ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»стори€ ѕрофсоюза

 
  100-летию профсоюзного движени€
Ќаучный центр профсоюзов


 ультурно-массова€, просветительска€ работа профсоюзов


1. ѕравительству царской –оссии грамотные
работники были не нужны


    ќсновна€ и главна€ забота профсоюзов во всем мире - борьба за улучшение экономического положени€ труд€щихс€, за отстаивание их прав в сфере труда. Ќо профсоюзы –оссии с самого начала создани€ трактовали свои задачи, понимание прав труд€щихс€ более широко. ќни смотрели в корень проблемы, осознава€, что безграмотные, духовно бедные люди не могут освоить квалифицированную работу и потом претендовать на нее, не могут предъ€вл€ть соответствующих требований к работодател€м по оплате труда, вести борьбу за достойную человека жизнь.

    ѕоэтому с самого начала своей де€тельности профсоюзы удел€ли внимание не только чисто экономическим вопросам. ¬ своих уставах нар€ду с другими важными вопросами находила свое место и просветительска€, культурно-массова€ работа. ¬ них шла речь об открытии библиотек, клубов, школ, о чтении лекций, бесплатном обучении детей.

    Ёто направление - забота о повышение общеобразовательного и культурного уровн€ наемных работников - было вз€то еще в годы первой русской революции (1905 - 1907 гг.). ќсобенно активно действовали в этой области профсоюзы ѕетербурга, ћосквы, ѕоволжь€, ”рала и некоторых других крупных промышленных центров.

    “ак, в ѕетербурге в 1906 г. действовали рабочие клубы Ђќбщество образовани€ї, Ђќбщество просвещени€ї. ѕодобные организации возникали и в других городах и пользовались большой попул€рностью. Ќапример, на лекции, организуемые профсоюзом металлистов ≈катеринослава, собиралось до 150 слушателей.

    ”спешна€ их де€тельность имела положительные последстви€. ¬ 1907 г. подобные клубы стали открыватьс€ и в других городах. ѕрофсоюзные организации тесно взаимодействовали с такими клубами, содействовали успешной их работе. ƒл€ этого, с одной стороны, они вовлекали в них новых членов, с другой стороны, -проводили в них работу. ќсобенно большое внимание в этот период они удел€ли чтению лекций.

    Ѕольшую роль в деле просветительства играли профсоюзные библиотеки, читальни, вечерние и воскресные школы. ѕрофсоюзные организации выдел€ли из своих членских взносов средства на приобретение книг.  азалось бы, что все это - забота государства. Ёто оно должно заботитьс€ о повышении грамотности населени€, его культурного уровн€. ќднако буржуазное правительство проводило пр€мо противоположную политику, так как грамотные работники предъ€вл€ли больше претензий и выдвигали больше обоснованных требований к владельцам фабрик и заводов. ќно всеми силами противодействовало культурно-просветительской работе профсоюзов: запрещало чтение лекций, обучение работников грамоте. ѕолици€ разгон€ла курсы и школы, открываемые профсоюзами, преследовала активистов, арестовыва€ их.

    Ќо даже в услови€х разгула реакции, наступившей после поражени€ первой русской революции, просветительные общества профсоюзов про€вили завидную жизнестойкость. ѕродолжали действовать не только те из них, которые были созданы на волне подъема революционной борьбы, но возникали и новые в крупных промышленных центрах, что способствовало усилению вли€ни€ профсоюзов в рабочей среде.

    Ѕольше того, центральные самообразовательные общества профсоюзов стремились расширить область своей де€тельности на другие регионы. ќни и в других городах вели работу по повышению образовательного уровн€ труд€щихс€ и их детей. “ак, московский Ђ луб общедоступных развлеченийї организовал свои филиалы в ќрле и —моленске.

    ¬ клубной профсоюзной системе самообразовани€ изучались серьезные дисциплины: политическа€ экономи€, истори€ российского и международного рабочего и профсоюзного движени€, вопросы рабочего движени€. Ќа зан€ти€х в этих учреждени€х рассматривались аграрные вопросы; вопросы, касающиес€ политики, проводимой царским правительством; насущные проблемы самих слушателей, св€занные с их положением на производстве и в быту.

    ѕомимо клубов создавались и курсы, работавшие по специально разработанным программам обучени€. Ќапример, в ћоскве действовали курсы профсоюза швейников. «ан€ти€ в них были организованы по программе двухклассного училища.

2. ƒе€тельность рабочих клубов


    ѕосле февральской революции и накануне окт€брьской в июне 1917 г. состо€лась “реть€ ¬сероссийска€ конференци€ профсоюзов. ќсновной вопрос, который на ней обсуждалс€ - это о месте профсоюзов в новых услови€х, сложившихс€ после свержени€ царского самодержави€. ѕри этом речь шла и об усилении экономической работы профсоюзов, об установлении рабочего контрол€ де€тельности администрации фабрик и заводов. ƒл€ этого исторического момента это были главные вопросы. Ќо и тогда, хот€ и менее остро, прошло обсуждение вопроса о культурно-просветительской де€тельности профсоюзов и прин€та соответствующа€ резолюци€.

    ѕосле победы окт€брьской революции вопросы просветительской, культмассовой работы профсоюзов не снимались с повестки дн€, но какое-то врем€ стали занимать более скромное место в их де€тельности. ¬ этот период возникло слишком много новых сложных и неотложных вопросов в св€зи с начавшейс€ разрухой, голодом, гражданской войной и интервенцией.

    ќднако на “ретьем ¬сероссийском съезде профсоюзов в апреле 1920 г. вопрос о культпросвет работе профсоюзов зазвучал вновь. ѕри этом возник спор о направлени€х работы в целом. Ќе все участники съезда были согласны с участием профсоюзов в формировании хоз€йственных органов, с расширением контрольных функций на производстве, с экономическим креном в их де€тельности.

    ј через год на „етвертом ¬сероссийском съезде профсоюзов представители р€да партий критиковали позицию большевиков. ќни призывали ограничить функции профсоюзов, оставив за ними право служить только экономическим и культурно - просветительским интересам труд€щихс€. Ќо такие предложени€ не нашли поддержки.

    Ёто был первый съезд, проходивший в услови€х мирного социалистического строительства.   этому времени вопросы культмассовой работы профсоюзов стали более востребованы. Ёто и пон€тно. Ќачавшеес€ оживление в экономике требовало подготовленных кадров рабочих. Ѕыло признано необходимым активное участие профсоюзов в работе государственных органов по ликвидации неграмотности, в создании технических школ и курсов, школ фабрично-заводского ученичества (‘«”), рабочих факультетов высших учебных заведений.

    –абота по воспитанию работников, повышению их сознательности, культуры, ликвидации неграмотности потребовала от профсоюзов много усилий на прот€жении р€да лет. ѕоэтому вопросы культмассовой де€тельности профсоюзов были включены и в повестку дн€ ѕ€того ¬сероссийского съезда профсоюзов. Ќа нем подчеркивалось, что центром такой работы дл€ профсоюзов должен быть заводской (фабричный) рабочий клуб. ќн должен стать местом политического просвещени€, местом воспитани€ работников и местом их культурного отдыха.

    ¬ окт€бре 1922 года был прин€т Ђ”став рабочего клубаї, в котором были определены его задачи в хоз€йственном и культурном строительстве, коммунистическом воспитании труд€щихс€. ¬ клубах создавались кружки дл€ удовлетворени€ самых разнообразных культурных потребностей, как работников, так и членов их семей. ¬ числе таких кружков были кружки политграмоты, по естественно научным знани€м. Ќо особенно быстро шло создание кружков художественной самоде€тельности.

    ѕрин€тие устава еще больше оживило клубную культурно-массовую работу, котора€ стала обогащатьс€ многими разнообразными формами. —тали регул€рно проводитьс€ не только собрани€ и лекции, но и диспуты по различным актуальным вопросам; стали ставитьс€ спектакли, организовыватьс€ концерты, тематические и семейные вечера. ѕопул€рной формой агитации и воспитани€ стали так называемые Ђ∆ивые газетыї и даже Ђполитические судыї. “акие формы работы увлекали людей и обогащали их духовный мир.

    ѕрофсоюзы большое внимание удел€ли и расширению базы культмассовой, просветительной работы.   1925 г. профсоюзным организаци€м всех уровне принадлежало 3,4 тыс€чи клубов, в большинстве из которых были оформлены уголки профсоюзной работы и проводились специальные профсоюзные меропри€ти€. ¬ их числе, например, вечера вопросов и ответов, посв€щенные профсоюзному движению. Ќепосредственно на предпри€ти€х и в отдельных цехах стали оборудоватьс€ красные уголки. ¬ 1925 году их насчитывалось около 22 тыс€ч. –абота, проводима€ в них, мало, чем отличалась от работы клубов.

    «начение клубной работы велико. —еть профсоюзных культурно-просветительских учреждений позвол€ла не только организовывать досуг труд€щихс€ и их семей. ќна расшир€ла их кругозор, повышала интеллект, воспитывала и позвол€ла через участие в работе различных кружков раскрывать творческие способности.

3. ѕрофсоюзы в борьбе с безграмотностью


    ѕосле того, как в стране было завершено восстановление разрушенного гражданской войной народного хоз€йства, возникла необходимость его реконструкции на основе индустриализации. —редств на осуществление этого очень серьезного и важного меропри€ти€ требовалось много, но это могли быть только внутренние ресурсы, так как на иностранные займы –оссии рассчитывать не приходилось.

    “ехническое перевооружение народного хоз€йства ставило перед профсоюзами новые стратегические задачи. Ќеобходимо было нацелить все население, всех работающих, прежде всего на ведение хоз€йства, всех работ рачительно, бережно и тем самым обеспечить всемерную экономию. Ќа это людей надо было нацеливать, этому необходимо было учить.

    ¬ажнейшим направлением стало внедрение прогрессивных форм организации труда, повышение его производительности и качества. —ерьезные преобразовани€ на основе кооперации намечалось провести в сельском хоз€йстве дл€ того, чтобы оно могло более полно обеспечивать население страны продовольствием, а производство -сырьем.

    ќсуществл€ть эти планы предсто€ло люд€м. Ќо больша€ часть из них к этому была не готова. ѕоэтому очень остро встал вопрос проведени€ культурной революции. ѕерестраивать, реконструировать экономику на новой оско≈е должны не просто люди, умеющие читать и писать. Ётого мало. » вообще ставилась задача не просто подготовки технически грамотных кадров работников. «адача ставилась шире - в стране, где строилось новое общество необходимо воспитать нового человека под флагом проведени€ культурной революции. Ѕыл вз€т курс на приобщение всего населени€ к достижени€м культуры, науки, искусства, на обеспечение люд€м всех национальностей доступа к образованию, духовному развитию.

    ѕроведение культурной революции требовало перестройки, коренного улучшени€ и всемерного усилени€ культмассовой работы профсоюзов. ќсобое внимание обращалось на необходимость конкретизации форм ее проведени€ и оперативности в руководстве этой работой культпросвет учреждений, индивидуального подхода к люд€м, повышени€ внимани€ к высококвалифицированным работникам, привлечени€ широких масс труд€щихс€ к активной общественной работе, к управлению производством, к участию в управлении государством.

    ќднако осуществлению этой широкомасштабной программы мешала неграмотность значительной части работников. ѕерепись населени€, проведенна€ в 1926 г., показала, что из 1000 мужчин почти каждый второй - неграмотный, а из каждых трех женщин - две неграмотные. ¬ этих услови€х главное внимание профсоюзов было обращено на повышение не просто общеобразовательного уровн€ рабочего класса, а на ликвидацию неграмотности. ”же в 1926 году они организовали обучение 140 тыс. членов профсоюзов в возрасте до 35 лет, не умеющих ни читать, ни писать.

    ¬ том же 1926 году профсоюзы совместно с обществом Ђƒолой неграмотностьї начали поход за полную грамотность, новый быт и культуру. “акой программы не выполн€ли профсоюзы ни одной из зарубежных стран. “акого в мировой практике еще не было. ¬ этом походе российских профсоюзов прин€ли участие 1,2 миллиона профсоюзных культармейцев. “олько в 19 област€х страны, где эту работу проводили 129 тыс€ч активистов от профсоюза работников просвещени€, было обучено два миллиона неграмотных. ј в целом по стране к 1929-1930 году уровень грамотности среди взрослого населени€ возрос до'75%.

    ‘абрично-заводские комитеты создавали специальные комиссии по ликвидации неграмотности, привлекали к работе в них передовиков производства, инженерно-технических работников и служащих, организовывали взаимопомощь и даже соревнование производственных коллективов по ликвидации безграмотности.

    Ѕольшое внимание профсоюзы удел€ли работе школ рабочей молодежи и взрослых, выдел€ли средства на укрепление их материальной базы. ¬ 1930-1931 учебном году в стране действовало две тыс€чи школ рабочей молодежи и взрослых, в которых обучалось 235 тыс€ч человек.

    ј с 1934 года в соответствии с решением Ќаркомпроса программы школ ликбеза были расширены до уровн€ двухлетней начальной школы.  роме того, создавалась сеть школ дл€ малограмотных в объеме программы четырехлетней начальной школы, дл€ квалифицированных работников, ударников и изобретателей - школы повышенного типа по программе семилетки. Ѕольше того, профсоюзы организовали обучение всех подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

4. ќт клубов - к ƒомам и ƒворцам культуры


      середине 30-х годов, когда задача по преодолению неграмотности населени€ была выполнена, работа по повышению общеобразовательного уровн€ населени€ не прекратилась. Ќа заводах и фабриках вместо ликпунктов и школ ликбеза открылись школы с двухгодичным сроком обучени€ в объеме программы начальной школы и общеобразовательные школы рабочей молодежи дл€ взрослых. ¬ 1936-1937 учебном году в 2300 школах учились 348 тыс€ч человек. “олько за 1933-1938 годы профсоюзы обучили грамоте 5 миллионов человек. ѕо данным переписи населени€, проведенной в 1939 году, грамотность населени€ в возрасте от 9 до 49 лет выросла до 93,8%. “аких высоких показателей не имела ни одна друга€ страна в мире.

     онечно, при проведении культурной революции профсоюзы допускали ошибки и перегибы. ќднако в целом они развернули по стране огромную по своим масштабам и очень полезную работу, равной которой мирова€ практика еще не знала. «а исключительно короткий срок благодар€ этому подавл€ющее большинство населени€ огромной, в то врем€ довольно бедной страны овладело грамотой.

    ќднако участие профсоюзов в проведении культурной революции не ограничивалось только работой по ликвидации безграмотности населени€. ќни большое внимание удел€ли улучшению всей культмассовой работы. –асходы на эти цели за 1932-1937 год возросли почти в 3 раза. ÷ентром заботы €вл€лись клубы. “олько к концу 1932 года бюджеты клубов составл€ли 120 миллионов рублей. „исленность их посто€нно увеличивалась. “олько с €нвар€ 1926 по апрель 1928 года количество клубных учреждений выросло с 3418 до 3776. «а годы первой п€тилетки было построено 203 крупных домов культуры. ¬ 1935 году в ведении профсоюзов находилось уже свыше 5 тыс€ч рабочих клубов. «а годы второй п€тилетки профсоюзы совместно с хоз€йственными органами построили около 1,5 тыс€чи новых клубов и ƒомов культуры.

5. –асширение задач и материальной базы профсоюзов дл€ ведени€ культмассовой работы


    ¬ 1936 году в ведение профсоюзов была передана вс€ туристско-экскурсионна€ работа, которой ранее занималось ƒобровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ƒќЋ“Ё). ƒо этого профсоюзы активно сотрудничали с этим обществом. ѕосле того, как вс€ туристско-экскурсионна€ работа оказалась в их ведении, профсоюзы создали один центральный и 34 региональных туристско-экскурсионных управлений. ¬ их распор€жении было более 80 туристических баз, обслуживавших 84 тыс€чи туристов.

    ¬ апреле 1939 года на состо€вшемс€ “ретьем ¬сесоюзном совещании клубных работников было прин€то целый р€д документов, направленных на развитие клубной работы. ¬ их числе Ђѕоложение о профсоюзном клубеї, которое стало им хорошим руководством к действию.

      этому времени профсоюзна€ сеть насчитывала более шести тыс€ч клубов, домов и дворцов культуры и 100 тыс€ч красных уголков. “олько художественной самоде€тельностью в них занималось более 1,5 миллиона человек.   1 €нвар€ 1940 года сеть профсоюзных библиотек возросла до 30 тыс€ч. Ёта материальна€ база создавала услови€ дл€ повышени€ культуры населени€, его духовного роста и обогащени€. » конечно, она €вл€лась местом дл€ организации интересного и содержательного досуга труд€щихс€, их отдыха.

    Ёту работу профсоюзные организации страны не прекращали и в годы ¬еликой отечественной войны. ¬ этот период культмассова€ и политико-просветительска€ работа профсоюзов была направлена на воспитание у труд€щихс€ патриотизма. Ќенависть к врагу, любовь к –одине, мужество и стойкость - вот что стало основой лекций, бесед, докладов, стенгазет, читок сообщений совинформбюро, выступлений профсоюзных агитбригад.

    ¬ажной оставалась и производственна€ тема. ¬ ней большое значение придавалось прославлению достижений передовиков, рассказам о лучших методах работы, ударниках труда, геро€х тыла. Ёто создавало особый настрой у людей, вызывало желание как можно больше сделать дл€ тех, кто сражалс€ на фронте, позвол€ло легче переносить т€жкие невзгоды военного времени. Ѕольше того, несмотр€ на сложность той поры в клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках профсоюзов продолжали работать кружки художественной самоде€тельности. ¬ июне - июле 1943 года на предпри€ти€х прошли смотры художественной самоде€тельности.

    ¬ послевоенные годы развитие культурно-массовой работы пошло более быстрыми темпами, новое развитие получила и материальна€ база. ”же в 1959 году профсоюзы имели 13,6 тыс€чи клубов, домов и дворцов культуры, более 120 тыс€ч красных уголков, почти 26 тыс€ч библиотек —ущественно улучшилась их оснащенность.

    Ётому особенно способствовало прин€тое в 1959 году правительством решение, согласно которому предпри€ти€ стали перечисл€ть профсоюзам на культурно-массовую работу 0,15% от фонда заработной платы. ƒополнительные средства направл€лись как на развитие материальной базы дл€ проведени€ этой работы, так и на улучшение ее качества.

    ’от€ важно отметить, что довольно значительна€ часть культучреждений профсоюзов работали на общественных началах. Ѕез финансировани€ действовало три тыс€чи клубных учреждений и 12 тыс€ч библиотек. –аботу на общественных началах в них вели более 200 тыс€ч активистов профсоюзной работы.

    Ќа ’”Ў съезде профсоюзов ———– в феврале 1987 года было прин€то решение: направить целевым назначением в ближайшие 10 лет из профсоюзного бюджета на финансирование строительства и реконструкции объектов культурного и спортивного назначени€ в районах ≈вропейского —евера, —ибири и ƒальнего ¬остока, а также нечерноземной зоны –—‘—– один миллиард рублей.

6. ѕлачевные последстви€ как результат перестройки


      сожалению, этим планам не суждено было воплотитьс€ в жизнь. Ќачавша€с€ перестройка, переход к рыночной экономике перечеркнули эти замыслы. ѕроцесс развити€ культурно-массовой работы профсоюзов не только приостановилс€, а пошел всп€ть.  ризис в производственной сфере, в экономике страны, самом профсоюзном движении привели к серьезным потер€м и в сфере культурно-массовой работы профсоюзов.

    –езко сократилась сама материальна€ база дл€ проведени€ этой работы. ќтсутствие средств у предпри€тий и профсоюзов, бездумно, а в р€де случаев преступно проведенна€ приватизаци€ объектов социально-бытового и культурного назначени€, банкротство и закрытие р€да предпри€тий - эти и другие аналогичные процессы привели к тому, что оказались закрытыми, перепрофилированными и полностью утраченными профсоюзами и предпри€ти€ми многие клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки.

    —ущественные изменени€ произошли и в тех очагах культуры профсоюзов, которые все же сохранились. “еперь в большинстве из них почти все кружки и секции работают только на коммерческой основе. »х численность резко сократилась. ¬оспользоватьс€ услугами клубов, домов и дворцов культуры теперь могут далеко не все работники и члены их семей. ƒаже зан€тие художественной самоде€тельностью не всегда по карману любителей петь и танцевать.

    ќсобенно в трудном положении оказываютс€ дети работников. ћногие из них в свободное врем€ не могут проводить свое врем€ интересно и содержательно в очагах культуры профсоюзов, заниматьс€ в кружках. Ќа это требуютс€ деньги и не малые, которые есть не у всех родителей. ¬ наиболее трудном положении наход€тс€ многодетные семьи, доходы которых ниже прожиточного минимума. ƒети из этих семей могут посещать очаги культуры только в крайне редких случа€х.

    ѕо неволе вспоминаютс€ далекие послереволюционные годы начала прошлого века, послевоенное врем€ его середины.  ак это не парадоксально, но тогда профсоюзные организации имели больше возможностей удел€ть внимание культурному досугу работников, организации свободного времени их и их детей.

    —егодн€ создаетс€ впечатление, что истори€ пошла всп€ть. ќбостр€ютс€ проблемы, которые в нашей стране, казалось бы, были решены раз и навсегда, и навсегда ушли из повесток дн€ работы профсоюзов.  то бы мог подумать, что к началу ’’1 века в –оссии вновь по€в€тс€ в массовом пор€дке молодые люди, не умеющие ни читать, ни писать. „то около двух миллионов реб€тишек школьного возраста не смогут посещать школу из-за т€желого материального положени€. „то дл€ многих работников проведение свободного от работы времени в клубах, домах и дворцах культуры станет не доступным удовольствием. „то из-за отсутстви€ средств почти прекрат€т свое существование профсоюзные библиотеки, кружки художественной самоде€тельности, не будут проводитьс€ фестивали, слеты, праздники и многое другое.

7. ј требовани€ времени возросли


    ј, между прочим, потребность в этом не только отпала, а наоборот возросла. ¬недрение новых технологий нового столети€ и тыс€челети€, работа в услови€х жесткой конкуренции с зарубежными производител€ми продукции, искушенными де€тельностью в рыночных услови€х', требует иного уровн€ знаний и мышлени€ от работников. ј кто сегодн€ их к этому готовит, с этим знакомит? Ёто благодатное поле де€тельности дл€ культурно-массовой работы профсоюзов. Ќо на это чаще всего нет средств.

    Ѕольше того, некоторые лидеры вообще считают теперь, что профсоюзам не следует заниматьс€ такой работой, что это не их забота, а забота работодател€. ќтговариваютс€ отсутствием средств, тем фактом, что и членов профсоюза поубавилось, что и активистов стало меньше.

     онечно, жизнь сильно осложнилась. ѕричин дл€ отговорок можно найти много. Ќо и в этих новых услови€х можно находить выход из положени€. » в это сложное врем€ становлени€ рыночных отношений не перевелись энтузиасты. ќни просто остаютс€ не востребованными. Ѕольше того, многих людей т€готит сегодн€шн€€ их отстраненность от общественной жизни, от участи€ в общих делах, объедин€ющих людей.

    ¬ св€зи с этим как раз и полезно вспомнить направлени€ и методы культмассовой, просветительной работы профсоюзов начала прошлого века, времен войны и даже недалекого прошлого. ¬озможно, некоторые из них приемлемы и в новых услови€х, культмассова€ работа, направленна€ на преодоление нав€зываемой сегодн€ массовой культуры «апада, на возрождение и сохранение собственных, национальных ценностей.

    ƒумаетс€, особой заботой профсоюзных комитетов должны стать дети работающих. ќчень полезно было бы, например, организовать дл€ одних из них зан€ти€ на льготной или даже бесплатной основе в кружках технического творчества, овладение интересными народными промыслами, ремеслами. ƒл€ других - более свободный доступ к внешкольному пользованию компьютерной и иной информационной техникой. ≈сли сделать это дл€ детей - членов профсоюза, то и членство укрепитьс€ и авторитет профсоюза возрастет.

    —егодн€ почти забыты такие формы проведени€ свободного времени, как туристские походы, совместные экскурсии, посещение театров. » дело здесь не только в отсутствии средств. ”трачена вера в то, что это люд€м необходимо. ј между тем, даже в очень сложное врем€ люд€м нужны праздники, нужно непринужденное общение, необходимо активное участие в общественной жизни.

    Ќовое врем€ ставит перед профсоюзными организаци€ми новые задачи, в том числе и в сфере культмассовой работы. ”мение выполнить их - это значит про€вить дальновидность, мудрость, это значит остатьс€ востребованными.

ќбсуждение профсоюзами вопросов
культурно-массовой работы

ƒата обсуждени€
ћеропри€тие
ѕримечани€
3-11 июл€ 1917 г. “реть€ ¬сероссий≠ска€ конференци€ профсоюзов ѕри подготовке ѕервого ¬сероссийского (объединительного) | съезда профсоюзов вопрос культурно-массовой работы обсуждалс€ на заседани€х секций.
16-25 €нвар€ 1919 г. II ¬сероссийский съезд профсоюзов — докладом Ђ ультурно-просветительна€ де€тельность профессиональных союзов и профессиональное образованиеї выступил  осиор. Ќа съезде работала специальна€ секци€ по данному вопросу.
17-25 ма€ 1921 г. IV ¬сероссийский съезд профсоюзов ¬опросом є 7 в повестке дн€ (из 14 вопросов) доклад культурно-просветительной секции. –аботала секци€ по данному вопросу.
17-22 сент€бр€ 1922 г. V ¬сероссийский —ъезд профсоюзов ¬опрос о культурно-массовой работе профсоюзов заслушан восьмым из 11 вопросов повестки дн€. ƒоклад делал ƒогадов.
11-18 но€бр€ 1924 г. VI ¬сероссийский съезд профсоюзов ƒоклад —енюшкина о культурно-просветительной работе союзов заслушан вопросом є9. Ќа съезде работала секци€.
6-11 феврал€ 1926 г. III ѕленум ¬÷—ѕ— VI созыва ¬опросом є 6 заслушан доклад о культурно-просветительной работе. ƒокладывал зав культотделом ¬÷ѕ— —енюшкин
16-18 декабр€ 1926 г. VII —ъезд ѕрофсоюзов ———– ¬опросом є15 (из 17) заслушан доклад ≈вреинова Ђќсновные задачи культработы профсоюзовї
10-24 декабр€ 1928 г. VII —ъезд ѕрофсоюзов ———– ѕрин€та резолюци€ по докладу ≈вреинова Ђ«адачи культурно-просветительной работы профессиональных союзовї.
29-31 декабр€ 1934 г. V ѕленум ¬÷—ѕ— I’ созыва «аслушан вопрос Ђќ культурно-бытовом обслуживании ”ральского завода т€желого машиностроени€ им. —ерго ќрджоникидзе. ƒокладывал председатель ÷  профсоюза рабочих т€желого машиностроени€ —триевский, содоклад - ответственного инструктора ¬÷—ѕ— √лусова.
26-30 марта 1945 г. ’III ѕленум ¬÷—ѕ— I’ созыва «аслушан вопрос Ђќб улучшении культурно-массовой работы профсоюзных организаций среди рабочих и служащихї. ƒокладывал секретарь ¬÷—ѕ— —оловьев
3-8 декабр€ 1945 г. ’IV ѕленум ¬÷—ѕ— I’ созыва «аслушан вопрос Ђќб улучшении культурно-массовой работы профсоюзов. ƒокладывал секретарь ¬÷—ѕ— ѕопов.
16-19 €нвар€ 1951 г. V ѕленум ¬÷—ѕ— X созыва «аслушан вопрос Ђќб улучшении работы культурных учреждений профсоюзовї. ƒокладывал секретарь ¬÷—ѕ— ѕопов.
28-30 июн€ 1956 г. V ѕленум ¬÷—ѕ— XI созыва –ассмотрен вопрос Ђќ задачах профсоюзных организаций по улучшению воспитательной и культурно-массовой работы среди труд€щихс€ї. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ—  оробова
16-18 июл€ 1959 г. II ѕленум ¬÷—ѕ— ’II созыва –ассмотрен вопрос Ђќ мерах по улучшению воспитательной и культурно-просветительной ра≠боты профсоюзов. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ— Ќиколаева
21-22 ма€ 1968 г. II ѕленум ¬÷—ѕ— ’IV созыва –ассмотрен вопрос Ђ«адачи профсоюзных организаций по улучшению работы культурно-просветительных учреждений профсоюзов, вытекающих из решений апрельского (1968 года) ѕленума ÷   ѕ——ї. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ— Ќиколаева.
16-17 апрел€ 1969 г. V ѕленум ¬÷—ѕ— ’IV созыва –аботала секци€ культурно-массовой работы, социального страховани€ и отдыха труд€щихс€
22-23 но€бр€ 1972 г. II ѕленум ¬÷—ѕ— ’V созыва –ассмотрен вопрос Ђќ дальнейшем улучшении воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзных организаций в свете решений ’’IV съезда  ѕ——ї. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ— «емл€нникова.
22 сент€бр€ 1976 г. ’I ѕленум ¬÷—ѕ— ’V созыва –ассмотрен вопрос Ђќб усилении воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзных организаций по мобилизации трудовых коллективов на успешное выполнение производственных планов и социалистических об€зательствї. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ— «емл€нникова.
27 июн€ 1979 г. VIII ѕленум ¬÷—ѕ— ’VI созыва –ассмотрен вопрос Ђќ задачах профсоюзных организаций по выполнению постановлени€ ÷   ѕ—— Ђќ дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работыї. ƒокладывала секретарь ¬÷—ѕ— «емл€нникова.


    ѕри ознакомлении с перечнем вопросов, рассматриваемых на съездах и пленумах ¬÷—ѕ—, может создатьс€ впечатление, что в первые годы советской власти проблемам культурно-массовой, просветительской и воспитательной работы профсоюзы удел€ли больше внимани€, чаще их рассматривали. ¬ повестках дн€ рассмотрение этой работы уже не включаетс€ отдельной строкой. Ёто справедливо, но только отчасти. ¬ каждом отчетном докладе ¬÷—ѕ— на съездах профсоюзов (как и отчетах ÷  профсоюзов, областных советов, республиканских и краевых комитетов) об€зательно был раздел, раскрывавший содержание культурно-массовой и просветительной работы. ќ ней говорили выступающие.

     роме того, эти вопросы рассматривались на президиумах и комисси€х центральных, отраслевых и региональных профсоюзных органов. ќни раскрывали положительный опыт работы, вскрывали недостатки, что помогало посто€нно совершенствовать формы, методы этой работы, наполн€ть ее новым содержанием.

    ¬ новых услови€х необходимо искать новые формы работы в этом направлении, изучать положительный опыт, который начинает нарабатыватьс€ в отдельных профсоюзных организаци€х, распростран€ть его.


работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)