ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

 

ИСТОРИЯ

 
На пороге войны




     В третьей пятилетке, когда международная обстановка станови­лась все более напряженной, а 1 сентября 1939 г. началась вто­рая мировая война, партия и правительство принимали меры по усилению оборонной промышленности страны. Снабжение метал­лом в это время машиностроительных заводов значительно сокра­тилось. Горьковский автозавод вследствие перебоев в снабжении металлом не всегда работал ритмично. В январе 1938 г. бюро Горьковского обкома ВКГ1(б) обсуждает сложившееся положение на автозаводе и сообщает вышестоящим органам о том, что отсут­ствие хромистых сталей, цельнотянутых труб и листовой стали приостанавливает сборку трехосных и легковых автомашин и под угрозой выпуск грузовых автомашин. Обком просит дать указа­ние наркоматам срочно отгрузить необходимый металл для авто­завода и обеспечить бесперебойное снабжение особенно с ураль­ских и мариупольских заводов. Перебои в снабжении металлом продолжались и в 1939—1940 гг. План снабжения автолистом в 1940 г. был выполнен лишь на 79,9%; по рессорным сталям — на 68,8; чугуну — на 88,2; меди — на 46,8; медной ленте — на 51,9; латунной ленте — на 78,3% и т. д.

     По причине перебоев в снабжении металлом, узлами и дета­лями главный конвейер по сборке грузовых машин в августе 1940 г. простоял 53% рабочего времени, в сентябре — 39; кон­вейер по сборке легковых автомобилей простоял соответственно и 50%, по сборке трехосных машин — 52 и 37%. Когда же завод получал металл и детали, начиналась сверхурочная работа, что вызывало перерасход заработной платы. Как указывалось в многотомной истории КПСС, «развитие советской индустрии и транспорта во многом зависело от квалификации хозяйственно­-технических кадров. Решение проблемы кадров осложнялось час­той сменяемостью в результате репрессий руководящих работни­ков промышленности и транспорта» Напоминая о годах произвола и беззакония, Л. И. Брежнев в докладе о Проекте Конституции СССР 24 мая 1977 г. говорил: «Мы знаем, товарищи, что отдельные годы после принятия ныне действующей Конституции были омрачены незаконными репрес­сиями, нарушениями принципов социалистической демократии* ленинских норм партийной и государственной жизни. Это делалось вопреки конституционным установлениям. Партия решительно осудила такую практику, и она никогда не должна повто­риться» *.

     Вновь выдвинутые кадры постепенно овладевали руководст­вом производства. Положение на автозаводе стало улучшаться в конце 1940 г. и особенно после XVIII Всесоюзной партконфе­ренции, обратившей серьезное внимание парторганизаций на под­бор, расстановку и лучшее использование хозяйственных кадров. Внимание коммунистов обращалось на глубокое изучение техни­ки. Вместе с дирекцией и профсоюзным руководством парторга­низация ГАЗа добивалась дальнейшего развития соревнования. Если в октябре 1935 г. на заводе было 258 стахановцев, то в фев­рале 1939 г.— 14 тыс., из них больше 1500 выполняли нормы на 200% и более. В начале третьей пятилетки на заводе имелось 35 стахановских участков и 15 стахановских линий.

     Под руководством парткома автозавода активизировал рабо­ту по вовлечению в стахановское движение молодежи заводской комитет ВЛКСМ. В январе 1937 г. после перехода на работу в ЦК ВЛКСМ В. П. Сорокина секретарем Автозаводского райкома и заводского комитета комсомола был избран М. Н. Бронштейн. Комитет комсомола оказывал помощь активистам-стахановцам. Высокой производительности труда в 1937 г. достигли молодые кузнецы. Комсорг участка ковочных машин И. Н. Фукс догнал Бусыгина и Фаустова. Комсомолец И. И. Кузнецов на штамповке кулачкового вала перекрыл американские нормы 75 деталей в час, штампуя по 122 вала. Высокой выработки добилась комсорг механической группы кузнечного цеха фрезеровщица Е. И. По­номарева.



     Но это были отдельные рекорды рабочих, занятых непосред­ственно на производстве. Комитет комсомола решил вовлечь в ста­хановское движение подсобных и вспомогательных рабочих, учет­чиков, ремонтных слесарей, молодых инженеров и техников. Об этом опыте рассказал М. Н. Бронштейн на Всесоюзном совещании молодых стахановцев и командиров производства, которое состоялось в ЦК ВЛКСМ в январе 1938 г. Он говорил, что на от­дельных участках есть рекордсмены, но в целом планы не выпол­няются. Мы начали работу с подсобными рабочими, чтобы они оказывали помощь стахановцам. В ведущих цехах завода было более 1 тыс. молодых инженеров и техников, из них около 400 ком­сомольцев. Но они также стояли вне стахановского движения. Как отметила «Комсомольская правда» 6 января 1938 г., комитет комсомола добился, что отдельные молодые специалисты создава­ли на своих участках новые стахановские бригады, а это значи­тельно расширяло двияение новаторов. Соревнование станови­лось все более массовым, возникали его новые формы. Среди ста­хановцев появились двухсотники, выполнявшие нормы на 200% и более, другие овладевали двумя профессиями, стали работать на двух и более станках. Движение многостаночников и совмести­телей профессий явилось новым средством повышения производи­тельности труда. Создавались стахановские школы. За И меся­цев 1939 г. стахановские методы изучили 1422 рабочих, свой опыт передавали двухсотники и многостаночники. Строгальщик штампового цеха № 2 Г. Г. Гурьев освоил одновременно три станка и выполнял на них нормы до 600—700%. Он обучил методам своей работы нескольких строгальщиков.

     Освоение лимузина М-1 подняло коллектив ГАЗа на новую техническую ступень, создало предпосылки для дальнейшего творческого роста конструкторов. Победой конструкторов ГАЗа было освоение 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11 («шестерки»). По техническим показателям этот двигатель в 30-х годах стоял на уровне последних достижений американской автомобильной техники. Он был легок в весе, компактен, экономичен. Двига­тель, созданный на автозаводе, не был копией американского. Конструктор Н. Г. Мозохин перевел линейную систему измерения двигателя с дюймовой системы на метрическую. Н. Р. Кокуев и другие конструкторы под руководством А. А. Липгарта внесли другие существенные изменения в американский мотор.

     Подготовкой двигателя ГАЗ-11 постоянно интересовались в Наркомате среднего машиностроения СССР, в ведомство которого с 1939 г. входила автомобильная промышленность. Быстрейшее его освоение подготавливало производство целой серии новых машин, необходимых не только для народного хозяйства, но и для оборонных целей. В марте 1940 г. в отчетном докладе на Автоза­водской районной партконференции секретарь райкома партии С. Я. Киреев сообщил, что подготовка 6-цилиндрового мотора в основном закончена, что является новой победой коллектива авто­завода. Постановка двигателя на легковые автомобили повышала их скорость до 120 км и более в час, увеличивала грузоподъем­ность грузовиков до 2 т. Все это имело большое значение для народ­ного хозяйства страны, для повышения боеспособности Красной Армии.

     Ввод в производство новых моделей машин, шасси, моторов требовал большого количества новых разнообразных и сложных инструментов, острый недостаток в которых создавал большие трудности, но коллектив сам преодолевал их. Парторганизация ГАЗа помогала ему использовать все местные возможности. Ком­мунисты в цехах, на участках и в бригадах возглавили работу по изготовлению инструментов. В 1940 г. было сконструировано и изготовлено 7155 наименований кузнечных и холодных штампов рабочих приспособлений, режущего и других видов инстру­ментов.



     Всего перед войной на ГАЗе было разработано до 17 типов ма­шин. В процессе создания и модернизации автомобилей выросли замечательные кадры квалифицированных конструкторов. В 1941 г. завод входил в проектный ритм. Активизировалась партийно-ор­ганизаторская и политико-воспитательная работа, крепли новые руководящие кадры. На основе решений XVIII конференции ВКП(б) в ряде цехов начал вводиться часовой и сменный графики работы, что стимулировало развитие стахановского движения. За пять дней до начала войны, 17 июня 1941 г., Горьковский обком партии, подводя итоги соревнования на заводах машиностроения, отметил, что среди других предприятий 12 цехов автозавода уже в мае 1941 г. выполнили программу первого полугодия. Осо­бенно отмечалось, что эти цехи начали работать по суточному графику, выполняя производственные задания строго по номен­клатуре.

     Повышению качества производственной деятельности содейст­вовал обмен опытом с Московским автозаводом. Еще в июле 1936 г. коллектив Горьковского автозавода вызвал на соревнование мос­ковских автомобилестроителей. С тех пор и до настоящего времени коллективы ГАЗа и ЗИЛа соревнуются между собой, обогащая друг друга накопленным опытом.

     Горьковский автомобильный гигант посещали многие выдаю­щиеся люди нашей страны. В августе 1935 г. А. М. Горький прие­хал в город, носящий его имя. Утром 12 августа он прямо с вокза­ла направился на автозавод. «Какую махину построили, какую громадину»,— восхищался Горький. Затем он побывал в соцго- роде. Особенно интересовался школами. Всем, что видел, востор­гался и говорил: «Счастливые дети, они могут учиться в прекрас­ных школах».

     Незабываем репортаж пламенного патриота Чехословакии, ин­тернационалиста и антифашиста Юлиуса Фучика, посетившего г. Горький в марте 1935 г. В один из вечеров он был на квартире литейщика, ударника автозавода В. И. Иванова. В его квартиру пришел оператор и продемонстрировал кинофильм «Счастливый финал». «Возможно ли нечто подобное увидеть на Западе, в любой капиталистической стране? — спрашивал Фучик и отвечал: — нет, такое возможно только в социалистической стране». Он отме­чает, что ни в одном капиталистическом городе не исчезла и не исчезнет разница между центром и рабочей периферией. А в горо­де Горьком уже нет центра и нет периферии. Кто бы сейчас в ши­роких улицах и садах увидел старое, туберкулезное Сормово? Кто бы сумел в великолепном социалистическом городе Автозавода увидеть старую, убогую и отсталую Монастырку?



     В короткие исторические сроки волей партии и народа поднял­ся громадами цеховых зданий красавец завод — «сказка из желе­за и бетона», по образному выражению Демьяна Бедного, побывав­шего на Автострое в октябре 1931 г. Рядом на многие километры раскинулся красивыми домами, прямыми, стройными улицами и проспектами, широкими площадями, тенистыми парками, сквера­ми и фонтанами соцгород, утопающий в зелени.

     Капиталистический мир все еще продолжал считать невероят­ным создание автозавода. Некий датский журналист в газете «Политикэн» писал, что он пять дней бродил по г. Горькому, но не заметил даже маленькой автомобильной мастерской. Как я и предвидел, бессовестно лгал журналист, автозавод — это очеред­ная сказка, пропагандистский блеф.

     Венгерский писатель Бела Иллеш вспоминал, что в 1933 г. он встретился в Дании с писательницей Карин Михаэлис, пове­рившей россказням «человека высокой честности». «Я обязуюсь,— заявил Иллеш,— съездить вместе с Вами в г. Горький... Если завод — пропагандистский блеф, то я обязуюсь выпить всю воду из Волги. Но если автозавод работает и выпускает автомобили, то вы обязуетесь ответить в «Политикэн» вашему «честному» другу журналисту. Вы напишете, что он лжец». Через месяц Бела Иллеш и Карин Михаэлис посетили автозавод. Датская писательница была потрясена и восхищена всем увиденным. Во время осмотра детской спортплощадки она расплакалась. «Все так великолепно, так прекрасно!» — воскликнула растроганная гостья. Бела Илле­шу она сказала, что он поставил ее в безвыходное положение. «Я обязана, к сожалению,— говорила Михаэлис,— написать эту автомобильную сказку. Но если я опишу все, что видела, то мои читатели перестанут мне верить. Они скажут: либо Карин подкупили коммунисты, либо она по старости лет потеряла разум. Не зпаю, что более лестно, но знаю твердо: никто не поверит, что коммунисты, которых так травят, действительно построили на Волге замечательный завод». Статью Михаэлис написала правди­вую, и многие читатели за границей поверили старой честной писа­тельнице г.

     Одно из великих значений автозавода в том, что в его коллек­тиве сформировались и воспитаны новые кадры рабочих социалис­тического типа. Гигант-автозавод как конкретное воплощение гро­мадного индустриального строительства оказывал воздействие на чувства и сознание рабочих, воспитывая их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, высоких нравственных принципов. В процессе борьбы за решение государ­ственных задач под руководством партии воспитывались коллек­тивизм, взаимная помощь, дружба и товарищество, формировался и складывался социалистический образ жизни.

     Вместе с миллионами советских людей автозаводцы боролись за выполнение и перевыполнение заданий, внося свой вклад в экономическую и оборонную мощь Советского государства. Они видели, как все больше нависали над миром зловещие тучи войны.

     Мирный созидательный труд советских людей был прерван внезапно. 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны совершила разбойничье нападение на первую и пока единст­венную страну социализма.






Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)