ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ПРОФСОЮЗНЫЙ АРХИВ

 
Кого и от чего страховать

        Cоциальное благо или попытка заткнуть рот недовольным?
        Вопрос страхования рабочих от несчастных случаев и болезней, актуальный во все времена, впервые оказался на повестке дня третьей Государственной думы в апреле 1911 г. Профсоюзные деятели оценили законопроект о страховании как всегда неоднозначно, оставшись недовольными "половинчатыми реформами" правительства.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

        Речь о необходимости страхования рабочих от несчастных случаев и болезней шла с момента появления первых профсоюзных организаций. Необходимость обеспечения жизни пострадавших рабочих назрела к 1880-м годам. Но правительство колебалось 30 лет и только в 1905 г. наконец сделало попытку рассмотреть этот вопрос. А первый законопроект о страховании появился в 1911 г. Журнал "Наш путь" от 15 апреля 1911 г. с горькой иронией повествует:
        "Лишь движение 1905 года заставило правительство поставить на очередь вопрос о страховании рабочих и таким путем "обеспечить участь не только инвалидов, но и больных рабочих". Эти законопроекты проделали, однако, крайне своеобразное развитие: вместе с ослаблением рабочего движения и торжеством самой беспросветной реакции они подвергались под непосредственным давлением промышленников систематическому ухудшению, пока, наконец, в этом ухудшенном и окончательно изуродованном виде не попали в третью Госдуму, где их ожидал 4-летний покой и дальнейшие поправки октябристских промышленников. Этот "тихий ход" нашей социальной политики был, однако, нарушен событиями последнего времени. Политическое оживление в стране, новый подъем рабочего движения, конфликт Госдумы и Совета с советом министров, конфликт, чреватый возможными осложнениями, наконец, приближающиеся выборы в 4-ую Думу - все это вместе взятое и каждое в отдельности заставило и 3-ю Думу вспомнить, что у нас есть "рабочий вопрос".
        Итак, впервые за свое четырехлетнее существование Госдума должна приступить к рассмотрению вопросов, затрагивающих самые широкие слои населения и его самые насущные интересы. Внесенные правительством законопроекты о страховании рабочих от несчастных случаев и болезней поставлены на повестку дня. Что же это за законопроект и как оценили его профсоюзные деятели?

ЗАКОНОПРОЕКТ ДЛЯ НЕИМУЩИХ

        По мнению автора статьи, законопроект по страхованию, выработанный при участии одних предпринимателей, ставит цель "примирить рабочих с создавшимся политико-экономическим окладом и использовать будущие страховые организации в своих собственных видах". Правительство, как обычно, хочет провести половинчатую реформу, страдающую рядом недостатков. Так, из всех видов страхования вводят только два: от несчастных случаев и от болезней. При этом они четко отделяются один от другого, чем закладывается основа организационного дробления страховых учреждений.
        Учреждения по страхованию от несчастных случаев отдаются в полное распоряжение предпринимателей, а в учреждениях по страхованию от болезней предпринимателям обеспечено преимущественное влияние: фабричный тип кассы, право выработки устава, право назначать председателя на общее собрание и прочее. Вся организация страхования отдается под начало местной центральной администрации, которой закон предоставляет не только право формального контроля над страховыми учреждениями, но и право направлять их деятельность, влиять на их личный состав и т.д. Кроме того, расходы по организации в значительной мере возложены на рабочих. Потерявшим трудоспособность гарантируется "не более 2/3 его заработка, исчисляемого при этом на основаниях, ниже действительных". К тому же, в круг страхуемых лиц не входят рабочие казенных, железнодорожных, городских и земских предприятий, ремесленные и строительные рабочие и прислуга.
        Нечетко оговорена ответственность предпринимателей при несчастных случаях с рабочими за непринятие необходимых мер предосторожности, что "фактически снимает с них значительную часть забот о предупреждении несчастных случаев". Профессиональный риск не распространяется на профессиональные заболевания. Уплата компенсации за несчастный случай в течение первых 13 недель возлагается на больничные кассы, то есть частично на самих рабочих. Установление обстоятельств несчастного случая находится целиком в руках предпринимателей и полиции. Лечение заболевших рабочих и больничные кассы предоставлены в исключительное ведение предпринимателей. Заболевшие рабочие лишаются права на пособия после расторжения договора, что "создает почву для всевозможных злоупотреблений со стороны предпринимателей". Срок выдачи пособий роженицам установлен несогласно с "элементарными требованиями гигиены".

НИ МНОГО НИ МАЛО

        "Необходимо создание общегосударственных учреждений, которые обеспечивали бы рабочих и их семейства на случаи болезни, увечья, инвалидности, старости и безработицы, а работниц на случаи беременности и родов, а также вдов и сирот", - констатирует автор статьи, далее так поясняя свою позицию: "Заработная плата, составляющая единственный источник дохода рабочего, настолько незначительна, что рабочий не в состоянии сделать никаких сбережений на эти случаи, благодаря чему рабочие становятся жертвою нищеты и голода... В интересах всего общества лежит борьба с физическим и духовным вырождением рабочего класса".
        По мнению автора, обязанность обеспечить рабочих в перечисленных выше случаях утери трудоспособности падает на предпринимателей, которые "пользуются всеми плодами эксплуатации труда", и на государство "как на представителя капиталистического общества в его целом". Далее приведены условия, на которых должна строиться организация государственного страхования. Так, все виды страхования должны осуществляться в организациях, построенных по территориальному типу. Причем управление этими организациями должно быть передано в руки самих застрахованных. Все расходы по страхованию должны быть возложены исключительно на предпринимателей и государство, "которое должно покрывать их путем прогрессивного налога на доходы, имущество и наследство". В случае полной потери трудоспособности рабочему должны выплатить возмещение в размере не менее полного заработка.

МУДРАЯ ПОЛИТИКА НЕПРОТИВЛЕНИЯ

        По мнению автора статьи, страхование рабочих есть новое средство охранительной политики, пришедшее на смену и в дополнение к преследованиям, новый виток борьбы с рабочим движением.
        "Острие политики преследования от частого употребления настолько притупилось, что уже не может иметь своего устрашающего влияния! - восклицает он. - Целью этого нового средства является стремление примирить рабочий класс с существующим обществом, привить неимущим классам населения взгляд, что государство является не только необходимым, но и благотворным учреждением. Таковы политические цели введения страхования рабочих".
        В качестве подтверждения своих высказываний автор приводит такой пример: "Когда в 1893 году проект министра финансов Витте об ответственности предпринимателей был провален в Государственном Совете на том основании, что "у нас, в отличие от Западной Европы, еще нет рабочего вопроса", Витте представил "дополнительные соображения", где на протяжении 213 страниц доказывает наличность у нас "рабочего вопроса" и необходимости его регулировать именно в этих целях. Министр финансов, говорится в соображениях, находит, что к искоренению подобного рода явлению (то есть рабочих волнений) должны быть дружно направлены усилия всех ведомств и не считает возможным отступать от "мудрой политики разумного предупреждения всяких поводов к возникновению основательных неудовольствий в среде рабочего населения".
        Истинная цель этой реформы, по мнению автора, - желание предупредить борьбу и отвлечь от нее рабочего. Но "подкупить рабочий класс в целом - несбыточная утопия, плод досужей и, главное, испуганной фантазии". Несмотря на это, журнал призывает соратников не относиться равнодушно к тем правам, которые предоставляются рабочим по управлению делами страховых учреждений, к размеру помощи, которую эти учреждения могут оказывать нуждающимся, и наконец, к тому, за чей счет должно быть организовано страхование. Именно в этом заключается социальное значение страхования, так как решить эти вопросы в направлении, выгодном для рабочих, - значит, способствовать усилению его позиции. Решить же их в обратном направлении - значит, создать только "новые благотворительные учреждения, новые попечительства о бедных со всей их нищенской помощью и унизительностью для призреваемых".

        Марина Юршина.
        Газета "Солидарность" №15 от 19.04.2006г.
        Использованный материал: журнал "Наш путь", Санкт-Петербург, №16, 15.04.1911г.



Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)