ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
Лучшие люди ГАЗа: Е.В.Агитов




      От самолётов - к «школе Тейлора»

      В годы первой мировой войны в возрасте 20 лет Евгений Владими­рович Агитов был летчиком гидро­самолета на Балтике, оборонял Пет­роград. В начале XX века летчик не только летал, но и занимался техни­ческим обслуживанием машины, своими руками разбирал и собирал двигатель, ремонтировал и испыты­вал. В результате приобретал бес­ценный практический опыт.

      После гражданской войны полу­чил высшее образование в Ленин­градском институте труда. Здесь студентов учили тому, как организо­вать труд рабочих с использованием самых рациональных приемов, опи­санных американским ученым Тей­лором. Его книга в русском перево­де была издана в Санкт-Петербурге еще в 1909 году под названием «Принципы научного менеджмента». Это Тейлор на заводах Форда впер­вые в мире добился самой высокой производительности труда в массо­вом производстве и одновременно полной взаимозаменяемости час­тей при высочайшей точности их из­готовления и низкой себестоимос­ти. Тейлор первым ввел хрономет­раж выполнения операций самыми талантливыми рабочими, тщательно фиксировал их действия, вплоть до киносъемки.

      Согласитесь, все это вполне мож­но считать прообразом производст­венной системы, которая в наше время каждый день доказывает свою эффективность в подразделе­ниях ГАЗа.

      Вооруженный прогрессивными знаниями, Агитов приехал на строй­площадку будущего автозавода осенью 1929 года. Он стал идеоло­гом и создателем профтехкомбината, его строителем, а потом препо­давателем. Рядом с профтехкомбинатом построили обширные мас­терские, где Агитов вел так называ­емую «школу Тейлора». Начальни­ком опытных мастерских его назна­чают 7 сентября 1929 года, а вско­ре, 22 октября, ему поручают воз­главить учебную базу Автостроя. Многие слушатели учебно-произ­водственной базы станут потом ру­ководителями цехов, корпусов и производств, прославленными кон­структорами легковых и грузовых автомобилей.

      В марте 1932 года Евгения Влади­мировича назначили начальником экспериментального цеха техничес­кого отдела ГАЗа. Он стал первым и единственным заместителем глав­ного конструктора автозавода А.А.Липгарта по экспериментально­му цеху. А еще - руководил конструк­торским бюро, которое занималось форсированием автомобильных двигателей, предназначенных для использования на аэропланах, кате­рах, гоночном автомобиле ГЛ-1, аэ­росанях. И спустя 70 с лишним лет, в мае этого года, мчащийся по авто­дрому «Нижегородское кольцо» ГЛ-1 («гоночная Липгарта») сопровожда­ли аплодисменты восхищенных зрителей!

      Одновременно он выполнял сверхплановые конструкторские ра­боты, чаще в нерабочее время, ру­ководя так называемой «группой Агитова». Статьи об этом публико­вались в техническом журнале «Ав­тостроитель», выпускавшемся на нашем заводе до войны наряду с га­зетой «Автогигант».

      В первом номере журнала за 1937 год Агитов обратил внимание на то, что отступление от американских технических норм во имя «стаханов­ского движения» подорвало качест­во автомашин в целом и моторов в частности. Чуть позже появляются его публикации об освоении нового для автозавода 6-цилиндрового двигателя, о технической политике предприятия, о возможности ис­пользования автомобильных двига­телей на самолетах. Е.В.Агитов су­мел снизить вес 4-цилиндрового мотора до 120 кг и добился надеж­ности его работы при мощности 60 л.с., не нарушив при этом нормаль­ной технологии массового произ­водства. Форсированные им двига­тели в годы войны надежно работа­ли на боевых машинах. К сожале­нию, Агитов не успел закончить ра­боту по созданию спаренных 6-ци­линдровых двигателей, располо­женных параллельно.

      В одном из номеров журнала «Са­молет» за 1936 год сообщалось: «...Главной причиной, тормозящей развитие спортивной авиации, яв­ляется отсутствие массового произ­водства маломощных моторов и са­молетов. Мы с большим удовлетво­рением отмечаем, что... идея при­менения автомотора в качествеавиационного двигателя уже осу­ществлена на автомобильном заво­де им. Молотова в Горьком... Иници­атором и настойчивым проводни­ком этого дела является инженер- конструктор Е.В.Агитов». Почему он уделяет все свободное время авиа­ции? Да потому что он - бывший во­енный летчик.

      Трагический сорок первый

      С наглом войны усилилось вни­мание кадровиков к «социальным корням» работников, их партийнос­ти, дореволюционной биографии. Начались кадровые перестановки. В сентябре 1941-го Агитова сняли с должности начальника эксперимен­тального цеха без объяснения при­чин. В его личном деле нет даже за­писи об этом. Вместо него назначи­ли молодого специалиста, члена партии, не имевшего опыта такой работы. В октябре назначают нового заместителя А.А.Липгарта - им ста­новится Н.А.Астров.

      Осенью 1941 года к первому сек­ретарю обкома партии неожиданно вызывают не Липгарта, а Агитова и поручают немедленно заняться мо­дернизацией саней Веселовского с целью их серийного производства. В ту же ночь на квартире у Агитова собрались участники «мозгового штурма», среди которых был испы­татель двигателей И.Б.Гурвич, буду­щий профессор. К утру подготовили документацию на агитовский мотор для аэросаней, новый редуктор и систему охлаждения. Но серийного выпуска аэросаней, которые полу­чили название ГАЗ-98, Агитов не увидел, как не услышал и похваль­ных отзывов о них маршала Рокос­совского: 4 января 1942 года Евге­ний Владимирович покончил жизнь самоубийством. До изъятия пред­смертной записки Гурвич успел про­честь в ней: «Я творчески иссяк». Но, конечно, истинная причина была не в этом...

      Память о светлом человеке

      ...Последняя запись в личных до­кументах Е.В.Агитова гласит: «Уво­лен ввиду смерти». И по этой причи­не он оказался избавлен от возмож­ного изгнания, ареста и безвестной гибели...

      Многие работники KЭО впоследст­вии неоднократно делились теплыми воспоминаниями о Е.В.Агитове.

      «Евгений Владимирович был очень грамотным, честным и куль­турным человеком, - вспоминал Александр Алексеевич Доброхо­тов, рабочий, технолог-изобре- татель, а потом и начальник экс­периментального цеха КЭО- УКЭР, - увлеченно занимался лю­бимыми идеями. Мы, рабочие, это понимали и поэтому помогали из­готовлять что-то не по плану, после рабочего дня. Агитов был очень за­ботливым в отношении к нам, про­стым рабочим. Как-то он спросил: «Вы зарплату получили?» Услышав в ответ, что в кассе нет денег, ушел, а вернувшись минут через пятнад­цать, сказал: «Идите, нашлись деньги».

      В декабре 1941 года мы вечера­ми изготовляли аэросани, а именно воздушный винт из авиационного, укорачивая его лопасти. Строгаль­щик срезал металл по кусочкам, а я вручную сглаживал небольшие гра­ни по точным шаблонам. Агитов по­хвалил меня: «Отлично!» Оказа­лось, он на глаз отличает погреш­ности в пределах 0,03 мм. Потом, показав на строгальщика и расточ­ника, произнес: «Вот, нет у них об­разования, а ведь это люди высо­кой культуры». Этих слов я никогда не забывал...»

      Конструктор автомобильных кузовов Леонид Исаакович Бел­кин вспоминает: «Любимцем .конструкторов КЭО; человеком удивительной работо­способности, сведущим во многих областях знаний, великолепным их популяризатором считался замес­титель главного конструктора Евге­ний Владимирович Агитов. Он много сделал усовершенствований конст­рукции узлов автомобилей. Его де­виз «работоспособность в работе превыше всего» многим из нас при­годился.

      Инициатива Агитова - групповые выезды работников КЭО в выходные дни на природу. Он считал, что это сплачивает коллектив, дает людям возможность хоть немного отвлечь­ся от бытовых забот».

      «Агитова прозвали «ходячая эн­циклопедия» - он знал все о любых моторах и автомобилях, - писал Сергей Константинович Белухин, авиаинженер, руководи­тель группы по приборам для испытаний моторов в КЭО. - Я на­блюдал неоднократно, как сам Лип- гарт частенько у него справлялся на ходу, чтобы не искать в справоч­никах и книгах. И Евгений Владими­рович всегда немедленно отвечал, приводил цифры. Это поражало всех нас».






работы


Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)