белан, оператор литейного цеха орденоносец А. И. Баранов, командир взвода военизированной охраны Герой Советского Союза Г. Г. Габайдулин, руководитель венской комсомольско-молодежной фронтовой бригады Е. М. Михайлова и др. Все мысли и чувства советских патриотов были обращены к родной Коммунистической партии, возглавившей всенародную борьбу за свободу и независимость Родины.






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)