ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

1-е мая


Профсоюз против повышения пенсионного возраста!


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

История Профсоюза

 
К 100-летию профсоюзного движения
Научный центр профсоюзов


Культурно-массовая, просветительская работа профсоюзов


1. Правительству царской России грамотные
работники были не нужны


    Основная и главная забота профсоюзов во всем мире - борьба за улучшение экономического положения трудящихся, за отстаивание их прав в сфере труда. Но профсоюзы России с самого начала создания трактовали свои задачи, понимание прав трудящихся более широко. Они смотрели в корень проблемы, осознавая, что безграмотные, духовно бедные люди не могут освоить квалифицированную работу и потом претендовать на нее, не могут предъявлять соответствующих требований к работодателям по оплате труда, вести борьбу за достойную человека жизнь.

    Поэтому с самого начала своей деятельности профсоюзы уделяли внимание не только чисто экономическим вопросам. В своих уставах наряду с другими важными вопросами находила свое место и просветительская, культурно-массовая работа. В них шла речь об открытии библиотек, клубов, школ, о чтении лекций, бесплатном обучении детей.

    Это направление - забота о повышение общеобразовательного и культурного уровня наемных работников - было взято еще в годы первой русской революции (1905 - 1907 гг.). Особенно активно действовали в этой области профсоюзы Петербурга, Москвы, Поволжья, Урала и некоторых других крупных промышленных центров.

    Так, в Петербурге в 1906 г. действовали рабочие клубы «Общество образования», «Общество просвещения». Подобные организации возникали и в других городах и пользовались большой популярностью. Например, на лекции, организуемые профсоюзом металлистов Екатеринослава, собиралось до 150 слушателей.

    Успешная их деятельность имела положительные последствия. В 1907 г. подобные клубы стали открываться и в других городах. Профсоюзные организации тесно взаимодействовали с такими клубами, содействовали успешной их работе. Для этого, с одной стороны, они вовлекали в них новых членов, с другой стороны, -проводили в них работу. Особенно большое внимание в этот период они уделяли чтению лекций.

    Большую роль в деле просветительства играли профсоюзные библиотеки, читальни, вечерние и воскресные школы. Профсоюзные организации выделяли из своих членских взносов средства на приобретение книг. Казалось бы, что все это - забота государства. Это оно должно заботиться о повышении грамотности населения, его культурного уровня. Однако буржуазное правительство проводило прямо противоположную политику, так как грамотные работники предъявляли больше претензий и выдвигали больше обоснованных требований к владельцам фабрик и заводов. Оно всеми силами противодействовало культурно-просветительской работе профсоюзов: запрещало чтение лекций, обучение работников грамоте. Полиция разгоняла курсы и школы, открываемые профсоюзами, преследовала активистов, арестовывая их.

    Но даже в условиях разгула реакции, наступившей после поражения первой русской революции, просветительные общества профсоюзов проявили завидную жизнестойкость. Продолжали действовать не только те из них, которые были созданы на волне подъема революционной борьбы, но возникали и новые в крупных промышленных центрах, что способствовало усилению влияния профсоюзов в рабочей среде.

    Больше того, центральные самообразовательные общества профсоюзов стремились расширить область своей деятельности на другие регионы. Они и в других городах вели работу по повышению образовательного уровня трудящихся и их детей. Так, московский «Клуб общедоступных развлечений» организовал свои филиалы в Орле и Смоленске.

    В клубной профсоюзной системе самообразования изучались серьезные дисциплины: политическая экономия, история российского и международного рабочего и профсоюзного движения, вопросы рабочего движения. На занятиях в этих учреждениях рассматривались аграрные вопросы; вопросы, касающиеся политики, проводимой царским правительством; насущные проблемы самих слушателей, связанные с их положением на производстве и в быту.

    Помимо клубов создавались и курсы, работавшие по специально разработанным программам обучения. Например, в Москве действовали курсы профсоюза швейников. Занятия в них были организованы по программе двухклассного училища.

2. Деятельность рабочих клубов


    После февральской революции и накануне октябрьской в июне 1917 г. состоялась Третья Всероссийская конференция профсоюзов. Основной вопрос, который на ней обсуждался - это о месте профсоюзов в новых условиях, сложившихся после свержения царского самодержавия. При этом речь шла и об усилении экономической работы профсоюзов, об установлении рабочего контроля деятельности администрации фабрик и заводов. Для этого исторического момента это были главные вопросы. Но и тогда, хотя и менее остро, прошло обсуждение вопроса о культурно-просветительской деятельности профсоюзов и принята соответствующая резолюция.

    После победы октябрьской революции вопросы просветительской, культмассовой работы профсоюзов не снимались с повестки дня, но какое-то время стали занимать более скромное место в их деятельности. В этот период возникло слишком много новых сложных и неотложных вопросов в связи с начавшейся разрухой, голодом, гражданской войной и интервенцией.

    Однако на Третьем Всероссийском съезде профсоюзов в апреле 1920 г. вопрос о культпросвет работе профсоюзов зазвучал вновь. При этом возник спор о направлениях работы в целом. Не все участники съезда были согласны с участием профсоюзов в формировании хозяйственных органов, с расширением контрольных функций на производстве, с экономическим креном в их деятельности.

    А через год на Четвертом Всероссийском съезде профсоюзов представители ряда партий критиковали позицию большевиков. Они призывали ограничить функции профсоюзов, оставив за ними право служить только экономическим и культурно - просветительским интересам трудящихся. Но такие предложения не нашли поддержки.

    Это был первый съезд, проходивший в условиях мирного социалистического строительства. К этому времени вопросы культмассовой работы профсоюзов стали более востребованы. Это и понятно. Начавшееся оживление в экономике требовало подготовленных кадров рабочих. Было признано необходимым активное участие профсоюзов в работе государственных органов по ликвидации неграмотности, в создании технических школ и курсов, школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), рабочих факультетов высших учебных заведений.

    Работа по воспитанию работников, повышению их сознательности, культуры, ликвидации неграмотности потребовала от профсоюзов много усилий на протяжении ряда лет. Поэтому вопросы культмассовой деятельности профсоюзов были включены и в повестку дня Пятого Всероссийского съезда профсоюзов. На нем подчеркивалось, что центром такой работы для профсоюзов должен быть заводской (фабричный) рабочий клуб. Он должен стать местом политического просвещения, местом воспитания работников и местом их культурного отдыха.

    В октябре 1922 года был принят «Устав рабочего клуба», в котором были определены его задачи в хозяйственном и культурном строительстве, коммунистическом воспитании трудящихся. В клубах создавались кружки для удовлетворения самых разнообразных культурных потребностей, как работников, так и членов их семей. В числе таких кружков были кружки политграмоты, по естественно научным знаниям. Но особенно быстро шло создание кружков художественной самодеятельности.

    Принятие устава еще больше оживило клубную культурно-массовую работу, которая стала обогащаться многими разнообразными формами. Стали регулярно проводиться не только собрания и лекции, но и диспуты по различным актуальным вопросам; стали ставиться спектакли, организовываться концерты, тематические и семейные вечера. Популярной формой агитации и воспитания стали так называемые «Живые газеты» и даже «политические суды». Такие формы работы увлекали людей и обогащали их духовный мир.

    Профсоюзы большое внимание уделяли и расширению базы культмассовой, просветительной работы. К 1925 г. профсоюзным организациям всех уровне принадлежало 3,4 тысячи клубов, в большинстве из которых были оформлены уголки профсоюзной работы и проводились специальные профсоюзные мероприятия. В их числе, например, вечера вопросов и ответов, посвященные профсоюзному движению. Непосредственно на предприятиях и в отдельных цехах стали оборудоваться красные уголки. В 1925 году их насчитывалось около 22 тысяч. Работа, проводимая в них, мало, чем отличалась от работы клубов.

    Значение клубной работы велико. Сеть профсоюзных культурно-просветительских учреждений позволяла не только организовывать досуг трудящихся и их семей. Она расширяла их кругозор, повышала интеллект, воспитывала и позволяла через участие в работе различных кружков раскрывать творческие способности.

3. Профсоюзы в борьбе с безграмотностью


    После того, как в стране было завершено восстановление разрушенного гражданской войной народного хозяйства, возникла необходимость его реконструкции на основе индустриализации. Средств на осуществление этого очень серьезного и важного мероприятия требовалось много, но это могли быть только внутренние ресурсы, так как на иностранные займы России рассчитывать не приходилось.

    Техническое перевооружение народного хозяйства ставило перед профсоюзами новые стратегические задачи. Необходимо было нацелить все население, всех работающих, прежде всего на ведение хозяйства, всех работ рачительно, бережно и тем самым обеспечить всемерную экономию. На это людей надо было нацеливать, этому необходимо было учить.

    Важнейшим направлением стало внедрение прогрессивных форм организации труда, повышение его производительности и качества. Серьезные преобразования на основе кооперации намечалось провести в сельском хозяйстве для того, чтобы оно могло более полно обеспечивать население страны продовольствием, а производство -сырьем.

    Осуществлять эти планы предстояло людям. Но большая часть из них к этому была не готова. Поэтому очень остро встал вопрос проведения культурной революции. Перестраивать, реконструировать экономику на новой оскоЕе должны не просто люди, умеющие читать и писать. Этого мало. И вообще ставилась задача не просто подготовки технически грамотных кадров работников. Задача ставилась шире - в стране, где строилось новое общество необходимо воспитать нового человека под флагом проведения культурной революции. Был взят курс на приобщение всего населения к достижениям культуры, науки, искусства, на обеспечение людям всех национальностей доступа к образованию, духовному развитию.

    Проведение культурной революции требовало перестройки, коренного улучшения и всемерного усиления культмассовой работы профсоюзов. Особое внимание обращалось на необходимость конкретизации форм ее проведения и оперативности в руководстве этой работой культпросвет учреждений, индивидуального подхода к людям, повышения внимания к высококвалифицированным работникам, привлечения широких масс трудящихся к активной общественной работе, к управлению производством, к участию в управлении государством.

    Однако осуществлению этой широкомасштабной программы мешала неграмотность значительной части работников. Перепись населения, проведенная в 1926 г., показала, что из 1000 мужчин почти каждый второй - неграмотный, а из каждых трех женщин - две неграмотные. В этих условиях главное внимание профсоюзов было обращено на повышение не просто общеобразовательного уровня рабочего класса, а на ликвидацию неграмотности. Уже в 1926 году они организовали обучение 140 тыс. членов профсоюзов в возрасте до 35 лет, не умеющих ни читать, ни писать.

    В том же 1926 году профсоюзы совместно с обществом «Долой неграмотность» начали поход за полную грамотность, новый быт и культуру. Такой программы не выполняли профсоюзы ни одной из зарубежных стран. Такого в мировой практике еще не было. В этом походе российских профсоюзов приняли участие 1,2 миллиона профсоюзных культармейцев. Только в 19 областях страны, где эту работу проводили 129 тысяч активистов от профсоюза работников просвещения, было обучено два миллиона неграмотных. А в целом по стране к 1929-1930 году уровень грамотности среди взрослого населения возрос до'75%.

    Фабрично-заводские комитеты создавали специальные комиссии по ликвидации неграмотности, привлекали к работе в них передовиков производства, инженерно-технических работников и служащих, организовывали взаимопомощь и даже соревнование производственных коллективов по ликвидации безграмотности.

    Большое внимание профсоюзы уделяли работе школ рабочей молодежи и взрослых, выделяли средства на укрепление их материальной базы. В 1930-1931 учебном году в стране действовало две тысячи школ рабочей молодежи и взрослых, в которых обучалось 235 тысяч человек.

    А с 1934 года в соответствии с решением Наркомпроса программы школ ликбеза были расширены до уровня двухлетней начальной школы. Кроме того, создавалась сеть школ для малограмотных в объеме программы четырехлетней начальной школы, для квалифицированных работников, ударников и изобретателей - школы повышенного типа по программе семилетки. Больше того, профсоюзы организовали обучение всех подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

4. От клубов - к Домам и Дворцам культуры


    К середине 30-х годов, когда задача по преодолению неграмотности населения была выполнена, работа по повышению общеобразовательного уровня населения не прекратилась. На заводах и фабриках вместо ликпунктов и школ ликбеза открылись школы с двухгодичным сроком обучения в объеме программы начальной школы и общеобразовательные школы рабочей молодежи для взрослых. В 1936-1937 учебном году в 2300 школах учились 348 тысяч человек. Только за 1933-1938 годы профсоюзы обучили грамоте 5 миллионов человек. По данным переписи населения, проведенной в 1939 году, грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет выросла до 93,8%. Таких высоких показателей не имела ни одна другая страна в мире.

    Конечно, при проведении культурной революции профсоюзы допускали ошибки и перегибы. Однако в целом они развернули по стране огромную по своим масштабам и очень полезную работу, равной которой мировая практика еще не знала. За исключительно короткий срок благодаря этому подавляющее большинство населения огромной, в то время довольно бедной страны овладело грамотой.

    Однако участие профсоюзов в проведении культурной революции не ограничивалось только работой по ликвидации безграмотности населения. Они большое внимание уделяли улучшению всей культмассовой работы. Расходы на эти цели за 1932-1937 год возросли почти в 3 раза. Центром заботы являлись клубы. Только к концу 1932 года бюджеты клубов составляли 120 миллионов рублей. Численность их постоянно увеличивалась. Только с января 1926 по апрель 1928 года количество клубных учреждений выросло с 3418 до 3776. За годы первой пятилетки было построено 203 крупных домов культуры. В 1935 году в ведении профсоюзов находилось уже свыше 5 тысяч рабочих клубов. За годы второй пятилетки профсоюзы совместно с хозяйственными органами построили около 1,5 тысячи новых клубов и Домов культуры.

5. Расширение задач и материальной базы профсоюзов для ведения культмассовой работы


    В 1936 году в ведение профсоюзов была передана вся туристско-экскурсионная работа, которой ранее занималось Добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ДОЛТЭ). До этого профсоюзы активно сотрудничали с этим обществом. После того, как вся туристско-экскурсионная работа оказалась в их ведении, профсоюзы создали один центральный и 34 региональных туристско-экскурсионных управлений. В их распоряжении было более 80 туристических баз, обслуживавших 84 тысячи туристов.

    В апреле 1939 года на состоявшемся Третьем Всесоюзном совещании клубных работников было принято целый ряд документов, направленных на развитие клубной работы. В их числе «Положение о профсоюзном клубе», которое стало им хорошим руководством к действию.

    К этому времени профсоюзная сеть насчитывала более шести тысяч клубов, домов и дворцов культуры и 100 тысяч красных уголков. Только художественной самодеятельностью в них занималось более 1,5 миллиона человек. К 1 января 1940 года сеть профсоюзных библиотек возросла до 30 тысяч. Эта материальная база создавала условия для повышения культуры населения, его духовного роста и обогащения. И конечно, она являлась местом для организации интересного и содержательного досуга трудящихся, их отдыха.

    Эту работу профсоюзные организации страны не прекращали и в годы Великой отечественной войны. В этот период культмассовая и политико-просветительская работа профсоюзов была направлена на воспитание у трудящихся патриотизма. Ненависть к врагу, любовь к Родине, мужество и стойкость - вот что стало основой лекций, бесед, докладов, стенгазет, читок сообщений совинформбюро, выступлений профсоюзных агитбригад.

    Важной оставалась и производственная тема. В ней большое значение придавалось прославлению достижений передовиков, рассказам о лучших методах работы, ударниках труда, героях тыла. Это создавало особый настрой у людей, вызывало желание как можно больше сделать для тех, кто сражался на фронте, позволяло легче переносить тяжкие невзгоды военного времени. Больше того, несмотря на сложность той поры в клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках профсоюзов продолжали работать кружки художественной самодеятельности. В июне - июле 1943 года на предприятиях прошли смотры художественной самодеятельности.

    В послевоенные годы развитие культурно-массовой работы пошло более быстрыми темпами, новое развитие получила и материальная база. Уже в 1959 году профсоюзы имели 13,6 тысячи клубов, домов и дворцов культуры, более 120 тысяч красных уголков, почти 26 тысяч библиотек Существенно улучшилась их оснащенность.

    Этому особенно способствовало принятое в 1959 году правительством решение, согласно которому предприятия стали перечислять профсоюзам на культурно-массовую работу 0,15% от фонда заработной платы. Дополнительные средства направлялись как на развитие материальной базы для проведения этой работы, так и на улучшение ее качества.

    Хотя важно отметить, что довольно значительная часть культучреждений профсоюзов работали на общественных началах. Без финансирования действовало три тысячи клубных учреждений и 12 тысяч библиотек. Работу на общественных началах в них вели более 200 тысяч активистов профсоюзной работы.

    На ХУШ съезде профсоюзов СССР в феврале 1987 года было принято решение: направить целевым назначением в ближайшие 10 лет из профсоюзного бюджета на финансирование строительства и реконструкции объектов культурного и спортивного назначения в районах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также нечерноземной зоны РСФСР один миллиард рублей.

6. Плачевные последствия как результат перестройки


    К сожалению, этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Начавшаяся перестройка, переход к рыночной экономике перечеркнули эти замыслы. Процесс развития культурно-массовой работы профсоюзов не только приостановился, а пошел вспять. Кризис в производственной сфере, в экономике страны, самом профсоюзном движении привели к серьезным потерям и в сфере культурно-массовой работы профсоюзов.

    Резко сократилась сама материальная база для проведения этой работы. Отсутствие средств у предприятий и профсоюзов, бездумно, а в ряде случаев преступно проведенная приватизация объектов социально-бытового и культурного назначения, банкротство и закрытие ряда предприятий - эти и другие аналогичные процессы привели к тому, что оказались закрытыми, перепрофилированными и полностью утраченными профсоюзами и предприятиями многие клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки.

    Существенные изменения произошли и в тех очагах культуры профсоюзов, которые все же сохранились. Теперь в большинстве из них почти все кружки и секции работают только на коммерческой основе. Их численность резко сократилась. Воспользоваться услугами клубов, домов и дворцов культуры теперь могут далеко не все работники и члены их семей. Даже занятие художественной самодеятельностью не всегда по карману любителей петь и танцевать.

    Особенно в трудном положении оказываются дети работников. Многие из них в свободное время не могут проводить свое время интересно и содержательно в очагах культуры профсоюзов, заниматься в кружках. На это требуются деньги и не малые, которые есть не у всех родителей. В наиболее трудном положении находятся многодетные семьи, доходы которых ниже прожиточного минимума. Дети из этих семей могут посещать очаги культуры только в крайне редких случаях.

    По неволе вспоминаются далекие послереволюционные годы начала прошлого века, послевоенное время его середины. Как это не парадоксально, но тогда профсоюзные организации имели больше возможностей уделять внимание культурному досугу работников, организации свободного времени их и их детей.

    Сегодня создается впечатление, что история пошла вспять. Обостряются проблемы, которые в нашей стране, казалось бы, были решены раз и навсегда, и навсегда ушли из повесток дня работы профсоюзов. Кто бы мог подумать, что к началу ХХ1 века в России вновь появятся в массовом порядке молодые люди, не умеющие ни читать, ни писать. Что около двух миллионов ребятишек школьного возраста не смогут посещать школу из-за тяжелого материального положения. Что для многих работников проведение свободного от работы времени в клубах, домах и дворцах культуры станет не доступным удовольствием. Что из-за отсутствия средств почти прекратят свое существование профсоюзные библиотеки, кружки художественной самодеятельности, не будут проводиться фестивали, слеты, праздники и многое другое.

7. А требования времени возросли


    А, между прочим, потребность в этом не только отпала, а наоборот возросла. Внедрение новых технологий нового столетия и тысячелетия, работа в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями продукции, искушенными деятельностью в рыночных условиях', требует иного уровня знаний и мышления от работников. А кто сегодня их к этому готовит, с этим знакомит? Это благодатное поле деятельности для культурно-массовой работы профсоюзов. Но на это чаще всего нет средств.

    Больше того, некоторые лидеры вообще считают теперь, что профсоюзам не следует заниматься такой работой, что это не их забота, а забота работодателя. Отговариваются отсутствием средств, тем фактом, что и членов профсоюза поубавилось, что и активистов стало меньше.

    Конечно, жизнь сильно осложнилась. Причин для отговорок можно найти много. Но и в этих новых условиях можно находить выход из положения. И в это сложное время становления рыночных отношений не перевелись энтузиасты. Они просто остаются не востребованными. Больше того, многих людей тяготит сегодняшняя их отстраненность от общественной жизни, от участия в общих делах, объединяющих людей.

    В связи с этим как раз и полезно вспомнить направления и методы культмассовой, просветительной работы профсоюзов начала прошлого века, времен войны и даже недалекого прошлого. Возможно, некоторые из них приемлемы и в новых условиях, культмассовая работа, направленная на преодоление навязываемой сегодня массовой культуры Запада, на возрождение и сохранение собственных, национальных ценностей.

    Думается, особой заботой профсоюзных комитетов должны стать дети работающих. Очень полезно было бы, например, организовать для одних из них занятия на льготной или даже бесплатной основе в кружках технического творчества, овладение интересными народными промыслами, ремеслами. Для других - более свободный доступ к внешкольному пользованию компьютерной и иной информационной техникой. Если сделать это для детей - членов профсоюза, то и членство укрепиться и авторитет профсоюза возрастет.

    Сегодня почти забыты такие формы проведения свободного времени, как туристские походы, совместные экскурсии, посещение театров. И дело здесь не только в отсутствии средств. Утрачена вера в то, что это людям необходимо. А между тем, даже в очень сложное время людям нужны праздники, нужно непринужденное общение, необходимо активное участие в общественной жизни.

    Новое время ставит перед профсоюзными организациями новые задачи, в том числе и в сфере культмассовой работы. Умение выполнить их - это значит проявить дальновидность, мудрость, это значит остаться востребованными.

Обсуждение профсоюзами вопросов
культурно-массовой работы

Дата обсуждения
Мероприятие
Примечания
3-11 июля 1917 г. Третья Всероссий­ская конференция профсоюзов При подготовке Первого Всероссийского (объединительного) | съезда профсоюзов вопрос культурно-массовой работы обсуждался на заседаниях секций.
16-25 января 1919 г. II Всероссийский съезд профсоюзов С докладом «Культурно-просветительная деятельность профессиональных союзов и профессиональное образование» выступил Косиор. На съезде работала специальная секция по данному вопросу.
17-25 мая 1921 г. IV Всероссийский съезд профсоюзов Вопросом № 7 в повестке дня (из 14 вопросов) доклад культурно-просветительной секции. Работала секция по данному вопросу.
17-22 сентября 1922 г. V Всероссийский Съезд профсоюзов Вопрос о культурно-массовой работе профсоюзов заслушан восьмым из 11 вопросов повестки дня. Доклад делал Догадов.
11-18 ноября 1924 г. VI Всероссийский съезд профсоюзов Доклад Сенюшкина о культурно-просветительной работе союзов заслушан вопросом №9. На съезде работала секция.
6-11 февраля 1926 г. III Пленум ВЦСПС VI созыва Вопросом № 6 заслушан доклад о культурно-просветительной работе. Докладывал зав культотделом ВЦПС Сенюшкин
16-18 декабря 1926 г. VII Съезд Профсоюзов СССР Вопросом №15 (из 17) заслушан доклад Евреинова «Основные задачи культработы профсоюзов»
10-24 декабря 1928 г. VII Съезд Профсоюзов СССР Принята резолюция по докладу Евреинова «Задачи культурно-просветительной работы профессиональных союзов».
29-31 декабря 1934 г. V Пленум ВЦСПС IХ созыва Заслушан вопрос «О культурно-бытовом обслуживании Уральского завода тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе. Докладывал председатель ЦК профсоюза рабочих тяжелого машиностроения Стриевский, содоклад - ответственного инструктора ВЦСПС Глусова.
26-30 марта 1945 г. ХIII Пленум ВЦСПС IХ созыва Заслушан вопрос «Об улучшении культурно-массовой работы профсоюзных организаций среди рабочих и служащих». Докладывал секретарь ВЦСПС Соловьев
3-8 декабря 1945 г. ХIV Пленум ВЦСПС IХ созыва Заслушан вопрос «Об улучшении культурно-массовой работы профсоюзов. Докладывал секретарь ВЦСПС Попов.
16-19 января 1951 г. V Пленум ВЦСПС X созыва Заслушан вопрос «Об улучшении работы культурных учреждений профсоюзов». Докладывал секретарь ВЦСПС Попов.
28-30 июня 1956 г. V Пленум ВЦСПС XI созыва Рассмотрен вопрос «О задачах профсоюзных организаций по улучшению воспитательной и культурно-массовой работы среди трудящихся». Докладывала секретарь ВЦСПС Коробова
16-18 июля 1959 г. II Пленум ВЦСПС ХII созыва Рассмотрен вопрос «О мерах по улучшению воспитательной и культурно-просветительной ра­боты профсоюзов. Докладывала секретарь ВЦСПС Николаева
21-22 мая 1968 г. II Пленум ВЦСПС ХIV созыва Рассмотрен вопрос «Задачи профсоюзных организаций по улучшению работы культурно-просветительных учреждений профсоюзов, вытекающих из решений апрельского (1968 года) Пленума ЦК КПСС». Докладывала секретарь ВЦСПС Николаева.
16-17 апреля 1969 г. V Пленум ВЦСПС ХIV созыва Работала секция культурно-массовой работы, социального страхования и отдыха трудящихся
22-23 ноября 1972 г. II Пленум ВЦСПС ХV созыва Рассмотрен вопрос «О дальнейшем улучшении воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзных организаций в свете решений ХХIV съезда КПСС». Докладывала секретарь ВЦСПС Землянникова.
22 сентября 1976 г. ХI Пленум ВЦСПС ХV созыва Рассмотрен вопрос «Об усилении воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзных организаций по мобилизации трудовых коллективов на успешное выполнение производственных планов и социалистических обязательств». Докладывала секретарь ВЦСПС Землянникова.
27 июня 1979 г. VIII Пленум ВЦСПС ХVI созыва Рассмотрен вопрос «О задачах профсоюзных организаций по выполнению постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Докладывала секретарь ВЦСПС Землянникова.


    При ознакомлении с перечнем вопросов, рассматриваемых на съездах и пленумах ВЦСПС, может создаться впечатление, что в первые годы советской власти проблемам культурно-массовой, просветительской и воспитательной работы профсоюзы уделяли больше внимания, чаще их рассматривали. В повестках дня рассмотрение этой работы уже не включается отдельной строкой. Это справедливо, но только отчасти. В каждом отчетном докладе ВЦСПС на съездах профсоюзов (как и отчетах ЦК профсоюзов, областных советов, республиканских и краевых комитетов) обязательно был раздел, раскрывавший содержание культурно-массовой и просветительной работы. О ней говорили выступающие.

    Кроме того, эти вопросы рассматривались на президиумах и комиссиях центральных, отраслевых и региональных профсоюзных органов. Они раскрывали положительный опыт работы, вскрывали недостатки, что помогало постоянно совершенствовать формы, методы этой работы, наполнять ее новым содержанием.

    В новых условиях необходимо искать новые формы работы в этом направлении, изучать положительный опыт, который начинает нарабатываться в отдельных профсоюзных организациях, распространять его.


Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...

"ДОЛ"
График заездов

"Юридическая
помощь"

Помощь юриста

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2018)