ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я √ќ–№ ќ¬— ќ√ќ ј¬“ќ«ј¬ќƒј

 
√орьковский автомобильный завод в годы ¬еликой ќтечественной войны


     1 €нвар€ 1997 года акционерному обществу "√ј«" исполн€етс€ 65 лет. «а все эти годы √орьковский автомобильный завод (позднее ќјќ "√ј«") прошЄл огромный путь развити€. Ѕыло освоено производство большого количества различных типов грузовых и легковых автомобилей, а также военной техники. «авод всегда сто€л на передовых рубежах отечественного автомобилестроени€.

     »стори€ √орьковского автомобильного - одна из славных страниц истории нашей страны. ¬ т€желые годы ¬еликой ќтечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроилс€ и начал давать фронту военную технику. »менно об этом т€жЄлом периоде в истории завода € и хотел бы рассказать в моей курсовой работе. », конечно, прежде всего мой рассказ будет о люд€х, которые героически трудились в тылу на √орьковском автомобильном заводе.

     "¬сЄ дл€ фронта, всЄ дл€ победы" - под таким девизом работали, не жале€ сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней. Ќа место ушедших на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. ¬ыполн€€ задани€ фронта, люди сутками не выходили из цехов.

     «а годы войны завод стал насто€щей кузницей оружи€: танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы, даже легендарные " атюши" и многое другое вооружение рождалось в цехах.

     Ќа разбитых фронтовых дорогах горели "полуторки" и самоходки, уходили под лЄд Ћадоги, спаса€ жизни людей. ”ходили в бессмертиеЕ  ак и тыс€чи автозаводцев, не вернувшихс€ с ¬еликой ќтечественной.  ак и тыс€чи автозаводцев, погибших на своих рабочих местах во врем€ налЄтов фашистской авиации. ¬ечна€ им пам€ть!

     Е22 июн€ 1941 года. Ётот воскресный день был дл€ автозаводцев по-необычному праздничным. Ќакануне, в субботу, с конвейера сошЄл юбилейный мотор. ћиллионный мотор!«аводска€ многотиражка "јвтогигант" вышла с броским заголовком через всю газетную полосу: "≈сть миллионный мотор!". "√орьковска€ коммуна" поздравл€ла автомобилестроителей с большой трудовой победой. ѕо радио шЄл концерт по за€вкам передовиков производства.

     ”же с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно. ќдни направл€лись в —тригинский бор на массовое гул€ние, другие на окский пл€ж, любители спорта спешили на стадион. ¬сюду весЄлое оживление, радостные лица, музыка.  то мог подумать, что через считанные часы всЄ это круто переменитс€?  то мог знать, что уже переменилосьЕ

     ¬ час дн€ из репродуктора послышались гулкие удары метронома. ќни настораживали, заставл€ли убавить шаг, остановитьс€. ј через мгновение сурова€ грозна€ весть всколыхнула и потр€сла людей. ќна ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом: "война!". –азом перевернулс€ мирный уклад, нарушилс€ привычный трудовой ритм, каждый по-новому взгл€нул на своЄ место в жизни.  ак прис€гу на верность, как кл€тву восприн€ли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщени€: "Ќаше дело правое. ¬раг будет разбит. ѕобеда будет за нами!".

     »з соцгорода, —тригинского бора, с окского пл€жа к проходным автозавода устремилс€ людской поток. Ќесмотр€ на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

     ћощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. –е€ли на ветру только что написанные лозунги: "¬се, как один, на защиту –одины!", "–азгромим фашистских агрессоров!", "ќтветим на удар врага сокрушительным ударом!", " аждый должен требовать от себ€ и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы". √невно и взволнованно звучали выступлени€ рабочих, инженеров, служащих.

     „асом позже на площади у главной проходной состо€лс€ общезаводской митинг. ќдин за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. »х выступлени€ были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуетс€, то и жизнь делу победы.  аждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не усто€ть никакому врагу. ћоре рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась обща€ резолюци€: "Ећы объ€вл€ем себ€ мобилизованными на защиту нашей любимой –одины и готовы трудитьс€ и боротьс€, не щад€ сил, до полной победы над врагом!"

     » тут же в президиум митинга стали поступать первые за€влени€ с просьбой, с требованием немедленно направить их на фронт. «а€влени€ патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нар€дов, на уголках утренних газет.

     ћногие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. —ознава€ всю глубину опасности, котора€ угрожала –одине, автозаводцы покл€лись работать не поклада€ рук, не счита€сь со временем, чувству€ себ€ на заводе, как на линии огн€, а у станков - как у орудий.

     22 июн€ мастер инструментально-штампового отдела Ўабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком ƒорогавцевым, слесарем –ыкалиным, фрезеровщиком Ўтоковым и другими выполн€ли ответственное задание, не выход€ из цеха 21 час. ¬ обычных услови€х на эту работу потребовалось бы четыре дн€. ¬ тот же день строгальщик-многостаночник мастерской гор€чих штампов Ќ. Ќ. “улумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы. —мена мастера колесного цеха ј. ». Ѕондарчука 24 июн€ добилась небывалого рекорда. ѕри норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Ћучший строгальщик ремонтно-механического цеха ¬. ƒ. ѕастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончани€ смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задани€. ѕодобных примеров трудового героизма были дес€тки, сотни.

     ¬ час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. ¬ своих за€влени€х они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей –одины. 22 июн€ от автозаводцев поступило более 100 за€влений, 23 июн€ - 160 за€влений, число их росло с каждым днЄм.

     √ор€чей любовью к своей –одине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. ќпубликованное 1 июл€ 1941 г. на страницах областной газеты "√орьковска€ коммуна" и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: "ѕровожа€ вас в  расную јрмию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снар€дов, пулемЄтов, танков, самолЄтов, автомобилей Е ј если завтра страна призовЄт нас в р€ды  расной јрмии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдЄм беспощадно бить врага. ” станков нас замен€т жЄны, матери, сЄстры".

     ярким про€влением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту –одины €вилось создание народного ополчени€. ѕо велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. ¬сех их объедин€ло единое стремление - с оружием в руках отсто€ть свободу и независимость ќтечества. «а короткое врем€ ополченцами стали около 10 тыс€ч автозаводцев. ѕосле напр€жЄнного рабочего дн€, несмотр€ на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемЄтом, гранатой.

     ¬ насто€щий штаб по подготовке боевых резервов превратилс€ по существу комитет комсомола завода. —отни комсомольцев отправл€лись на работу инструкторами ѕ¬’ќ и руководител€ми групп самозащиты. ¬ цехах создавались специальные комсомольско-молодЄжные отр€ды по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. јвтозаводцы брали шефство над военными госпитал€ми, помога€ медперсоналу ухаживать за раненными бойцами, выступали с концертами художественной самоде€тельности, готовили подарки защитникам –одины.

     —тоит также сказать о службе военизированной охраны завода (¬ќ’–). я хотел бы привести воспоминани€ бывшего командира 2-го сводного отр€да ¬ќ’– ∆елвакова ј. ¬. по охране √орьковского јвтомобильного «авода в годы ¬еликой ќтечественной войны:

     "¬ ночь с 4-го на 5-е но€бр€ 1941 года был совершЄн массированный налЄт фашистской авиации на √орьковский јвтомобильный завод.

     «аградительный зенитный артиллерийский огонь, истребительна€ авиаци€ не дала прорватьс€ эшелону вражеской авиации на автогигант. ќднако отдельным бомбардировщикам удалось прорватьс€.

     ¬ результате был разрушен взрывами бомб от серийно-залпового бомбометани€ и объ€т пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех. –€д бомб было сброшено в соцгороде.

     ¬о врем€ налЄта вражеской авиации на автомобильный завод начальник сводного отр€да товарищ Ќикитин находилс€ на командном пункте, а € руководил резервами сводного отр€да и постами наземного и воздушного наблюдени€, территори€ ¬ќ’– и прилегающей местности, находившейс€ в штабе сводного отр€да.

     ѕост воздушного наблюдени€ на территории отр€да ¬ќ’– сообщил, что сильный взрыв произошЄл в районе военного городка.

     Ќа этой территории было устроено много щелей дл€ укрыти€ семей работающих на √ј«е и семей военизированной охраны.

      омандиру отдельного отр€да товарищу √амаеву мною было дано задание разведать местность от военного городка и до главной проходной завода. ¬ случае завала людей в щел€х или обнаружени€ раненных оказать им помощь.

     „ерез 25 минут командир товарищ √амаев по телефону доложил: "Ѕомба взорвалась около масс энтузиастов, напротив управлени€ завода. ≈сть раненные, мед-сан службы оказывают им помощь. Ќаселение военного городка не пострадало. —ледую в сводный отр€д."

     ЌалЄт вражеской авиации продолжалс€ до начала рассвета.

     ѕост наземного наблюдени€ сообщил о том, что фашистска€ авиаци€ примен€ет €довитые газы, имеетс€ запах хлора. я позвонил об этом на командный пункт.  омандир 2-го сводного отр€да товарищ Ќикитин ответил: " омандным пунктом команд "√аз!" не давалось."

     ’имической разведкой сводного отр€да было установлено, что у подъезда общежити€ сводного отр€да ¬ќ’– была разбита бутыль с сол€ной кислотой. ѕри соединении кислоты со снегом образовалс€ туман и запах хлора.

     ѕосле семи часов был дан отбой. Ќажав на все рычаги коммутатора € дал команду: "ќтбой! ¬сем начальникам караулов доложить о результатах налЄта вражеской авиации на объект и состо€ние личного состава."

     * * *

     ¬ойна резко изменила услови€ и задачи работы предпри€тий промышленности и транспорта. Ќеобходимо было в кратчайший срок перестроить промышленность на военный лад, максимально использовать все резервы и возможности дл€ обеспечени€ победы над врагом. √орьковские автомобилестроители в кратчайшие сроки должны были перейти на выпуск лЄгких танков, танковых моторов, броневиков, миномЄтов, боеприпасов.

     ƒиректором завода в это врем€ был »ван  узьмич Ћоскутов (родилс€ в 1900 году). „лен партии с 1919 года, участник гражданской войны. ќкончил Ћенинградский политехнический институт. — 1934 года он в коллективе горьковских автомобилестроителей. ≈го жизненный путь от р€дового конструктора до директора крупнейшего предпри€ти€ страны характерен дл€ многих автозаводцев. ».  . Ћоскутов работал в ћинистерстве электростанций ———– и √осплане –—‘—–. ƒважды награждЄн орденом Ћенина и другими орденами и медал€ми —оюза ——–.

     ѕерестройка предпри€ти€ шла по строго разработанному графику. ѕо новому плану разместили в цехах оборудование, пересмотрели технологическую цепочку изготовлени€ узлов и деталей. —ами изготовл€ли новые инструменты, штампы, приспособлени€.

     «аводы города и области (" расное —ормово", " расна€ Ётна", √орьковский металлургический, ѕавловский автобусный,  улебакский металлургический и другие) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофЄрского инструмента, различных материалов.

     ѕро€вл€€ величайшее упорство, энергию, инициативу, коллектив √орьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномЄтов и боеприпасов. Ќеверо€тным могло казатьс€ раньше, что человек способен непрерывно работать 20-30 часов. Ќо когда –одина оказалась в опасности, рабочие, выполн€€ задани€ фронта, сутками не выходили с завода. ќднажды поломалс€ зубонарезной станок, на ремонт которого требовалс€ недельный срок. ѕроизводственный график срывалс€. »справить положение вз€лась бригада Ќикола€ Ѕатурина. 36 часов непрерывной работы - и дефицитна€ деталь была сдана на сборку точно в намеченное врем€. ¬ литейном цехе вышла из стро€ печь. –иску€ жизнью электрик Ќ.  . —орокин вместе со своим помощником ј. ¬. Ћуповым вз€лись отремонтировать печь, не охлажда€ еЄ. ¬ асбестовых костюмах они трижды проникали внутрь печи. ¬ тот же день она была отремонтирована. —рочный военный заказ был выполнен в срок.

     ѕерестройка производства на военный лад самым тесным образом была св€зана с проблемой кадров. “ыс€чи автозаводцев ушли воевать, а фронт насто€тельно требовал все новой продукции. Ќа автозаводе, как и по всей стране, развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными професси€ми. ќни заменили мужей и братьев, встали к станкам, настойчиво овладевали новыми специальност€ми, сутками не покидали цехов, выполн€€ военные заказы. “олько за первый мес€ц войны на завод пришли более 1500 домохоз€ек. ѕрактически не было такой профессии, которую бы не освоили советские патриотки.  огда јнна ћельникова проводила своего отца, кузнеца по профессии, на фронт, она стала трудитьс€ на его месте. ”порство и настойчивость позволили ей достигнуть высокой выработки. јнна систематически выполн€ла по две с половиной нормы в смену. ¬ окт€бре 1941 года, соревну€сь с кузнецом Ќ.  . √орбуновой, она установила рекорд. Ќа штамповке готовой детали она выполнила п€ть норм, а еЄ сменщица - четыре. —тала кузнецом и јнна Ћожкина. –абота€ в бригаде знатного кузнеца ≈. ¬.  уратова, молода€ смазчица после смены подолгу задерживалась у ковочных машин, следила за работой нагревальщиков и кузнецов, овладевала их профессиональными секретами. јнна в совершенстве овладела сложной профессией, в последствии ей было присвоено звание лучшего кузнеца завода. —борщица стержней литейного цеха —офь€ ≈фремова, выполн€€ срочный заказ фронта, четверо суток не выходила из цеха. ќдной из первых на автозаводе она была награждена орденом Ћенина.

     Ѕолее п€тисот женщин в короткий срок успешно овладели сложными "мужскими" професси€ми - стали кузнецами, сталеварами, нагревальщиками, формовщиками и т.д.

     —реди автозаводцев, награжденных в конце 1941 года за самоотверженный труд орденами и медал€ми, было немало женщин. —реди них станочница цеха шасси ѕ. ≈. ћокшина, фрезеровщица Ќ. ¬. ¬оробьЄва, стерженщица “. ». ћасленникова, прессовщица ƒ.  . ≈мель€нова, строгальщица ћ. ¬. ћалышева, сварщица ј. ¬. јлександрова и другие.

     ¬новь вставали к станкам ветераны труда, старые производственники, находившеес€ до войны на заслуженном отдыхе. ќдними из первых вернулись на завод јнурин, Ѕолдырев и другие.

     — первых дней войны остро сто€л вопрос питани€, топлива, одежды. ѕри завкоме была создана комисси€ по снабжению рабочих, которую возглавила заместитель предзавкома профсоюза  . ». Ўаронова. Ѕыло прин€то решение доставл€ть гор€чие обеды пр€мо к рабочим местам. ƒл€ ослабленных и подростков организовали дополнительное питание.

     ќсобое значение приобрело в те годы огородничество.  аждый клочок земли был вспахан и засажен картофелем, овощами. ÷еха, отделы получали земельные участки, инвентарь, семена. «авод помогал и в уборке урожа€. —емьи фронтовиков находились на особом учЄте, им выдел€лись ордера на промтовары, топливо, оказывалась материальна€ помощь.

     ‘ашистские полчища захватили промышленные районы ”краины, Ѕелоруссии, западных областей –оссийской ‘едерации. ¬раг рвалс€ к ћоскве. Ќарушились сложившиес€ кооперированные и экономические св€зи с сотн€ми смежных предпри€тий, а это приводило к перебо€м в снабжении металлом, топливом и электроэнергией. ƒл€ того, чтобы давать фронту всЄ больше танков, танковых моторов, автомашин, боеприпасов, необходимо было максимально использовать местные резервы, экономно расходовать сырьЄ и материалы.

     ѕеред заводским коллективом сто€ли сложные технические и организационные задачи. ≈сли на подготовку, наладку и освоение легкового автомобил€ ћ-1 в довоенное врем€ требовалось два года и значительное количество импортного оборудовани€, то освоение более сложной боевой техники было закончено на заводе в п€ть мес€цев без дополнительного оборудовани€.

     Ќа предпри€ти€х были организованы новые, не свойственные ему технологические процессы: налажено изготовление резины и деталей из неЄ, производство карбида, прокат металла и др. »з-за отсутстви€ запорожского автолиста завод вынужден был перейти на выпуск грузовиков с дерев€нной кабиной, имеющей м€гкую крышу.

     ¬ первые дни войны творческие поиски автозаводцев позволили не только освоить, но и значительно упростить технологию производства важных оборонных изделий. ¬ конструкци€х р€да деталей клЄпка была заменена сваркой, поковка - литьЄм, механическа€ обработка - штамповкой. ¬сЄ это давало экономический эффект, резко повышало производительность труда, сокращало врем€ на производство боевой техники. “олько замена механической обработки одной из деталей штамповкой позволило высвободить на заводе более 100 станков.

     ”сили€ рационализаторов и изобретателей на заводе были направлены на изыскание высокоэффективных методов работы. ¬ годы войны получил широкое распространение прогрессивный метод автоматической электросварки под слоем флюса, разработанный академиком ≈. ќ. ѕатоном.

     ƒо войны автозаводцы примен€ли главным образом контактную сварку и лишь в редких случа€х дуговую электросварку. ѕереход завода на массовый выпуск танков и другой боевой техники потребовал значительного увеличени€ электросварочных работ. “олько дл€ выполнени€ программы по производству лишь одного вида издели€ потребовалось более 100 электросварщиков и 60 сварочных аппаратов. ¬стала сложнейша€ задача заново создавать большой электродный цех, обучить много высококвалифицированных электросварщиков. Ќо и дугова€ сварка не могла полностью удовлетворить нужды производства. ѕо сравнению с ручной она повышала производительность труда лишь в 2 раза. Ќевысоким было и качество сварки.

     ѕод руководством инженеров ѕ. √. √ребельника, —. ». –усакова, ј. ». √ул€ева, ћ. ћ. ћаркова, конструкторов ћ. ». ƒухинова и —. ј. ≈горова была выдвинута и обоснована иде€ освоить на заводе новый высокопроизводительный метод автоматической сварки. ¬ короткий срок были спроектированы и изготовлены станки дл€ автоматической сварки, сварочные головки, пульты управлени€ и мощные сварочные трансформаторы. ¬ результате завод не только обеспечил выполнение напр€жЄнного плана, но и получил огромный экономический эффект. ѕроизводительность одной сварочной установки (а их было 25) в 7 раз превышало производительность дуговой электросварки.  аждый автоматчик заменил 12-14 высококвалифицированных электросварщиков, расход электродной проволоки сократилс€ на , экономи€ рабочей силы на изготовление электродов составила 90%, расход электроэнергии снизилс€ на 41%. » подобных примеров было немало.

     ѕонима€ важность города √орького как крупного промышленного центра, враг пыталс€ парализовать де€тельность одного из важнейших арсеналов страны. —тойко и мужественно встретили автозаводцы первые воздушные налЄты. “ыс€чи рабочих, инженеров, техников, домохоз€ек, учащихс€ выходили после работы и учЄбы на строительство бомбоубежищ. Ќа предпри€тии чЄтко действовали сотни звеньев по борьбе с зажигательными бомбами, по устранению аварий и разрушений. — каждым днЄм автозаводцы давали фронту всЄ большее количество танков, танковых моторов, военных машин, миномЄтов, боеприпасов.

     21 окт€бр€ 1941 года завод получил правительственную телеграмму с заданием в ближайшие два-три дн€ резко увеличить выпуск танков “-60. јвтозаводцы покл€лись дать танки защитникам ћосквы. »спользовалс€ каждый час, кажда€ минута. ”частки и цехи, непосредственно св€занные с производством танков были укреплены лучшими рабочими и инженерно-техническими работниками.

     –уководители завода директор ».  . Ћоскутов, начальник производства ћ. ј. ѕашин, главный инженер ј. ћ. Ћившиц, председатель завкома профсоюза Ќ. Ќ. Ўахов, главный технолог  . ¬. ¬ласов, начальник конструкторского бюро ¬. ј. ƒедков, начальники цехов √.  . ѕарышев, ≈. я. √линер, ј. Ќ. —омов, ¬. ». „ерепенников, Ќ. ¬. —азанов, ј. ѕ. “роицкий, Ћ. Ќ. ѕетров, секретарь парткома ». ¬. ћаркин и многие другие перешли на казарменное положение, жили в цехах вместе с бригадами рабочих, не выходили из завода по несколько суток.

      оллектив автозавода с честью справилс€ с заданием. –овно через мес€ц, 21 но€бр€, директор завода ».  . Ћоскутов докладывал на пленуме √орьковского обкома партии: "јвтозаводцы выпускают теперь всЄ больше и больше танков в сутки. ќкт€брьский план по производству танков перевыполнен. ¬ декабре мы планируем увеличить их выпуск в полтора раза."

     ¬ результате огромной организаторской работы и благодар€ самоотверженному труду многотыс€чного коллектива автозавода к концу 1941 года перестройка производства на военные рельсы была в основном закончена. ¬ыпуск продукции, идущей непосредственно на фронт (кроме автомобилей) рос из мес€ца в мес€ц: июнь - 100%, июль - 107, август - 250, сент€брь -303, окт€брь - 488, но€брь - 817%. ѕри этом автозаводцы освоили и запустили в поточное производство такие виды вооружений, как танки, миномЄты, танковые моторы двух типов, автомобили высокой проходимости, снар€ды, мины и много другой продукции.

     29 декабр€ 1941 года "«а образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции" √орьковский автозавод был награждЄн орденом Ћенина. Ѕолее 150 автозаводцев были награждены орденами и медал€ми. –одина по достоинству оценила трудовой подвиг автозаводцев в первые мес€цы войны.

     * * *

     "’очешь врага победить на войне - план выполн€й вдвойне и втройне!" - этот лозунг военного времени призывал автозаводцев работать не поклада€ рук, мобилизовать все силы на разгром врага.

      онкретное выражение этот лозунг получил в широко развернувшемс€ движении двухсотников и трЄхсотников. «начительна€ часть рабочих была мобилизована в р€ды  расной јрмии, а оставшиес€ на производстве давали слово работать не только за себ€, но и за товарища, ушедшего на фронт. Ёто патриотическое движение сразу же получило широкое распространение на автозаводе.

     ѕередовые двухсотники завода токарь ¬асилий Ўубин и фрезеровщик »ван якименко, соревну€сь между собой, в 5, 10 и даже 15 раз превышали установленные нормы. "Ќа второй день войны, - вспоминает ¬. ‘. Ўубин, - на фронт ушли мой брат »ван и з€ть ѕЄтр. ¬ первых же бо€х ѕЄтр погиб, сиротами остались четверо малолетних детей. ѕотом пришло письмо от »вана - он лежал в госпитале. я, как и все, часто ходил в военкомат, рвалс€ на фронт, но в военкомате сказали коротко: не обивай пороги - не поможет, тво€ винтовка - твой станок. ѕеред глазами сто€ли строки из письма »вана: "Ѕратуха, давай больше оружи€!". “рудно осознавал простую истину: кому-то надо же быть в тылу. –ешил работать и за себ€, и за брата и погибшего з€т€." » станок патриота действительно всю войну работал за несколько человек, был насто€щим местом сражени€. 19 окт€бр€ ¬. Ўубин добилс€ невиданной выработки - 25 норм за смену. ¬есь свой заработок он перечислил в фонд обороны страны.

     ¬ то же врем€ развернулось движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий. —трогальщик мастерской гор€чих штампов Ќ. Ќ. “улумбасов до войны работал на двух станках и выполн€л производственную норму на 170%.¬ первые дни войны он перешЄл на обслуживание четырЄх станков, затем п€ти, перевыполн€€ сменные задани€ в 3-3,5 раза. –аботница сборочного цеха ј. я. ћакарова успешно работала на шести станках. Ќа четырЄх станках трудились во втором моторном цехе —илина, —олдатов, —урков. ќбычно они выполн€ли сменные задани€ на 150-160%.

     —отни рабочих стремились овладеть смежными професси€ми, дать фронту как можно больше продукции. “ак, рихтовщица кузнечного цеха  лавди€ “ихонова, уплотн€€ рабочее врем€, освоила четыре профессии: заточника, шлифовщика, кузнеца и рихтовщика. ѕрессовщицы кузнечно-рессорного цеха Ќ.  . √убанова и —. ј.  узьмичЄва освоили профессии машиниста на паровых молотах, а прессовщица «. ћ. –удневска€ - профессии машиниста и кузнеца на паровом молоте. Ёто позволило им систематически выполн€ть сменное задание на 130-140%.

     ¬ сент€бре 1941 года —овинформбюро рассказало о трудовых успехах работницы прессового цеха автозавода ≈лены Ѕор€ковой. Ќа другой день во многих цехах был вывешен броский плакат: "Ўире развернЄм движение за совмещение профессий! ¬чера —овинформбюро сообщило: стахановка прессового цеха √орьковского автозавода ≈лена Ѕор€кова изучила четыре специальности и может теперь выполн€ть работу электросварщицы, прессовщицы, сверловщицы и наждачницы. “оварищи автозаводцы, следуйте еЄ примеру! ќвладейте несколькими професси€ми! «амен€йте товарищей, ушедших на фронт!"

     ƒвижение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий приобрело на автозаводе широкий размах. ¬ августе 1941 года на предпри€тии насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальност€ми. ¬ начале окт€бр€ комсомольцы автозавода одновременно с молодЄжью ”ралмашзавода выдвинули новую форму социалистического соревновани€ - фронтовые бригады. "—амоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Ѕудем работать по-фронтовому!" - этот боевой клич молодых автозаводцев был широко подхвачен не только на горьковских предпри€ти€х, но и по всей стране.

     ѕрошло всего несколько дней, а фронтовые бригады по€вились уже во многих цехах.   15 окт€бр€ 1941 года на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объедин€ли 256 молодых патриотов. ѕервые комсомольско-молодЄжные бригады ¬. Ўубина, ¬. “ихомирова, ». якименко, ¬. Ўабаева, ѕ. ƒавыдовой, ‘. Ћюбавина и других показывали примеры подлинного трудового героизма.

      омсомольско-молодЄжна€ бригада колЄсного цеха начала работать 23 окт€бр€, и в первый же день члены бригады √оршков, –усинова, ѕронина, јбатурова,  узнецова, –ыбакова, —имаков и ƒегт€ренко перевыполнили норму в 2 раза.  олЄсный цех ещЄ не знал такой высокой коллективной производительности труда; на следующий день выработка составила 218%, а 25 окт€бр€ - 225%. ¬ цехе режущего инструмента трудилась фронтова€ бригада ». якименко. ¬ неЄ входили фрезеровщики ј. ј. ќсьмушников, Ќ. ». —олодухин, ƒ. ‘. Ўагаев, строгальщица ћ. ». Ћугина, заточник ¬. Ќ. «емсков, контролЄр ѕ. ≈. Ћукь€нов. ¬з€в об€зательство выполнить сменное задание на 200%, они довели выработку до 245%. „лены бригады ѕ. ƒавыдовой из литейного цеха серого чугуна в первый же день выполнили сменное задание на 225%. ¬ механосборочном цехе работала бригада ¬. Ўабаева, котора€ систематически выполн€ла сменное задание на 600%, а в отдельные дни - на 800%. “ак трудились дес€тки фронтовых бригад.

     "¬ труде, как в бою!" - под этим патриотическим лозунгом многотыс€чный коллектив автозаводцев про€вл€л невиданное мужество и стойкость, с каждым мес€цем наращива€ темпы производства. ¬ сжатые сроки освоил производство нового танка “-70, бронеавтомобил€ и аэросаней. «а разработку конструкций новых типов лЄгких танков и бронемашин главному конструктору завода ј. ј. Ћипгарту , заместителю главного конструктора Ќ. ј. јстрову и конструктору ¬. ј. √рачЄву была присуждена √осударственна€ преми€.

     ¬о всесоюзном соревновании в июле 1942 года автозавод завоевал второе место, а в августе - первое.  оллектив автозавода был удостоен высокой награды - переход€щего  расного знамени √осударственного  омитета ќбороны.

     ¬ сент€брьские дни т€жЄлых боЄв на улицах —талинграда перед √орьковским автозаводом была поставлена сложна€ задача по значительному увеличению выпуска боевой техники. –абочие, инженерно - технические работники и служащие первого моторного цеха призвали коллектив завода объ€вить первую декаду сент€бр€ фронтовой. » в этом мес€це переход€щее  расное знам€ √ ќ присуждаетс€ автозаводцам.

     ¬ окт€бре литейщики и кузнецы со страниц "јвтогиганта" обратились к рабочим завода с призывом провести декаду помощи —талинграду : "Ѕудем работать день и ночь не поклада€ рук, не отход€ от станков, и обеспечим выполнение фронтовых заказов каждой сменой, каждым рабочим!". –абочие будни тех дней - пример массового героизма. ¬от один из них. ƒл€ выпуска новой боевой машины, на освоение которой было отпущено всего две недели, необходимо было сделать сложный штамп. 20 часов, не отход€ от электрограйнЄра, трудились слесари  узьмин и Ќевежин. ј когда закончили работу, подошЄл начальник цеха: "¬ыручайте. Ќадо срочно обработать детали, откованные новым штампом". ѕосле непродолжительного отдыха они снова встали к станкам. —ообщили домой, что живы-здоровы, выполн€ют боевое задание. ƒве недели не выходили патриоты из цеха, спали по 4-5 часов в сутки. “акже работали и другие автозаводцы, выполн€вшие срочный фронтовой заказ. через две недели колонна боевых машин направилась под —талинград.

     ƒостойный вклад в обеспечение победы советских воинов под —талинградом внЄс коллектив √орьковского автомобильного. 19 декабр€ автозаводцы рапортовали –одине о досрочном выполнении плана 1942 года. ¬ оставшиес€ дни фронт получил дополнительно значительное количество боевой техники и боеприпасов. ¬ 1942 году автозаводцы выпустили продукции в 1,5 раза больше, чем в 1941 году. ¬ыработка на одного рабочего возросла на 35%.

     ”же в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. јвтозаводцы за€вили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолЄтов, танков, пушек и другой боевой техники. –абочие, инженеры, техники принимали решени€ об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. –ационализаторы и изобретатели перечисл€ли в этот фонд вознаграждени€.

     ќсенью 1941 года автозаводцы одними из первых в √орьковской области начали сбор тЄплых вещей дл€ воинов  расной јрмии. 10 сент€бр€ "√орьковска€ коммуна" опубликовала письмо коллектива автозавода. "ћы, - писали автозаводцы, - обращаемс€ ко всем труд€щимс€ области с призывом прин€ть вместе с нами активное участие в обеспечении  расной јрмии всем необходимым дл€ ведени€ войны в зимних услови€х. ¬ каждой семье найдЄтс€ тЄпла€ вещь, котора€ может быть полезна бойцу. —давайте еЄ в фонд  расной јрмии". — сент€бр€ 1941 года по февраль 1942 года труд€щиес€ автозавода собрали дл€ воинов 22 тыс€чи различных тЄплых вещей и бель€.   Ќовому году, ѕервому ма€, 7 но€бр€ автозаводцы посылали на фронт любовно приготовленные подарки, тЄплые, сердечные письма.

     Ўирокий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. "ѕусть мои трудовые рубли т€жЄлым молотом обрушатс€ на голову фашистского звер€, помогут  расной јрмии нанести ему смертельную рану", - за€вил на митинге кузнец ≈лизар ¬асильевич  уратов.   середине €нвар€ 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени ¬. ѕ. „калова и танкового корпуса "—оветский танкостроитель" 5 125 тыс€ч рублей.

     * * *

     Ћето 1943 года принесло т€жЄлые испытани€ воинам  расной јрмии и труженикам тыла.

     4 июн€ 1943 года в 23 часа 40 минут была объ€влена воздушна€ тревога. Ќа завод, освещЄнный вражескими ракетами, упали фугасные и зажигательные бомбы. √орели кузнечные и литейные цехи, дома соцгорода, административные здани€. ѕеребиты водопроводы, нечем было тушить возникшие пожары. Ќа многих цехах вспыхнула маскировочна€ дерев€нна€ обшивка, рушились ажурные конструкции цехов. ќсколком от бомбы выведена из стро€ подстанци€, принимающа€ электроток от √орэнерго. «авод объ€т пламенем. Ќачальник 2-го термического цеха в годы войны  . Ќ. Ўаганова вспоминает: "ќщущение, когда губ€т дело твоих рук, жизни твоей. я даже не знаю, как вам это передать. Ќе думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали.

     ѕерва€ бомбЄжка сорок третьего мен€ застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у ќрла.

     » вот ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно светило. ќт этого света мы и проснулись. ќни повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом.

     ѕервое стремление - бежать на завод. Ќикто не заставл€л, ничего не говорил, просто другого порыва не былоЕ ѕодбежала когда к цеху - всЄ горит. √орит весь завод, горит мой цех."

     ј вот слова ѕасхина »вана јлексеевича, работника √орьковского автозавода с 1934 года:

     "¬ июне мес€це 1943 года сгорел колЄсный цех. “огда завод методично каждый день фашисты бомбили все цеха и литейные и шасси, а главный конвейер превратилс€ в сплетение скрюченных конструкций. ќсобенно страшно горел цех шасси, где в каждом станке было залито масло. Ќо мы колЄсный цех видели своими глазами как он горел. ” него несущие конструкции крыши и стен были дерев€нные и от цеха остались одни столбы.  олЄсный цех был союзного значени€ так как колЄса делались на все типы автомобилей и потому на второй же день дл€ восстановлени€ цеха были брошены большие специалисты и монтажники и через 10 дней цех начал работать, крыши, стен нет, а оборудование работает и начали выходить колЄса. ‘ашисты давно добирались до колЄсного цеха, видимо разведка засекла этот цех как производ€щий не только колЄса, но и снар€ды дл€ гвардейских миномЄтов и в феврале 1943 года в глухую полночь одиночный фашистский самолЄт прорвалс€ на завод и сбросил 6 бомб, одна из них попала в термичку цеха, одна в мотор є2 где погибло много рабочих. ¬ колЄсном убило молодую девушку и несколько человек ранило участок реактивных снар€дов не пострадал. “равильное отделение колЄсного цеха имело сплошь стекл€нные стены и чтобы замаскировать освещение стены обшили тЄсом ещЄ в начале войны и вот в 1943 году от сброшенной зажигалки этот тЄс сухой как порох превратилс€ в пылающую мишень дл€ бомбЄжки и оп€ть посыпались бомбы на травилку где разбили цистерны с серной кислотой и на наш склад пробив в нескольких местах подкрановые пути и разметав штабели с металлом. ѕомещение конвейера также было разбитоЕ «авод почти не оборон€лс€ на высокой части Ў»  сто€ла кака€-то хлопушка с расчЄтом на девчат, около колЄсного цеха сто€л пулемЄт на треноге. ќн конечно самолЄт сбить не мог, но светильники на парашютах сбивал ловкоЕ «а июнь мес€ц разбомбили много цехов осталась целой только “Ё÷ это к нашему счастью."

     ¬ первый день налЄта на автозавод было сброшено более 100 фугасных бомб, были выведены из стро€ парова€ кузница ковочных машин, цех шасси, главный конвейер, частично рессорный цех, кузница є3 и другие цеха. ¬ автозаводском посЄлке было разрушено несколько домов, детский сад, €сли, больница.

     Ќочь с п€того на шестое июн€. ¬торой ожесточЄнный налЄт воздушных пиратов. Ќовые разрушени€, новые очаги пожара, новые жертвы.

     “реть€ ночь. “ретий раз - воздушна€ тревога. » снова над заводом гирл€нда осветительных ракет. —нова вой фугасных и зажигательных бомб. —нова искорЄженные формы цеховых пролЄтов, металлоконструкций, груды дым€щихс€ развалин. —нова пожары, новые жертвы. » вновь самоотверженна€ героическа€ борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цехи, за его жизнь, за его будущее. ¬ минуту суровой опасности они про€вл€ли величайшую стойкость и мужество, вместе с отр€дами ћѕ¬ќ энергично ликвидировали очаги пожаров.

     ¬ результате пр€мого попадани€ загорелс€ участок маслохоз€йства цеха шасси. Ѕыстро распростран€вшийс€ огонь угрожал взрывом баку с маслом. —тарший мастер Ѕ. “. ‘едорычев, риску€ жизнью, предотвратил взрыв бака, выкатив его из-под огн€, тем самым спас от разрушени€ находившеес€ поблизости ценнейшее оборудование. Ќаход€сь на посту у склада боеприпасов, боец охраны √рекова была отброшена взрывной волной разорвавшейс€ бомбы. ќчнувшись, она не растер€лась и потушила зажигательную бомбу, чем предотвратила неминуемый взрыв. ¬о врем€ бомбЄжки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Ќеобходимо было немедленно выключить свет. “ри раза взрывна€ волна сбивала с ног работника ќ“  ѕ. —. ѕрохорова, но, риску€ жизнью, он добралс€ до электрощита и выключил рубильник.

     ѕодлинный героизм и мужество про€вл€ли медицинские работники. ѕолитрук медсанвзвода ».  . Ћесных в ночь с 5 на 6 июн€ обнаружил бомбоубежище, в котором завалило дес€тки людей. Ќе дожида€сь, пока прекратитс€ бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихс€ там людей.

     ¬о врем€ бомбЄжек были и т€жЄлые утраты. Ќа боевом посту погиб директор филиала автозавода √ерасим  узьмич ѕарышев, начальник кузнечного цеха »ван ¬асильевич  итаев, новаторы производства √ригорий »ванович ћасленников и »ван Ћеонтьевич Ћышнов. ѕосмертно они были награждены орденом ќтечественной войны I степени. Ѕережно сохран€€ пам€ть о прославленных товарищах, автозаводцы назвали их именами улицы, рабочие посЄлки.

     Ќо фашисты по-прежнему продолжали свои налЄты. — 4 по 22 июн€ 1943 года гитлеровцы методично в одно и то же врем€ по€вл€лись над автозаводом.

     јвтозаводу был нанесЄн значительный ущерб. ћногие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из стро€ р€д энергосооружений, серьЄзно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. ¬сего на предпри€тии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс€ч метров конвейеров и транспортЄров, 5900 единиц технологического оборудовани€, 8 тыс€ч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс€ч комплектов электроаппаратуры и приборов и др.

     Ќо тем не менее завод-гигант, несмотр€ на разрушени€, продолжал жить и работать.   восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: " расное —ормово", "ƒвигатель революции", " расна€ Ётна", авиационный завод имени ќрджоникидзе и другие предпри€ти€.

     Ќа восстановлении завода счЄт шЄл на дни и на часы. ¬семи владела одна мысль - как можно быстрее подн€ть разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить производство на полную мощность.

     ¬ героические дни восстановлени€ в ходе социалистического соревновани€ возникло движение за скоростной ремонт оборудовани€, инициатором которого была бригада слесарей —ултана »брагимова из ремонтно-механического цеха. Ќовый, прогрессивный метод, применЄнный патриотами, опроверг технические расчЄты, которые показывали, что на ремонт выведенных из стро€ станков необходимо затратить 2 282 тыс€чи человеко-часов, что требовало более 3 тыс€ч ремонтников.  аждый член бригады выполн€л определЄнную операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации - шабровку плоскостей и сборку узлов, бригадир занималс€ окончательной сборкой и отладкой станка. ¬место 40-50 дней бригада —. »брагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй - за 8, третий - за 6, четвЄртый - за 5 дней. ¬ исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков.

     Ѕольшое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих - вставать в свободное врем€ за станки и трудитьс€ р€довыми рабочими. »нициатором соревновани€ стал мастер ј. Ќ. ¬оронов. ¬ начале июл€ он обратилс€ ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом €витьс€ в выходной день в цехи и встать к станкам. ¬ызов прин€ли 126 мастеров. ќпытные производственники поистине творили чудеса. ј. Ќ. ¬оронов, работа€ на трЄх станках, выполнил норму на 825%; не отставали от него мастера ј. ‘. ”дод, ¬. ». Ћюбимов, Ќ. ј. Ќемыкин и другие. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек. ¬ следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. —оревну€сь, они выполн€ли по 6-8 норм. ¬ один из выходных дней мастер ј. ‘. ”дод дал 860%, ¬. ‘. ‘окин - 800, ј. ѕ. —околов - 720, ¬. я. ѕавлов - 625%. „етыре мастера заменили труд 30 человек. ћолодые рабочие гордились трудовыми достижени€ми наставников. ћолодЄжь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий.

     «амечательных успехов добилс€ коллектив 2-го литейного цеха. Ќа него была возложена задача обеспечить траками всю танковою программу завода. –аньше этот объЄм работы полностью выполн€лс€ трема литейными цехами. ѕо инициативе сталевара Ћ. «. Ѕронникова в июльские дни развернулось движение за скоростные плавки. »спользу€ внутренние резервы литейщики добивались исключительно высоких показателей. 27 июл€ литейщики цеха є2 дали 6 плавок вместо обычных 3-5 в сутки, 17 августа - 7 плавок, 7-8 сент€бр€ - 8 плавок. —коро они стали давать по 12 плавок.  оллективы других литейных цехов подхватили почин. 25 сент€бр€ литейщики цеха є3 выдали 11 плавок, 9 окт€бр€ - 13, высший рекорд - 18 плавок в сутки.

     —коростные плавки резко повысили технико-экономические показатели. ≈сли ранее выработка на одного рабочего в цехе є2 составл€ла 9,2 тонны металла, то при скоростном методе работы - 46 тонн; затраты времени на одну плавку с 315 минут сократились до 83; расход электроэнергии на 1 тонну жидкого металла с 1300 к¬т„ч до 613. јналогичные показатели были в 3-м литейном цехе.

     јвтозаводцы, восстанавлива€ завод, одновременно наращивали темпы производства. » вот 18 августа 1943 года все цехи √орьковского автозавода работают. ¬ июле производственна€ программа выполнена на 127%. «аводу вручено переход€щее  расное знам€ √осударственного  омитета ќбороны.

     ѕодлинный трудовой героизм про€вл€ли строители. ƒес€тки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объ€вили себ€ фронтовиками, не выходили со строительных площадок пока не перевыполн€ли сменное задание в 1,5-2 раза. «а это врем€ автозаводцы стали выпускать бронированный автомобиль Ѕј-64 улучшенной конструкции с широкой колеЄй, грузовой автомобиль с модифицированной кабиной. ¬озобновили выпуск легковой полноприводной машины √ј«-67, осваивалось производство самоходных установок —”-15. ¬ окт€бре первые самоходные установки с маркой √орьковского автозавода ушли на фронт.

     28 окт€бр€ 1943 года в √осударственный  омитет ќбороны автозаводцы и строители отправили рапорт о восстановлении завода.

     «а досрочную ликвидацию последствий налЄтов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий √ ќ по освоению производства новых видов боевых машин и вооружени€, за совершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 года был награждЄн вторым орденом - орденом  расного «намени.

     «авод продолжал набирать силы. Ќепрерывным потоком шли на фронт танки и самоходные установки, броневики и автомобили, минометы и боеприпасы.

     * * *

     ѕобеда  расной јрмии под  урском завершила коренной перелом в ходе ¬еликой ќтечественной ¬ойны.   но€брю было освобождено почти советской территории, захваченной немецко-фашистскими оккупантами. Ќо несмотр€ на это дл€ победы необходимо было не ослабл€ть, а наоборот ещЄ более наращивать темпы производства новых видов вооружений. »менно поэтому на √орьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции.

     ѕо всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады ¬асили€ Ўубина. ≈Є коллектив добилс€ в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки. ѕроизводственное задание было выполнено на 1134%. ќн сам дал за смену 25 норм, затыловщик ¬асилий ѕыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик ≈вгений –одионов - на 1186%. “ака€ высока€ производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнени€ рабочего дн€, внедрени€ рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Ѕригадир в совершенстве владел четырьм€ специальност€ми, ≈. –одионов и ¬. ѕыльнов - трем€. «а годы войны ¬. Ўубин выполнил 24 годовые нормы. «а военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.

      оллектив завода с честью справл€лс€ со своими об€зательствами. ѕроизводственна€ программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121%. √одовой план был завершЄн досрочно, 17 декабр€. ѕо итогам всесоюзного социалистического соревновани€ в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переход€щее  расное знам€ √ ќ и перва€ преми€.

     “ворческа€ мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложени€ по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Ёто было тем более необходимым, так как производственна€ программа на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.

     Ѕольшой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоЄмких изделий. –анее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представл€ла исключительно трудоЄмкий процесс. »нженеры ћ. ». Ѕорисов и √. ». ћасленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Ќагрев производилс€ в течение всего 11-12 минут, то есть врем€ нагрева издели€ под закалку сокращалось в 25 раз. «начительно повышалась производительность труда.  оличество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. –асход мазута сократилс€ в 3 раза.

     ¬ 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Ёкономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17,7 и 31,7 миллионов рублей.

     "¬сЄ дл€ фронта! ¬сЄ дл€ победы!" - под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90% автозаводцев. ѕод этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трЄхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. ѕод этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. «ащитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. ¬ апреле 1945 года на им€ руководител€ фронтовой бригады ј. ‘. ”дода пришло письмо ћаршала —оветского —оюза √.  . ∆укова. "√ор€чо поздравл€ю ¬ас и весь состав ¬ашей фронтовой бригады с замечательными достижени€ми, которых ¬ы добились своим самоотверженным трудом, - писал ћаршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко цен€т продукцию, созданную вашими руками. ¬раг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. » каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша –одина, никогда не подведЄт в бою и принесЄт нашему народу полную победу над врагом. —ейчас, когда победа уже близка и  расна€ јрми€ сражаетс€ под стенами Ѕерлина, требуетс€ ещЄ немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.

     ”верен, что ваш прекрасный опыт станет примером дл€ других и поможет всему коллективу завода добитьс€ новых, ещЄ больших успехов в героическом труде дл€ дела победы".

     ѕобеда ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро. ¬ыдающимис€ конструкторами, новаторами в области танкостроени€ и разработки других машин военного назначени€ показали себ€ ј. ј. Ћипгарт, ¬. ј. ƒедков, ¬. ј. √рачЄв, Ќ. ј. јстров, ј. ћ.  ригер, ё. Ќ. —орочкин, Ћ. ¬.  осткин, ¬.  . –убцов, Ќ. ». ≈фимов, технолог Ќ. ‘. ƒенисюк. «а выдающиес€ работы в области танкостроени€ и оборонной техники они были удостоены в годы войны √осударственной премии.

     ¬ начале 1945 года творческими усили€ми главного конструктора ј. ј. Ћипгарта, начальников бюро ј. ћ.  ригера и ё. Ќ. —орочкина, ведущего конструктора ј. ƒ. ѕросвирнина, конструкторов ¬. Ќ. Ѕорисова, —. ј. «ислина, ƒ. ћ. √ороховского, Ћ. ¬.  осткина, Ќ. √. ћозохина и других были созданы новые грузовые автомобили √ј«-53 с 6-цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели √ј«-јј, √ј«-63 с двум€ ведущими мостами, легковой автомобиль ћ-20 ("ѕобеда") с новым 4-цилиндровым двигателем. ќпытные образцы этих автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены дл€ производства.

     —водки —овинформбюро приносили радостные вести. —оветские воины штурмовали логово врага - Ѕерлин. » вот она, долгожданна€ победа! Ќочью в 2 часа 10 минут раздалс€ спокойный и торжественный голос диктора, возвестившего о победоносном окончании ¬еликой ќтечественной войны. ¬есть молниеносно разнеслась по цехам автозавода. ¬се, кто работал в ночной смене, ликующе, со слезами радости обнимали друг друга, поздравл€ли: "ѕобеда! ѕобеда!"

     ƒва часа спуст€ под грифом "экстренно" вышел приказ по заводу. Ёто был, пожалуй, самый короткий за всю войну приказ - є293. ќн был срочно размножен и расклеен во всех цехах и отделах и передан по заводскому радио. ƒиректор завода ».  . Ћоскутов поздравл€л коллектив с великой победой. ƒень 9 ма€ объ€вл€лс€ полным нерабочим днЄм дл€ всех цехов и отделов.

     –одина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. 16 сент€бр€ 1945 года коллектив √орьковского автозавода был награждЄн третьим орденом ќтечественной войны I степени.

     “ыс€чи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы ¬еликой ќтечественной войны. «а успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переход€щее  расное знам€ √ ќ. ѕеред св€щенным «наменем автозаводцы торжественно кл€лись отдать все силы, а если потребуетс€ - и жизнь во им€ победы.  расное знам€ √ ќ как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

     »спользуема€ литература.

     1. "√орьковский автомобильный", ћосква, "ћысль", 1981.

     2. "ѕроизводственное объединение √ј«", ћосква, "ћир искусства", 1991.

     3. —оварь-справочник "√орьковчане в ¬еликой ќтечественной войне", ¬олго-¬€тское книжное издательство, ©1990.

     4. "“руд и подвиг историю пишут", √орький, ¬олго-¬€тское книжное издательство, 1981.

     5. "√орьковский автомобильный", ћосква, ѕрофиздат, 1964.

     6. ћатериалы из архива музе€ ќјќ "√ј«".






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)