ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
»стори€ из первых уст




     «аслуженный автозаводец, заслуженный конструктор –оссийской ‘едерации, лауреат премии правительства –оссийской ‘едерации, лауреат премии ¬ƒЌ’ - все эти громкие звани€ принадлежат человеку, который был среди тех, кто долгие годы руководил разработкой конструкций газовских грузовиков. Ёто јлександр ћихайлович Ѕ”“”—ќ¬. — 1957-го по 1995 год он занимал должность заместител€ главного конструктора √орьковского автомобильного -главного конструктора грузовых автомобилей.

     »нтересно, јлександр ћихайлович, если бы вам предложили совершить путешествие в прошлое, на какой бы Ђстанцииї сошли?

     »меете в виду прошлое, св€занное с моей работой на √ј«е? ƒа, по большому счету, считаю все эти годы счастливыми дл€ себ€: у мен€ и моих коллег было огромное поле де€тельности, была возможность экспериментировать, искать наиболее оптимальные решени€ производственных задач. ¬се, чем мы занимались, делали с удовольствием, энтузиазмом. ј с какими людьми довелось работать! ƒо сих пор горжусь тем, что на работу в конструкторско-экспериментальный отдел пригласил сам Ћипгарт - главный конструктор √ј«а.

     ѕригласил как опытного специалиста?

     ƒа какой там опыт! я был тогда студентом политехнического института: училс€ на механическом факультете в группе автомобилестроени€.

     Ќаверное, родители на √ј«е работали. ѕо их стопам пошли?

     Ќет, они в основном всю жизнь в деревне прожили. ќтец - фронтовик. ј вообще, детство и юность у мен€ типичные дл€ моих ровесников тех, кто в годы войны был подростком.  огда жил в деревне, каждый день в школу ходил по 10 километров: п€ть туда и п€ть обратно. ћногие реб€та бросили учитьс€: решили, что это ни к чему, раз идет война. Ќо мы с братом про€вили упорство. ј еще работал в колхозе: помогал счетоводу трудодни начисл€ть. «адолго до окончани€ войны пере-бралс€ в город: знакомые (супружеска€ пара) к себе вз€ли. ∆или мы в  анавине. » вот помню, идем с д€дюшкой по набережной и вдруг слышим: Ђ”-у-у-уї... ќн говорит: ЂЁто немецкий разведчик. —ейчас √ј« будут бомбить, идем-ка домойї.

     ¬ы начали рассказывать о Ћипгарте...

     ƒело было так. ѕрактику € проходил в конструкторско-экспериментальном отделе. » вот однажды подходит ко мне секретарь главного конструктора Ћипгарта и говорит: Ђ«айдите к јндрею јлександровичу. ќн хочет поговорить с вамиї. «ахожу. ¬ижу р€дом с Ћипгартом заведующего кафедрой автомобилестроени€ политеха ÷имбалина. јндрей јлександрович дает мне указание: ЂЌужно спроектировать внутризаводской т€гач. Ќазначаю вас ведущим конструктором. ј вы себе реб€т подберитеї.

     ¬от так определилась тема моей дипломной работы. “ри разных варианта конструкции т€гача показал Ћипгарту. “ри раза он все зачеркивал. Ќаконец, однажды € взмолилс€: Ђјндрей јлександрович, у всех моих однокурсников уже дипломные работы готовы, а у мен€ ничего нет!ї  ороче говор€, проект был доработан и прин€т. «ащитилс€ на Ђотлич-ної. ѕосле этого Ћипгарт (он был председателем государственной комиссии) сказал: Ђќтдохнете, а потом придите ко мне в  Ёќї.

     » вот в сент€бре 1952 года прихожу в отдел кадров завода, говорю, что мен€ пригласили в конструктор- ско-экспериментальный отдел. ј мне в ответ: Ђћало ли что пригласили, пойдете работать мастером в цех шассиї. Ќо через 3 мес€ца мен€ все-таки перевели в  Ёќ.  стати, мы с этим подразделением ровесники: два года назад отметили 80- летие.

     ј началась ваша работа в отделе с...

     ƒоработал чертежи дипломного проекта. Ќа основе их стали выпускать внутризаводской т€гач. ѕотом разрабатывали мы конструкции прицепов дл€ перевозки военной техники, хлопка. ¬ообще, диапазон

     ќн отметил, что французска€ фирма, котора€ занималась возведением канатной дороги ЂЌижний Ќовгород - Ѕорї, построила больше тыс€чи подобных объектов по всему миру

     Ђ» в Ђ√ј«елиї, и в последующих разработках - опыт разных поколений конст-рукторов...ї де€тельности конструкторов был очень большой. ћы даже снегоходы конструировали.

     Ќо не по собственной же инициативе? «аказ Ђсверхуї?

     –азумеетс€. ¬от с тем же снегоходом как дело было? ¬ 1961 году приехал на √ј« глава государства Ќикита ’рущев. Ѕыли по этому случаю и митинг, и его встреча с руко-водител€ми, специалистами.  ороче говор€, поручил он автозаводцам разработать технику, способную двигатьс€ по снегу, Ђкак лошадь, чтоб везде могла пройтиї.  огда назначили мен€ начальником  Ѕ снегоходных машин, объ€вили мы конкурс на лучший вариант конструкции снегохода. ќдно оригинальное конструкторское решение, можно сказать, выкопали из прошлого: еще до революции один из российских изобретателей предложил в качестве снегохода широкие лыжи, под которыми нечто вроде гибкой лестницы- гусеницы. ¬от этот вариант мы и прин€ли за основу.  аждые дес€ть дней материалы с отчетами о проделанной работе отсылались в ћоскву. ≈здили на јйпетри дл€ проведени€ испытаний. » что же в результате? ѕосле того, как ’рущева сн€ли с высокой должности, был поставлен крест и на нашем изобретении.   тому же в стране не нашлось завода по его производству.

     ћожно себе представить, как переживали все, кто занималс€ этим делом.

     » в то же врем€ творческа€ работа над выполнением и этого, и других заданий, поиск наиболее рациональных решений в конечном счете повышали профессионализм, опыт конструкторов. ѕоэтому даже истории изобретений, которые по тем или иным причинам не были реализованы, вспоминаю с чувством удовлетворени€, а иногда и с улыбкой. Ѕыл, например, такой забавный эпизод. ѕо заданию ћинистерства обороны мы работали над п€титонным плавающим автомобилем. »зготовили опытный образец, который успешно прошел все испытани€. ¬о врем€ одного из них удивили мы народ. ¬от как это было. ¬ √нилицах загрузили на плавающий автомобиль √ј«-66 и поплыли по ќке. ј ми-мо шел теплоход. ѕассажиры вид€т, √ј«-66 по воде плывет (но что под ним-то, не видно), диву даютс€. ј поскольку все бросились к левому борту, теплоход стал наклон€тьс€... ¬ общем, чуть до трагедии дело не дошло.



     —во€ ниша

     ћного воспоминаний св€зано и с работой над полноприводным автомобилем √ј«-62. ќн имел кабину над двигателем, подкачку шин дл€ повышени€ проходимости.  онструировали мы его оп€ть-таки по заданию ћинистерства обороны. ѕричем автомобиль должен был быть таким, чтобы его можно было транспортировать по воздуху. Ќа заключительном этапе вы€снилось, что машина не проходит в люк вертолета.  ак быть? –ешать вопрос отправилс€ € в ћоскву к конструкторам вертолетов. Ќастаивал на том, чтобы они увеличили размеры люка, а москвичи были за то, чтобы мы срезали угол кабины. Ђƒа как же мы его срежем?! «десь же голова водител€!ї - возмущалс€ €. » вот, как сейчас помню, стоим мы во дворе здани€, где находилось  Ѕ, дискутируем, и тут к нам подходит невысокого роста мужчина. Ђ„то здесь происходит?ї - спрашивает. ј когда узнал в чем дело, сказал, что надо увеличить размер люка вертолета. Ёто был известный в то врем€ главный конструктор вертолетов ћиль.

     »спытани€ √ј«-62 и √ј«-56 (над ним мы работали параллельно) проходили в ”збекистане на перевале высотой 4250 метров. “огда еще поговорка така€ была: от ’орога до ќши все дороги хороши (дорога на подъем). ј от ќши до ’орога - плоха€ дорога (на спуск, автомобиль едет все врем€ на тормозах).

     ¬ конце концов, √ј«-62 был поставлен на производство. Ќо потом сн€т: в стране по€вилась потребность в автомобил€х большей грузоподъемности.

     ¬ этом отношении у √ј«а всегда была как бы сво€ ниша. ќн специализировалс€ на автомобил€х определенного класса: выпускал машины средней грузоподъемности - до 5 тонн. ќни были особенно востребованы в сельском хо-з€йстве. ѕочему? ѕотому что грунтовые дороги могли выдержать автомобильную технику только в том случае, если нагрузка не превышала 6 тонн.

     ¬ 60-е годы на √ј«е выпускались четырехтонный √ј«-53, то есть его грузоподъемность по сравнению с предшественником √ј«-51 увеличилась на 1,5 тонны, и √ј«-66 (он при-шел на смену √ј«-63). Ёто был автомобиль высокой проходимости с новыми техническими решени€ми.

     ¬ы, јлександр ћихайлович, можно сказать, Ђрулилиї грузовой автомобильной техникой более 30 лет. Ёто ж какой огромный период! » объем работы был приличным, причем по разным направлени€м. Ёто и повышение надежности, качества автомобилей, и постановка на производство четырехтонного автомобил€ √ј«-3307, и создание автомобил€, способного работать с прицепом. ѕричем решали такую важную задачу - как сэкономить топливо. Ѕыл разработан, испытан, поставлен на производство автомобиль √ј«-4301 с дизельным двигателем, разработанным на √ј«е... ј создание полуторки... —колько материалов в вашей газете было посв€щено ей и ее создател€м! ’очу лишь подчеркнуть, что и в Ђ√ј«елиї, и в последующих конструкторских разработках как бы воплотилс€ опыт разных поколений конструкторов. »мена многих из них вошли в историю завода. Ёто Ѕорис Ўихов, –остислав «аворотный, ёрий  удр€в-цев, √еннадий Ўир€ев, ¬ладимир ƒубков, ќлег ќбразцов. Ёто ведущий конструктор Ђ√ј«елиї, главный конструктор √орьковского автомобильного ¬ладимир „етвериков и многие другие.

     Ќаверн€ка и после ухода на заслуженный отдых вы в курсе всех заводских дел. Ќе хотите ли выступить в роли провидца?  аким видите будущее √ј«а?

     ќт предсказаний, пожалуй, воздержусь. ј вот пожелание у мен€ есть. √лавное, чтоб наше предпри€тие, как говоритс€, не потер€ло своего лица. Ќу, а суд€ по тому, что сейчас происходит на √ј«е, это ему не грозит.






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)