ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

ѕ–ќ‘—ќё«Ќџ… ј–’»¬

 
—колько стоит паровоз?

        ѕредпри€тие получает прибыль, но руководство не повышает зарплату рабочим, ссыла€сь на убыточность производства. ¬ окт€бре 1909 г. рабочий-металлист Ќевского судостроительного и механического завода, вооружившись бухгалтерскими справками и счетами, не только вскрыл обман, но и показал, как усовершенствовать производство паровозов. —вои расчеты и предложени€ он опубликовал в журнале "≈динство".

"¬џ«џ¬ј≈“ »Ќ“≈–≈—..."

        Ќичем не прикрыта€, решительна€ и сурова€ политика в области понижени€ заработной платы ведетс€ на Ќевском заводе, восклицает автор статьи. ѕо его мнению, сильно и необоснованно ужесточились правила внутреннего распор€дка. Ёти изменени€ автор св€зывает со вступлением в должность нового директора завода - господина  алабина.
        „тобы оценить по достоинству "политику господина  алабина", дать читателю острее прочувствовать несправедливость его требований, автор подробно останавливаетс€ на характеристике общего состо€ни€ завода, и, главным образом, на технической стороне производства.
        јвтор сразу делает оговорку, что технический прогресс при нормальном положении дел на производстве определ€етс€ конкуренцией между предпри€ти€ми. ¬ таком случае рабочим нет необходимости активно вмешиватьс€ в процесс технического переоснащени€. Ќо дл€ этого нужно хорошо организованное рабочее движение, способное удерживать зарплату работников на соответствующей высоте.
        "“ем не менее, в практике борьбы за лучшие услови€ труда встречаетс€ немало примеров, когда рабочие, особенно при сдельной оплате, решительно требуют устранени€ тех или других недостатков в производстве, вредно отражающихс€ на услови€х труда", - рассказывает автор статьи. ѕри этом он приводит в пример ситуацию на —ем€никовском заводе, когда "заводской комитет в решительной форме потребовал от администрации, чтобы она вместо понижени€ зарплаты заменила устаревшие станки и другое оборудование на новое, сто€щее на современном техническом уровне".

ƒ¬ј ѕЋё— ƒ¬ј

        ƒе€тельность Ќевского завода в то врем€ сосредотачивалась главным образом на производстве паровозов. јвтор статьи, основыва€сь на докладной записке, "представленной в правление завода видными инженерами", приводит очень подробные расчеты общих условий производства паровозного отдела вплоть до второй половины 1909 г. ѕо информации инженеров, из 338 станков в механических мастерских паровозного отдела только 161 были годны к использованию. ѕричем только 43 станка отвечали требовани€м "современной" техники. Ѕольше половины станков нуждались "или в капитальном ремонте, или в окончательном упразднении".
        ѕохожа€ ситуаци€ сложилась и в металлургическом отделе, занимавшимс€ производством поковок. ћежду тем, подчеркивает автор статьи, "поковочна€ часть оказывает наибольшее вли€ние на стоимость заказа". “ак, цена кузнечной поковки дл€ одного паровоза составл€ла 2,9 - 3 тыс. руб. ѕри этом "черный" (до кузнечной обработки) вес этих изделий в полтора - два раза превышал вес издели€ в окончательном виде. Ќапример, "паровозные дышла в паковочном виде выход€т в 92 пуда, а их чистый вес не превышает 40,5 пудов".
        ќднако, если подойти к вопросу рационально, можно было бы существенно сэкономить за счет снижени€ стоимости поковки и сокращени€ ее "черного" веса. јвтор посчитал, что, если уменьшить припуски на обработку лишь с 50% до 30 - 35%, а брака и обрубков - с 33% до 22%, возможно среднюю стоимость пуда поковки понизить на 43 коп., а "черный" вес поковки на паровоз сократить на 126 пудов. “аким образом, удалось бы сэкономить 543 руб. на один паровоз.
        “акие же недоработки наблюдались и в чугунно-медно-литейных мастерских. ѕо вычислени€м заводской бухгалтерии, медного лить€ на паровоз расходовалось не менее чем на 1750 руб. ѕри этом "черный" вес медного лить€ на один паровоз достигал 102 пудов, между тем как "чистый" вес обычно составл€л от 61 до 64 пудов. ƒругими словами, припуск на обработку достигал половины веса и, соответственно, стоимости лить€. "ѕри услови€х нормального изготовлени€ припуск не должен превышать 30% чистого веса, - считает автор, - то есть "черный" вес должен равн€тьс€ 85 пудам". —тоимость издели€ в таком случае снизитс€ до 1317,5 руб., а экономи€ составит 432,5 руб.

—≈Ѕ≈ ¬ ”Ѕџ“ќ 

        ¬ среднем производство паровоза на Ќевском заводе обходилось в 28 262 руб. - значительно выше, чем на других подобных предпри€ти€х. Ќапример, на 21% дороже, чем на ѕутиловском заводе и на 36,5% дороже, чем на заводе Ћуганского.
        ¬ общей стоимости производства паровоза затраты на материал составл€ли 50%, а цеховые и канцел€рские расходы - 8,5%. ”читыва€, что по контракту один паровоз стоил в среднем 35 350 руб., а предпри€ти€ на его производство расходовало 27 012 руб., завод получал прибыль в 8338 руб., то есть примерно 23%. ѕо подсчетам автора статьи, в 1904 - 1905 гг. завод выпустил 114 паровозов и получил за них по контракту 3 605 569 руб. ѕри этом чиста€ прибыль составила 381 562 руб.
        ѕлата же непосредственно рабочим в общей массе производственных затрат составл€ла всего 18%. "”же по этим цифрам можно судить, насколько основательны доводы господина  алабина в пользу понижени€ сдельных расценок и ссылки на убыточность производства вследствие высокой зарплаты, - заключает автор статьи. - » при всем при этом администраци€ пытаетс€ уверить заводской комитет, что существующие расценки не соответствуют производительности труда, и потому предпри€тие не в состо€нии выдерживать конкуренцию. Ќе высокие расценки, а отстала€ техника удорожают производство на Ќевском заводе", - доказал автор статьи.

Ё ќЌќћ»я Ќј Ћёƒя’

        ƒаже несмотр€ на то, что на заплату приходилось менее п€той части всех расходов, господин  алабин, зан€в должность директора, не только не зан€лс€ модернизацией производства, но и резко уменьшил зарплаты: "—бавил расценки в паровозном отделе на 35%, а в корабельном заставил работать за голодную поденную плату".
        "Ёкономи€ в кузнечном деле в насто€щее врем€ достигнута, - с горечью отмечает автор, - но не путем усовершенствовани€ техники производства, а путем понижени€ заработной платы и повышени€ интенсивности труда - сокращени€ рабочих рук".  ак свидетельствует автор статьи, зарплаты понижались систематически, и средн€€ заработна€ плата рабочего на заводе с 1906 г. не только ни разу не повышалась, но и упала на 35%.
        ѕыта€сь быть объективным, автор статьи все же отмечает, что "необходимость технической реорганизации паровозного отдела сознаетс€ руковод€щими учреждени€ми завода. ѕо-видимому, в перспективе имеютс€ обширные планы". “ак, с целью преобразовани€ производства был оборудован новый обширный цех, где поставили несколько новых специальных фрезерных и шлифовальных станков. Ёти и другие технические изменени€, по мнению администрации завода, должны были "коренным образом изменить отношени€ между заработной платой и производительностью труда". "Ќужно ли спрашивать, в чью пользу?" - восклицает автор статьи.

"ѕ–ј “»„≈— јя –јЅќ“ј - Ќј»Ћ”„Ўјя ј√»“ј÷»я"

         роме "экономических" мер с уменьшением зарплаты, администраци€ экспериментировала и с ужесточением трудовой дисциплины.  ак свидетельствует металлист, усилилс€ контроль над рабочими, организовано расценочное бюро (тут же прозванное рабочими "похоронным"), установлены механические контрольные приборы дл€ отмечани€ времени ухода и прихода рабочих. "”длинение трудового дн€, введение сверхурочных работ, повышение интенсивности труда вместе с понижением зарплаты - вот альфа и омега административной мудрости!" - возмущен автор.
        Ќо больше всего негодовани€ вызывает у него бездействие самих рабочих. ќн вынужден констатировать, что среди них не наблюдаетс€ ничего, "кроме распыленности, растер€нности и глухого подавленного озлоблени€".
        "ѕрофсоюз должен прийти в этом отношении рабочим на помощь, - взывает металлист. - ќн должен вскрывать смысл всех этих мер и указывать наилучшие методы борьбы с ними. Ёто наилучша€ агитаци€ за вступление в союз!"

        ћарина ёршина.
        √азета "—олидарность" є37 от 11.10.2006г.



работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)