ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
Бурное развитие в период 1966-1970г.




      Большинство предприятий не раз в своей истории переживают об­новление— возникают новые традиции, с развитием технического прогресса крепнет мощь производства. Типична в этом отношении и биография Горьковского автомобильного завода.

      Восьмая пятилетка определила новые и значительные планы роста производства. Увеличение выпуска грузовых машин требовало новых площадей, высказывались мысли о постройке нового завода, но подсчеты показали, что это обойдется значительно до­роже, чем реконструкция.

      В апреле 1966 г. правительство утвердило новое проектное задание по дальнейшей технической реконструкции Горьковского автозавода, увеличению его производственных мощностей. На эти нужды государство выделяло 125 млн. руб. В реконструкции участ­вовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строи­тельных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик постав­ляли оборудование и приборы. Их деятельность координировалась управлением капитального строительства завода. «Прижатый» к реке Оке жилыми массивами города завод не имел собственной тер­ритории для дальнейшего расширения. За счет средств, отпущен­ных на реконструкцию, было предпринято сооружение ряда спе­циализированных филиалов в Горьком, Арзамасе, Чернигове.

      Перевооружение и реконструкция крупнейшего предприятия страны всегда были в центре внимания Горьковской областной и городской партийных организаций, которые оказывали комму­нистам завода действенную помощь в устранении возникающих трудностей. Неоднократно на строительных площадках автоги­ганта проходили выездные заседания бюро Горьковского обкома КПСС. В сентябре 1966 г. пленум Горьковского горкома КПСС* проведенный прямо на предприятии, обсудил ход выполнения решений девятнадцатой областной и шестнадцатой городской кон­ференций по подготовке производства новых автомобилей и раз­витию Горьковского автомобильного завода. Члены горкома пар­тии, руководители ряда заводов, строительных организаций, пред­ставители заводской общественности осмотрели образцы новых автомобилей, побывали на участках реконструкции. В принятом пленумом постановлении определялись и основные этапы рекон­струкции на ближайшие пять лет, предусматривалось одновремен­ное техническое перевооружение заводов-смежников — «Крас­ной Этны», Борского стекольного и др.

      Намеченное планом постепенно приобретало зримые очертания, воплощалось в уникальные станки, агрегаты, автоматические ли­нии. Расширялись старые, появлялись новые цехи, отстраивались заводы-филиалы. В первые годы восьмой пятилетки вступил в строй корпус управления смежных производств, а также новей­ший в техническом отношении литейный цех № 7, третья очередь заводской ТЭЦ. На новые площади переместился отделочный учас­ток цеха сборки грузовых автомобилей. Готовясь к массовому вы­пуску легкового автомобиля ГАЗ-24, автозаводцы соорудили пристрой к северной части цеха сборки кузовов. И все же темпы реконструкции завода в первые три года пятилетки не отвечали по­ставленным задачам. Потребности народного хозяйства в грузовых автомашинах все более возрастали. В марте 1969 г. было решено принять меры по ускорению ввода в действие мощностей по вы­пуску грузовых автомобилей. Техническое перевооружение Горьковского автозавода было отнесено к числу важнейших строек страны. Бюро обкома КПСС объявило реконструкцию автозавода одной из главных задач всей областной партийной организации.

      Создается несколько специализированных трестов, в том числе «Автозаводстрой», которые форсировали строительно-монтажные работы. В 9-м механосборочном корпусе, одном из важнейших объектов реконструкции, решалась судьба резкого наращивания производственных мощностей для выпуска грузовиков. Это со­оружение в 1,5 раза превышало площадь зданий завода, пост­роенных в 1931 г. Здесь впервые в Советском Союзе вводился прогрессивный поточно-конвейерный метод сборки конструкций покрытия: секции и пролеты собирались на земле, а затем с по­мощью кранов устанавливались на свои места. Значительно опере­жали установленные сроки бригада бетонщиков во главе с А. И. Макаровым, бригада каменщиков под руководством Н.А. Спички; большим мастером монтажных работ зарекомендо­вал себя А. Данилычев, удостоенный ордена «Знак Почета», не­сколько лет спустя его бригада была среди первых на БАМе.

      В ноябре 1970 г. на строительстве корпуса № 9 побывал А.Н. Косыгин. Опыт горьковчан, применивших конвейерный спо­соб сборки и сооружения крупных цехов, получил высокую оцен­ку в его докладе на XXIV съезде КПСС На финише пятилетки был принят в эксплуатацию пусковой комплекс прессовой кузницы. В просторном и светлом здании уста­новлены прессы большой мощности: за один рабочий ход они прев­ращают горячую заготовку в автомобильную деталь. Нагрев за­готовок производится на специальных установках токами высокой частоты. В новом цехе не стало дыма и копоти — спутников ста­рых кузнечных цехов. Комплексно-механизированная линия прес­совой кузницы вошла в строй действующих в 1971 г. и выдала пер­вую партию продукции — несколько тысяч тонн поковок. Нема­лую лепту в эту победу внесли ветераны труда бригадир слесарей И. И. Погодин и заместитель начальника цеха В. А. Живчиков.



      Это лишь некоторые важные объекты реконструкции основного предприятия. Одновременно решалась вторая важная задача реконструкции — строительство предприятий-филиалов. В 1967гг. недалеко от автозавода был построен первый в стране спе­циализированный завод штампов и пресс-форм. Такое предприятие было крайне нужно, поскольку крупные штампы для освоения но­вых марок машин приходилось импортировать (в частности, из ФРГ и Франции). На новое предприятие перешли работать квали­фицированные специалисты, умевшие изготовлять сложнейшие пресс-формы и штампы с высокой точностью, инженеры-конструк­торы и технологи, способные разработать конструкции этой оспастки, их технологию. Здесь была изготовлена первая отечест­венная пресс-форма для отливки алюминиевого блока двигателя модели ГАЗ-24.

      Рядом с этим предприятием возник другой филиал автозавода — завод коробок скоростей общей площадью 100 тыс. кв. м. Это впол­не современное предприятие, оснащенное автоматическими лини­ями, трудоемкость изготовления всех деталей коробок скоростей была значительно снижена.

      Появились и другие филиалы. В их числе — завод гусенич­ных тягачей в Заволжье, заводы запасных частей в Арзамасе и Чернигове. Организуя заводы-филиалы, автомобилестроители ре­шали сразу несколько задач: во-первых, резко увеличивался вы­пуск запасных частей, нужда в которых непрерывно возрастала; во-вторых, закрепляя за филиалами изготовление ряда изделий, автозавод высвобождал в своих цехах дополнительные площади для расширения производства автомобилей. Как правило, голов­ной завод оснащал филиал новейшим оборудованием, помогал ему квалифицированными кадрами. Освоение нового производства происходило в кратчайшие сроки.

      Реконструкция — это и новостройки цехов, корпусов, филиа­лов, и дальнейшее техническое перевооружение предприятия. В механосборочных цехах станки и агрегаты заменялись авто­матическими линиями. В прессово-кузовном производстве по­явились оригинальные машины, оснащенные «механическими ру­ками», фотоэлементной защитой, листоукладчиками, кантователя­ми. Литейщики механизировали изготовление формовочных сме­сей, значительно увеличили к концу пятилетки выпуск точного литья, деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии. В цехе металлопокрытий пущены автоматические линии для хи­мико-гальванической обработки деталей и т. д. Так, на плавиль­ном участке литейного цеха № 7 применялась полимерная изоля­ция индукторов, которая быстро приходила в негодность. Индук­тор приходилось заново пере изолировать, материалы для этого покупать в Швеции. Возникла срочная необходимость найти вза­мен импортного свой, отечественный материал и испытать его в производственных условиях. За это дело взялись исследователи лабораторий пластмасс, лакокрасок, электролаборатории. В ре­зультате совместных усилий рецепт изоляции был найден. Подоб­ранный материал оказался по качеству лучше шведского. В этих изысканиях активно участвовал главный инженер металлурги­ческого производства Б. П. Платонов. Опыт ремонта индукцион­ных печей на автозаводе нашел применение на других предприя­тиях страны.

      Механизация и автоматизация управленческого и инженерного труда, вычислительная техника в сочетании с совершенствова­нием структуры управления позволили автозаводу сократить рас­ходы по содержанию административного персонала более чем на 5 млн. руб. в год. Комплекс мер по механизации и НОТ на скла­дах и транспортных операциях, внедренных за пятилетку, позво­лили заводу высвободить 3 тыс. рабочих.

      Немало полезных дел в летопись реконструкции вписали и на­родные контролеры. В 1969 г. на заводе имелось 160 групп и 784 поста народного контроля, объединивших 6250 дозорных. Менее чем за два года ряды контролеров выросли вдвое. Кроме того, в общественном контроле участвовали свыше 3 тыс. комсомольцев- прожектористов, активисты профсоюза. Только в 1969 г. по мате­риалам контроля было издано 135 приказов и распоряжений; свы­ше 200 мероприятий и предложений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности, были включены в цеховые и общеза­водские планы. На счету дозорных в заводской бухгалтерии чис­лилось свыше 1 млн. руб. сэкономленных предприятием средств. Вот один из примеров. С ряда комплектующих предприятий стра­ны в группу народного контроля автозавода поступили сигналы о том, что некоторые детали, поставляемые с автомобилями, оказы­ваются лишними. Было выявлено, что на большинстве заводов со­вершенно не используются кронштейны для крепления запасного колеса, а весит кронштейн 16 кг. В результате 17 заводов переста­ли получать ненужную деталь, и в заводскую копилку экономии только за пол года было внесено 40 тыс. руб. Этой экономией кол­лектив во многом обязан дозорным, в том числе инженеру КЭО К. В. Юхову, который возглавил операцию «кронштейн».

      Работа автозаводских дозорных была рекомендована для рас­пространения. В августе 1969 г. на автозаводе состоялось совеща­ние по обмену опытом работы народных контролеров предприя­тий автомобильной промышленности. 11 лучших контролеров ГАЗа первыми в Горьковской области были награждены почет­ными знаками «За активную работу в органах народного контроля СССР», среди них слесарь цеха сборки моторов, председатель груп­пы Баранов, слесарь автоцеха Красницкий, руководитель кон­структорской группы КЭО К. В. Юхов и др.

      Пытливая мысль лучших производственников орденоносного Горьковского автомобильного завода проявлялась в рационали­заторстве и изобретательстве. В этой славной армии, насчиты­вавшей свыше 3 тыс. человек, наладчик цеха крупной штампов­ки Г. П. Бархатов, старший технолог механосборочного цеха № 2 В.Н. Назарычев, старший мастер рамного цеха JI. М. Топорков,; конструктор металлургического производства Е. С. Никифоров бригадир слесарей цеха гидроузлов В. И. Жемчугов, начальник участка ремонтно-механического цеха В. А. Быков, бригадир сле­сарей сборочного цеха № 2 Е. А. Багаев. В годы восьмой пятилет­ки на автозаводе трудились 42 лучших рационализатора Горьков­ской области и 8 заслуженных рационализаторов РСФСР. Слесарь кузнечного корпуса Г. Г. Кривша, старший технолог цеха сборки грузовых автомашин А. А. Трегубов стали заслуженными рацио­нализаторами РСФСР в 1968 г.

      Внушительную силу представлял и отряд изобретателей свыше 500 человек. Если в 1958 г. на заводе было подано 14 зая­вок на изобретения, то десять лет спустя в Комитет по делам изоб­ретений направлялось ежегодно более 200 таких заявок.

      Новыми именами пополнилась в год ленинского юбилея семья автозаводских лауреатов. Группе специалистов предприятия (Н. И. Туркину, И. Г. Сторожко, В. Н. Лебедеву, Е. М. Мурашки- ну, Л. Р. Глухову, В. Г. Лазареву и М. А. Турчину) за постановку на производство новых машин была присуждена Государственная премия.



      Инициаторы создания новой техники постоянно руководствова­лись рекомендациями совета ВОИР, их работа тесно увязывалась с нуждами технико-экономического совета, научно-технического общества. Организации НТО автозавода уже в первом году вось­мой пятилетки за успехи в ускорении технического прогресса по итогам Всесоюзного смотра-конкурса было присвоено первое мес­то, денежная премия и диплом Всесоюзного совета НТО.

      Еще осенью 1966 г. по призыву рационализаторов и изобрета­телей инструментально-штампового корпуса и цеха цветной ар­матуры началось движение за создание рационализаторского фон­да пятилетки. Отмечая 100-летие со дня рождения В. И. Ленина автозаводцы внесли в этот фонд свыше 18 млн. руб. экономии, внед­рили около 40 тыс. новшеств, в том числе 220 изобретений.

      Реконструкция, техническое перевооружение предприятия,; создание новых филиалов требовали специалистов высокого клас­са, способных активно участвовать в научно-технической револю­ции. Среди принятых на основное производство рабочих в 1966 г. около 74% имели образование не ниже семилетнего. Число же дипломированных специалистов выросло за пятилетку на 13,5%, составив в 1970 г. 79,8% инженерно-технического персонала. Эти важные социальные сдвиги в развитии коллектива обусловлены отличной учебной базой.

      С 1968 г. каждому молодому специалисту, прибывшему на авто­завод, вручался «План освоения профиля работы» — своеобразное техническое задание, которое должно быть выполнено за год. Традиционными стали на ГАЗе научно-технические конференции молодежи, которые не только расширяли ее технический кругозор,: но и выявляли молодых специалистов, владевших организаторски­ми способностями, достойные выдвигались на руководящие посты.

      По инициативе ЦК ВЛКСМ с сентября 1966 г. в стране начался Всесоюзный смотр технического творчества молодежи под деви­зом: «Пятилетке — мастерство и поиск молодых!» На автозаводе были созданы штабы и секции технического творчества молодежи (ТТМ). Свыше 100 творческих молодежных бригад под руководст­вом опытных специалистов взялись за решение конкретных тех­нических задач.

      Заслуженные рационализаторы РСФСР Г. Г. Кривша, А. В. Зо- лин, Б. А. Швечков, А. А. Булычев, А. С. Обломов, А. А. Трег бов и другие новаторы обязались за счет разработки и внедрения своих изобретений и рацпредложений снизить трудоемкость работ и высвободить для других участков производства одного-двух чело­век в год, а также привлечь к рационализаторской деятельности 2—3 комсомольцев, оказывать им помощь в подготовке предложе­ний по повышению производительности труда. Слесарь Г. Г. Кривша увлек рационализаторским поиском трех молодых рабочих. На счету его воспитанника Ю. Мезинова в 1969 г. значилось 12 рац­предложений, внедрение которых дало 5 тыс. руб. экономии.

      Этот почин, поддержанный парткомом, нашел многочислен­ных последователей. В течение года число молодых рабочих и спе­циалистов, участвующих в творческой работе, удвоилось. В 1968 и 1969гг. экспонаты молодых автозаводцев на ВДНХ завоевал 2 золотые, 2 серебряные и 13 бронзовых медалей. Золотыми лауреа­тами стали слесарь Владимир Калачев и конструктор Виктор Ку­колев.

      Техническое перевооружение предприятия помогло улучшить качество продукции.






работы


Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)