ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

 

ИСТОРИЯ

 
Бурное развитие в период 1966-1970г.




      Большинство предприятий не раз в своей истории переживают об­новление— возникают новые традиции, с развитием технического прогресса крепнет мощь производства. Типична в этом отношении и биография Горьковского автомобильного завода.

      Восьмая пятилетка определила новые и значительные планы роста производства. Увеличение выпуска грузовых машин требовало новых площадей, высказывались мысли о постройке нового завода, но подсчеты показали, что это обойдется значительно до­роже, чем реконструкция.

      В апреле 1966 г. правительство утвердило новое проектное задание по дальнейшей технической реконструкции Горьковского автозавода, увеличению его производственных мощностей. На эти нужды государство выделяло 125 млн. руб. В реконструкции участ­вовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строи­тельных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик постав­ляли оборудование и приборы. Их деятельность координировалась управлением капитального строительства завода. «Прижатый» к реке Оке жилыми массивами города завод не имел собственной тер­ритории для дальнейшего расширения. За счет средств, отпущен­ных на реконструкцию, было предпринято сооружение ряда спе­циализированных филиалов в Горьком, Арзамасе, Чернигове.

      Перевооружение и реконструкция крупнейшего предприятия страны всегда были в центре внимания Горьковской областной и городской партийных организаций, которые оказывали комму­нистам завода действенную помощь в устранении возникающих трудностей. Неоднократно на строительных площадках автоги­ганта проходили выездные заседания бюро Горьковского обкома КПСС. В сентябре 1966 г. пленум Горьковского горкома КПСС* проведенный прямо на предприятии, обсудил ход выполнения решений девятнадцатой областной и шестнадцатой городской кон­ференций по подготовке производства новых автомобилей и раз­витию Горьковского автомобильного завода. Члены горкома пар­тии, руководители ряда заводов, строительных организаций, пред­ставители заводской общественности осмотрели образцы новых автомобилей, побывали на участках реконструкции. В принятом пленумом постановлении определялись и основные этапы рекон­струкции на ближайшие пять лет, предусматривалось одновремен­ное техническое перевооружение заводов-смежников — «Крас­ной Этны», Борского стекольного и др.

      Намеченное планом постепенно приобретало зримые очертания, воплощалось в уникальные станки, агрегаты, автоматические ли­нии. Расширялись старые, появлялись новые цехи, отстраивались заводы-филиалы. В первые годы восьмой пятилетки вступил в строй корпус управления смежных производств, а также новей­ший в техническом отношении литейный цех № 7, третья очередь заводской ТЭЦ. На новые площади переместился отделочный учас­ток цеха сборки грузовых автомобилей. Готовясь к массовому вы­пуску легкового автомобиля ГАЗ-24, автозаводцы соорудили пристрой к северной части цеха сборки кузовов. И все же темпы реконструкции завода в первые три года пятилетки не отвечали по­ставленным задачам. Потребности народного хозяйства в грузовых автомашинах все более возрастали. В марте 1969 г. было решено принять меры по ускорению ввода в действие мощностей по вы­пуску грузовых автомобилей. Техническое перевооружение Горьковского автозавода было отнесено к числу важнейших строек страны. Бюро обкома КПСС объявило реконструкцию автозавода одной из главных задач всей областной партийной организации.

      Создается несколько специализированных трестов, в том числе «Автозаводстрой», которые форсировали строительно-монтажные работы. В 9-м механосборочном корпусе, одном из важнейших объектов реконструкции, решалась судьба резкого наращивания производственных мощностей для выпуска грузовиков. Это со­оружение в 1,5 раза превышало площадь зданий завода, пост­роенных в 1931 г. Здесь впервые в Советском Союзе вводился прогрессивный поточно-конвейерный метод сборки конструкций покрытия: секции и пролеты собирались на земле, а затем с по­мощью кранов устанавливались на свои места. Значительно опере­жали установленные сроки бригада бетонщиков во главе с А. И. Макаровым, бригада каменщиков под руководством Н.А. Спички; большим мастером монтажных работ зарекомендо­вал себя А. Данилычев, удостоенный ордена «Знак Почета», не­сколько лет спустя его бригада была среди первых на БАМе.

      В ноябре 1970 г. на строительстве корпуса № 9 побывал А.Н. Косыгин. Опыт горьковчан, применивших конвейерный спо­соб сборки и сооружения крупных цехов, получил высокую оцен­ку в его докладе на XXIV съезде КПСС На финише пятилетки был принят в эксплуатацию пусковой комплекс прессовой кузницы. В просторном и светлом здании уста­новлены прессы большой мощности: за один рабочий ход они прев­ращают горячую заготовку в автомобильную деталь. Нагрев за­готовок производится на специальных установках токами высокой частоты. В новом цехе не стало дыма и копоти — спутников ста­рых кузнечных цехов. Комплексно-механизированная линия прес­совой кузницы вошла в строй действующих в 1971 г. и выдала пер­вую партию продукции — несколько тысяч тонн поковок. Нема­лую лепту в эту победу внесли ветераны труда бригадир слесарей И. И. Погодин и заместитель начальника цеха В. А. Живчиков.



      Это лишь некоторые важные объекты реконструкции основного предприятия. Одновременно решалась вторая важная задача реконструкции — строительство предприятий-филиалов. В 1967гг. недалеко от автозавода был построен первый в стране спе­циализированный завод штампов и пресс-форм. Такое предприятие было крайне нужно, поскольку крупные штампы для освоения но­вых марок машин приходилось импортировать (в частности, из ФРГ и Франции). На новое предприятие перешли работать квали­фицированные специалисты, умевшие изготовлять сложнейшие пресс-формы и штампы с высокой точностью, инженеры-конструк­торы и технологи, способные разработать конструкции этой оспастки, их технологию. Здесь была изготовлена первая отечест­венная пресс-форма для отливки алюминиевого блока двигателя модели ГАЗ-24.

      Рядом с этим предприятием возник другой филиал автозавода — завод коробок скоростей общей площадью 100 тыс. кв. м. Это впол­не современное предприятие, оснащенное автоматическими лини­ями, трудоемкость изготовления всех деталей коробок скоростей была значительно снижена.

      Появились и другие филиалы. В их числе — завод гусенич­ных тягачей в Заволжье, заводы запасных частей в Арзамасе и Чернигове. Организуя заводы-филиалы, автомобилестроители ре­шали сразу несколько задач: во-первых, резко увеличивался вы­пуск запасных частей, нужда в которых непрерывно возрастала; во-вторых, закрепляя за филиалами изготовление ряда изделий, автозавод высвобождал в своих цехах дополнительные площади для расширения производства автомобилей. Как правило, голов­ной завод оснащал филиал новейшим оборудованием, помогал ему квалифицированными кадрами. Освоение нового производства происходило в кратчайшие сроки.

      Реконструкция — это и новостройки цехов, корпусов, филиа­лов, и дальнейшее техническое перевооружение предприятия. В механосборочных цехах станки и агрегаты заменялись авто­матическими линиями. В прессово-кузовном производстве по­явились оригинальные машины, оснащенные «механическими ру­ками», фотоэлементной защитой, листоукладчиками, кантователя­ми. Литейщики механизировали изготовление формовочных сме­сей, значительно увеличили к концу пятилетки выпуск точного литья, деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии. В цехе металлопокрытий пущены автоматические линии для хи­мико-гальванической обработки деталей и т. д. Так, на плавиль­ном участке литейного цеха № 7 применялась полимерная изоля­ция индукторов, которая быстро приходила в негодность. Индук­тор приходилось заново пере изолировать, материалы для этого покупать в Швеции. Возникла срочная необходимость найти вза­мен импортного свой, отечественный материал и испытать его в производственных условиях. За это дело взялись исследователи лабораторий пластмасс, лакокрасок, электролаборатории. В ре­зультате совместных усилий рецепт изоляции был найден. Подоб­ранный материал оказался по качеству лучше шведского. В этих изысканиях активно участвовал главный инженер металлурги­ческого производства Б. П. Платонов. Опыт ремонта индукцион­ных печей на автозаводе нашел применение на других предприя­тиях страны.

      Механизация и автоматизация управленческого и инженерного труда, вычислительная техника в сочетании с совершенствова­нием структуры управления позволили автозаводу сократить рас­ходы по содержанию административного персонала более чем на 5 млн. руб. в год. Комплекс мер по механизации и НОТ на скла­дах и транспортных операциях, внедренных за пятилетку, позво­лили заводу высвободить 3 тыс. рабочих.

      Немало полезных дел в летопись реконструкции вписали и на­родные контролеры. В 1969 г. на заводе имелось 160 групп и 784 поста народного контроля, объединивших 6250 дозорных. Менее чем за два года ряды контролеров выросли вдвое. Кроме того, в общественном контроле участвовали свыше 3 тыс. комсомольцев- прожектористов, активисты профсоюза. Только в 1969 г. по мате­риалам контроля было издано 135 приказов и распоряжений; свы­ше 200 мероприятий и предложений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности, были включены в цеховые и общеза­водские планы. На счету дозорных в заводской бухгалтерии чис­лилось свыше 1 млн. руб. сэкономленных предприятием средств. Вот один из примеров. С ряда комплектующих предприятий стра­ны в группу народного контроля автозавода поступили сигналы о том, что некоторые детали, поставляемые с автомобилями, оказы­ваются лишними. Было выявлено, что на большинстве заводов со­вершенно не используются кронштейны для крепления запасного колеса, а весит кронштейн 16 кг. В результате 17 заводов переста­ли получать ненужную деталь, и в заводскую копилку экономии только за пол года было внесено 40 тыс. руб. Этой экономией кол­лектив во многом обязан дозорным, в том числе инженеру КЭО К. В. Юхову, который возглавил операцию «кронштейн».

      Работа автозаводских дозорных была рекомендована для рас­пространения. В августе 1969 г. на автозаводе состоялось совеща­ние по обмену опытом работы народных контролеров предприя­тий автомобильной промышленности. 11 лучших контролеров ГАЗа первыми в Горьковской области были награждены почет­ными знаками «За активную работу в органах народного контроля СССР», среди них слесарь цеха сборки моторов, председатель груп­пы Баранов, слесарь автоцеха Красницкий, руководитель кон­структорской группы КЭО К. В. Юхов и др.

      Пытливая мысль лучших производственников орденоносного Горьковского автомобильного завода проявлялась в рационали­заторстве и изобретательстве. В этой славной армии, насчиты­вавшей свыше 3 тыс. человек, наладчик цеха крупной штампов­ки Г. П. Бархатов, старший технолог механосборочного цеха № 2 В.Н. Назарычев, старший мастер рамного цеха JI. М. Топорков,; конструктор металлургического производства Е. С. Никифоров бригадир слесарей цеха гидроузлов В. И. Жемчугов, начальник участка ремонтно-механического цеха В. А. Быков, бригадир сле­сарей сборочного цеха № 2 Е. А. Багаев. В годы восьмой пятилет­ки на автозаводе трудились 42 лучших рационализатора Горьков­ской области и 8 заслуженных рационализаторов РСФСР. Слесарь кузнечного корпуса Г. Г. Кривша, старший технолог цеха сборки грузовых автомашин А. А. Трегубов стали заслуженными рацио­нализаторами РСФСР в 1968 г.

      Внушительную силу представлял и отряд изобретателей свыше 500 человек. Если в 1958 г. на заводе было подано 14 зая­вок на изобретения, то десять лет спустя в Комитет по делам изоб­ретений направлялось ежегодно более 200 таких заявок.

      Новыми именами пополнилась в год ленинского юбилея семья автозаводских лауреатов. Группе специалистов предприятия (Н. И. Туркину, И. Г. Сторожко, В. Н. Лебедеву, Е. М. Мурашки- ну, Л. Р. Глухову, В. Г. Лазареву и М. А. Турчину) за постановку на производство новых машин была присуждена Государственная премия.



      Инициаторы создания новой техники постоянно руководствова­лись рекомендациями совета ВОИР, их работа тесно увязывалась с нуждами технико-экономического совета, научно-технического общества. Организации НТО автозавода уже в первом году вось­мой пятилетки за успехи в ускорении технического прогресса по итогам Всесоюзного смотра-конкурса было присвоено первое мес­то, денежная премия и диплом Всесоюзного совета НТО.

      Еще осенью 1966 г. по призыву рационализаторов и изобрета­телей инструментально-штампового корпуса и цеха цветной ар­матуры началось движение за создание рационализаторского фон­да пятилетки. Отмечая 100-летие со дня рождения В. И. Ленина автозаводцы внесли в этот фонд свыше 18 млн. руб. экономии, внед­рили около 40 тыс. новшеств, в том числе 220 изобретений.

      Реконструкция, техническое перевооружение предприятия,; создание новых филиалов требовали специалистов высокого клас­са, способных активно участвовать в научно-технической револю­ции. Среди принятых на основное производство рабочих в 1966 г. около 74% имели образование не ниже семилетнего. Число же дипломированных специалистов выросло за пятилетку на 13,5%, составив в 1970 г. 79,8% инженерно-технического персонала. Эти важные социальные сдвиги в развитии коллектива обусловлены отличной учебной базой.

      С 1968 г. каждому молодому специалисту, прибывшему на авто­завод, вручался «План освоения профиля работы» — своеобразное техническое задание, которое должно быть выполнено за год. Традиционными стали на ГАЗе научно-технические конференции молодежи, которые не только расширяли ее технический кругозор,: но и выявляли молодых специалистов, владевших организаторски­ми способностями, достойные выдвигались на руководящие посты.

      По инициативе ЦК ВЛКСМ с сентября 1966 г. в стране начался Всесоюзный смотр технического творчества молодежи под деви­зом: «Пятилетке — мастерство и поиск молодых!» На автозаводе были созданы штабы и секции технического творчества молодежи (ТТМ). Свыше 100 творческих молодежных бригад под руководст­вом опытных специалистов взялись за решение конкретных тех­нических задач.

      Заслуженные рационализаторы РСФСР Г. Г. Кривша, А. В. Зо- лин, Б. А. Швечков, А. А. Булычев, А. С. Обломов, А. А. Трег бов и другие новаторы обязались за счет разработки и внедрения своих изобретений и рацпредложений снизить трудоемкость работ и высвободить для других участков производства одного-двух чело­век в год, а также привлечь к рационализаторской деятельности 2—3 комсомольцев, оказывать им помощь в подготовке предложе­ний по повышению производительности труда. Слесарь Г. Г. Кривша увлек рационализаторским поиском трех молодых рабочих. На счету его воспитанника Ю. Мезинова в 1969 г. значилось 12 рац­предложений, внедрение которых дало 5 тыс. руб. экономии.

      Этот почин, поддержанный парткомом, нашел многочислен­ных последователей. В течение года число молодых рабочих и спе­циалистов, участвующих в творческой работе, удвоилось. В 1968 и 1969гг. экспонаты молодых автозаводцев на ВДНХ завоевал 2 золотые, 2 серебряные и 13 бронзовых медалей. Золотыми лауреа­тами стали слесарь Владимир Калачев и конструктор Виктор Ку­колев.

      Техническое перевооружение предприятия помогло улучшить качество продукции.






Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)