ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
Ќа пороге войны




     ¬ третьей п€тилетке, когда международна€ обстановка станови≠лась все более напр€женной, а 1 сент€бр€ 1939 г. началась вто≠ра€ мирова€ война, парти€ и правительство принимали меры по усилению оборонной промышленности страны. —набжение метал≠лом в это врем€ машиностроительных заводов значительно сокра≠тилось. √орьковский автозавод вследствие перебоев в снабжении металлом не всегда работал ритмично. ¬ €нваре 1938 г. бюро √орьковского обкома ¬ √1(б) обсуждает сложившеес€ положение на автозаводе и сообщает вышесто€щим органам о том, что отсут≠ствие хромистых сталей, цельнот€нутых труб и листовой стали приостанавливает сборку трехосных и легковых автомашин и под угрозой выпуск грузовых автомашин. ќбком просит дать указа≠ние наркоматам срочно отгрузить необходимый металл дл€ авто≠завода и обеспечить бесперебойное снабжение особенно с ураль≠ских и мариупольских заводов. ѕеребои в снабжении металлом продолжались и в 1939Ч1940 гг. ѕлан снабжени€ автолистом в 1940 г. был выполнен лишь на 79,9%; по рессорным стал€м Ч на 68,8; чугуну Ч на 88,2; меди Ч на 46,8; медной ленте Ч на 51,9; латунной ленте Ч на 78,3% и т. д.

     ѕо причине перебоев в снабжении металлом, узлами и дета≠л€ми главный конвейер по сборке грузовых машин в августе 1940 г. просто€л 53% рабочего времени, в сент€бре Ч 39; кон≠вейер по сборке легковых автомобилей просто€л соответственно и 50%, по сборке трехосных машин Ч 52 и 37%.  огда же завод получал металл и детали, начиналась сверхурочна€ работа, что вызывало перерасход заработной платы.  ак указывалось в многотомной истории  ѕ——, Ђразвитие советской индустрии и транспорта во многом зависело от квалификации хоз€йственно≠-технических кадров. –ешение проблемы кадров осложн€лось час≠той смен€емостью в результате репрессий руковод€щих работни≠ков промышленности и транспортаї Ќапомина€ о годах произвола и беззакони€, Ћ. ». Ѕрежнев в докладе о ѕроекте  онституции ———– 24 ма€ 1977 г. говорил: Ђћы знаем, товарищи, что отдельные годы после прин€ти€ ныне действующей  онституции были омрачены незаконными репрес≠си€ми, нарушени€ми принципов социалистической демократии* ленинских норм партийной и государственной жизни. Ёто делалось вопреки конституционным установлени€м. ѕарти€ решительно осудила такую практику, и она никогда не должна повто≠ритьс€ї *.

     ¬новь выдвинутые кадры постепенно овладевали руководст≠вом производства. ѕоложение на автозаводе стало улучшатьс€ в конце 1940 г. и особенно после XVIII ¬сесоюзной партконфе≠ренции, обратившей серьезное внимание парторганизаций на под≠бор, расстановку и лучшее использование хоз€йственных кадров. ¬нимание коммунистов обращалось на глубокое изучение техни≠ки. ¬месте с дирекцией и профсоюзным руководством парторга≠низаци€ √ј«а добивалась дальнейшего развити€ соревновани€. ≈сли в окт€бре 1935 г. на заводе было 258 стахановцев, то в фев≠рале 1939 г.Ч 14 тыс., из них больше 1500 выполн€ли нормы на 200% и более. ¬ начале третьей п€тилетки на заводе имелось 35 стахановских участков и 15 стахановских линий.

     ѕод руководством парткома автозавода активизировал рабо≠ту по вовлечению в стахановское движение молодежи заводской комитет ¬Ћ —ћ. ¬ €нваре 1937 г. после перехода на работу в ÷  ¬Ћ —ћ ¬. ѕ. —орокина секретарем јвтозаводского райкома и заводского комитета комсомола был избран ћ. Ќ. Ѕронштейн.  омитет комсомола оказывал помощь активистам-стахановцам. ¬ысокой производительности труда в 1937 г. достигли молодые кузнецы.  омсорг участка ковочных машин ». Ќ. ‘укс догнал Ѕусыгина и ‘аустова.  омсомолец ». ».  узнецов на штамповке кулачкового вала перекрыл американские нормы 75 деталей в час, штампу€ по 122 вала. ¬ысокой выработки добилась комсорг механической группы кузнечного цеха фрезеровщица ≈. ». ѕо≠номарева.



     Ќо это были отдельные рекорды рабочих, зан€тых непосред≠ственно на производстве.  омитет комсомола решил вовлечь в ста≠хановское движение подсобных и вспомогательных рабочих, учет≠чиков, ремонтных слесарей, молодых инженеров и техников. ќб этом опыте рассказал ћ. Ќ. Ѕронштейн на ¬сесоюзном совещании молодых стахановцев и командиров производства, которое состо€лось в ÷  ¬Ћ —ћ в €нваре 1938 г. ќн говорил, что на от≠дельных участках есть рекордсмены, но в целом планы не выпол≠н€ютс€. ћы начали работу с подсобными рабочими, чтобы они оказывали помощь стахановцам. ¬ ведущих цехах завода было более 1 тыс. молодых инженеров и техников, из них около 400 ком≠сомольцев. Ќо они также сто€ли вне стахановского движени€.  ак отметила Ђ омсомольска€ правдаї 6 €нвар€ 1938 г., комитет комсомола добилс€, что отдельные молодые специалисты создава≠ли на своих участках новые стахановские бригады, а это значи≠тельно расшир€ло дви€ение новаторов. —оревнование станови≠лось все более массовым, возникали его новые формы. —реди ста≠хановцев по€вились двухсотники, выполн€вшие нормы на 200% и более, другие овладевали двум€ професси€ми, стали работать на двух и более станках. ƒвижение многостаночников и совмести≠телей профессий €вилось новым средством повышени€ производи≠тельности труда. —оздавались стахановские школы. «а » мес€≠цев 1939 г. стахановские методы изучили 1422 рабочих, свой опыт передавали двухсотники и многостаночники. —трогальщик штампового цеха є 2 √. √. √урьев освоил одновременно три станка и выполн€л на них нормы до 600Ч700%. ќн обучил методам своей работы нескольких строгальщиков.

     ќсвоение лимузина ћ-1 подн€ло коллектив √ј«а на новую техническую ступень, создало предпосылки дл€ дальнейшего творческого роста конструкторов. ѕобедой конструкторов √ј«а было освоение 6-цилиндрового двигател€ √ј«-11 (Ђшестеркиї). ѕо техническим показател€м этот двигатель в 30-х годах сто€л на уровне последних достижений американской автомобильной техники. ќн был легок в весе, компактен, экономичен. ƒвига≠тель, созданный на автозаводе, не был копией американского.  онструктор Ќ. √. ћозохин перевел линейную систему измерени€ двигател€ с дюймовой системы на метрическую. Ќ. –.  окуев и другие конструкторы под руководством ј. ј. Ћипгарта внесли другие существенные изменени€ в американский мотор.

     ѕодготовкой двигател€ √ј«-11 посто€нно интересовались в Ќаркомате среднего машиностроени€ ———–, в ведомство которого с 1939 г. входила автомобильна€ промышленность. Ѕыстрейшее его освоение подготавливало производство целой серии новых машин, необходимых не только дл€ народного хоз€йства, но и дл€ оборонных целей. ¬ марте 1940 г. в отчетном докладе на јвтоза≠водской районной партконференции секретарь райкома партии —. я.  иреев сообщил, что подготовка 6-цилиндрового мотора в основном закончена, что €вл€етс€ новой победой коллектива авто≠завода. ѕостановка двигател€ на легковые автомобили повышала их скорость до 120 км и более в час, увеличивала грузоподъем≠ность грузовиков до 2 т. ¬се это имело большое значение дл€ народ≠ного хоз€йства страны, дл€ повышени€ боеспособности  расной јрмии.

     ¬вод в производство новых моделей машин, шасси, моторов требовал большого количества новых разнообразных и сложных инструментов, острый недостаток в которых создавал большие трудности, но коллектив сам преодолевал их. ѕарторганизаци€ √ј«а помогала ему использовать все местные возможности.  ом≠мунисты в цехах, на участках и в бригадах возглавили работу по изготовлению инструментов. ¬ 1940 г. было сконструировано и изготовлено 7155 наименований кузнечных и холодных штампов рабочих приспособлений, режущего и других видов инстру≠ментов.



     ¬сего перед войной на √ј«е было разработано до 17 типов ма≠шин. ¬ процессе создани€ и модернизации автомобилей выросли замечательные кадры квалифицированных конструкторов. ¬ 1941 г. завод входил в проектный ритм. јктивизировалась партийно-ор≠ганизаторска€ и политико-воспитательна€ работа, крепли новые руковод€щие кадры. Ќа основе решений XVIII конференции ¬ ѕ(б) в р€де цехов начал вводитьс€ часовой и сменный графики работы, что стимулировало развитие стахановского движени€. «а п€ть дней до начала войны, 17 июн€ 1941 г., √орьковский обком партии, подвод€ итоги соревновани€ на заводах машиностроени€, отметил, что среди других предпри€тий 12 цехов автозавода уже в мае 1941 г. выполнили программу первого полугоди€. ќсо≠бенно отмечалось, что эти цехи начали работать по суточному графику, выполн€€ производственные задани€ строго по номен≠клатуре.

     ѕовышению качества производственной де€тельности содейст≠вовал обмен опытом с ћосковским автозаводом. ≈ще в июле 1936 г. коллектив √орьковского автозавода вызвал на соревнование мос≠ковских автомобилестроителей. — тех пор и до насто€щего времени коллективы √ј«а и «»Ћа соревнуютс€ между собой, обогаща€ друг друга накопленным опытом.

     √орьковский автомобильный гигант посещали многие выдаю≠щиес€ люди нашей страны. ¬ августе 1935 г. ј. ћ. √орький прие≠хал в город, нос€щий его им€. ”тром 12 августа он пр€мо с вокза≠ла направилс€ на автозавод. Ђ акую махину построили, какую громадинуї,Ч восхищалс€ √орький. «атем он побывал в соцго- роде. ќсобенно интересовалс€ школами. ¬сем, что видел, востор≠галс€ и говорил: Ђ—частливые дети, они могут учитьс€ в прекрас≠ных школахї.

     Ќезабываем репортаж пламенного патриота „ехословакии, ин≠тернационалиста и антифашиста ёлиуса ‘учика, посетившего г. √орький в марте 1935 г. ¬ один из вечеров он был на квартире литейщика, ударника автозавода ¬. ». »ванова. ¬ его квартиру пришел оператор и продемонстрировал кинофильм Ђ—частливый финалї. Ђ¬озможно ли нечто подобное увидеть на «ападе, в любой капиталистической стране? Ч спрашивал ‘учик и отвечал: Ч нет, такое возможно только в социалистической странеї. ќн отме≠чает, что ни в одном капиталистическом городе не исчезла и не исчезнет разница между центром и рабочей периферией. ј в горо≠де √орьком уже нет центра и нет периферии.  то бы сейчас в ши≠роких улицах и садах увидел старое, туберкулезное —ормово?  то бы сумел в великолепном социалистическом городе јвтозавода увидеть старую, убогую и отсталую ћонастырку?



     ¬ короткие исторические сроки волей партии и народа подн€л≠с€ громадами цеховых зданий красавец завод Ч Ђсказка из желе≠за и бетонаї, по образному выражению ƒемь€на Ѕедного, побывав≠шего на јвтострое в окт€бре 1931 г. –€дом на многие километры раскинулс€ красивыми домами, пр€мыми, стройными улицами и проспектами, широкими площад€ми, тенистыми парками, сквера≠ми и фонтанами соцгород, утопающий в зелени.

      апиталистический мир все еще продолжал считать неверо€т≠ным создание автозавода. Ќекий датский журналист в газете Ђѕолитикэнї писал, что он п€ть дней бродил по г. √орькому, но не заметил даже маленькой автомобильной мастерской.  ак € и предвидел, бессовестно лгал журналист, автозавод Ч это очеред≠на€ сказка, пропагандистский блеф.

     ¬енгерский писатель Ѕела »ллеш вспоминал, что в 1933 г. он встретилс€ в ƒании с писательницей  арин ћихаэлис, пове≠рившей россказн€м Ђчеловека высокой честностиї. Ђя об€зуюсь,Ч за€вил »ллеш,Ч съездить вместе с ¬ами в г. √орький... ≈сли завод Ч пропагандистский блеф, то € об€зуюсь выпить всю воду из ¬олги. Ќо если автозавод работает и выпускает автомобили, то вы об€зуетесь ответить в Ђѕолитикэнї вашему Ђчестномуї другу журналисту. ¬ы напишете, что он лжецї. „ерез мес€ц Ѕела »ллеш и  арин ћихаэлис посетили автозавод. ƒатска€ писательница была потр€сена и восхищена всем увиденным. ¬о врем€ осмотра детской спортплощадки она расплакалась. Ђ¬се так великолепно, так прекрасно!ї Ч воскликнула растроганна€ гость€. Ѕела »лле≠шу она сказала, что он поставил ее в безвыходное положение. Ђя об€зана, к сожалению,Ч говорила ћихаэлис,Ч написать эту автомобильную сказку. Ќо если € опишу все, что видела, то мои читатели перестанут мне верить. ќни скажут: либо  арин подкупили коммунисты, либо она по старости лет потер€ла разум. Ќе зпаю, что более лестно, но знаю твердо: никто не поверит, что коммунисты, которых так трав€т, действительно построили на ¬олге замечательный заводї. —татью ћихаэлис написала правди≠вую, и многие читатели за границей поверили старой честной писа≠тельнице г.

     ќдно из великих значений автозавода в том, что в его коллек≠тиве сформировались и воспитаны новые кадры рабочих социалис≠тического типа. √игант-автозавод как конкретное воплощение гро≠мадного индустриального строительства оказывал воздействие на чувства и сознание рабочих, воспитыва€ их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, высоких нравственных принципов. ¬ процессе борьбы за решение государ≠ственных задач под руководством партии воспитывались коллек≠тивизм, взаимна€ помощь, дружба и товарищество, формировалс€ и складывалс€ социалистический образ жизни.

     ¬месте с миллионами советских людей автозаводцы боролись за выполнение и перевыполнение заданий, внос€ свой вклад в экономическую и оборонную мощь —оветского государства. ќни видели, как все больше нависали над миром зловещие тучи войны.

     ћирный созидательный труд советских людей был прерван внезапно. 22 июн€ 1941 г. фашистска€ √ермани€ без объ€влени€ войны совершила разбойничье нападение на первую и пока единст≠венную страну социализма.






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)