ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
√ј« в годы ¬еликой ќтечественной войны




      –ожденный в 1932 году Ќижегородский автозавод и сегодн€ занимает особое место среди промышленных предпри€тий области и страны. ≈го истори€ неотделима от истории –оссии. ¬месте со страной завод прошел сложный, полный побед и поражений противоречивый путь. ќсобой вехой на этом пути встала ¬елика€ ќтечественна€ война. — ее началом вс€ автомобильна€ промышленность была переведена на обеспечение обороноспособности страны.

      ѕереход √ј«а на выпуск военной продукции потребовал коренной перестройки производства. ¬ его основу была положена автомобильна€ технологи€ с поточным изготовлением деталей и сборкой на конвейерах. Ќадо сказать, что к началу войны мощности автогиганта выросли в 3,5 раза, в 4 раза увеличилась оснащенность оборудованием. ѕерестройка предпри€ти€ шла по строго разработанному плану. —ами изготавливали новые инструменты, штампы, приспособлени€. Ќа заводе были организованы новые, не свойственные ему технологические процессы: налажено изготовление резины и деталей из нее, производство карбида, прокат металла и многое другое. ќ том, как много было сделано в дни перестройки работы предпри€ти€ говорит такой факт: только во второй половине 1941 года автозаводцы освоили производство более 20 тыс€ч наименований деталей танков.

      ”же в первые дни войны производство р€да моделей пришлось свернуть. Ќа √орьковском автомобильном заводе резко сократилс€ выпуск легковых машин √ј«-ћ-1 (в 1942 году были выпущены последние 12 автомобилей). ¬месте с тем ускорилс€ темп проектировани€ и подготовки к производству новых моделей военного назначени€, развернулось изготовление оружи€ и боевой техники. «авод должен был стать важнейшим арсеналом нашей –одины.

      ''¬се дл€ фронта! ¬се дл€ победы!'' - под таким девизом работали, не жале€ сил, все 1418 военных дней.

      Ќачатое по инициативе автозаводцев в окт€бре 1941 года патриотическое движение стахановцев за организацию фронтовых бригад выросло в большую силу, помогающую заводу решать важнейшие производственные задачи. Ёто была нова€ форма организации труда военного времени. ÷ел€ми фронтовых бригад были: в срок и досрочно выполн€ть заказы дл€ фронта, работать, не счита€сь со временем, беречь оборудование как оружие в бою. «вание фронтовой могла носить та бригада, котора€ работала без брака и выполн€ла нормы на 120-150 %.

      ѕримеры подлинного героизма показывали молодежные фронтовые бригады ¬. Ўубина, ј. ’арламова, ¬. “ихомирова, ¬. «аулина, ». якименко и других. —редн€€ сменна€ выработка в годы войны у ¬асили€ ‘едоровича Ўубина составила 580 %. ќтдельные рекорды его выработки доходили до 1130 %. ѕо нормам мирного времени потребовалось бы 24 года, чтобы выпустить столько продукции.

      Ќе менее напористо трудились и другие фронтовые бригады. ѕричем рост их увеличивалс€. ≈сли в 1941 году было создано 32 молодежных бригады, то к концу войны их было уже 915. ќни объедин€ли 5479 человек.

      Ќа всем прот€жении ¬еликой ќтечественной войны фронтовые бригады были инициаторами всех видов соревнований, направленных на увеличение выпуска и повышение качества продукции дл€ фронта. ќни участвовали в соревновании за повышение производительности труда, по овладению новыми професси€ми, по совмещению профессий, участвовали в движении многостаночников.

      ѕерестройка завода на военный лад самым тесным образом была св€зана с проблемой кадров. “ыс€чи автозаводцев ушли воевать, а фронт насто€тельно требовал все новой продукции. Ќа заводе, как и по всей стране, развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными професси€ми. “олько за первый мес€ц войны на предпри€тие пришло более 1500 женщин. ѕрактически не было такой специальности, которую бы не освоили женщины. ќни становились кузнецами, сталеварами, нагревальщиками, формовщиками. ј во врем€ обеденных перерывов в€зали носки, варежки и отправл€ли на фронт.

      ∆енщины были и донорами. «а годы войны ими были сданы 12500 литров крови, котора€ помогла вернуть в строй многих защитников –одины.

      ∆енщины завода и района формировали и оборудовали эвакогоспитали, помогали меди-цинскому персоналу в уходе за ранеными бойцами и офицерами, в палатах читали дл€ них газеты, собирали книги, подарки.

      Ќар€ду со взрослыми работали и дети. Ќапример, подросток јлексей ≈лов перевыполн€л сменные задани€ дл€ электросварщика в 3-4 раза.

      ѕатриотизм женщин и детей не знал границ. »х вклад в дело приближени€ ¬еликой ѕобеды огромен.

      √ј« в годы войны играл роль ведущего поставщика легких танков. ѕричем, впервые в практике отечественного танкостроени€ на автозаводе была введена их конвейерна€ сборка.

      ¬ первые мес€цы ¬еликой ќтечественной под руководством Ќикола€ јлександровича јстрова, главного конструктора танкового отдела ћытищинского машиностроительного завода, был создан новый легкий танк “-60 с усиленной лобовой броней и более мощным вооружением по сравнению с танком “-40. ( Ќ. ј. јстров - выдающийс€ создатель многочисленных образцов отечественной бронетанковой техники. 26 типов боевых машин п€ти семейств, разработанных под его руководством, состо€ли и состо€т на вооружении  расной, —оветской и –оссийской ар-мий).

      —огласно решению √ ќ освоение и выпуск танка “-60 были организованы на р€де заво-дов, в том числе и на √ј«е, куда јстров был назначен заместителем главного конструктора и работал в период с 1941 по 1945 годы.

      —отрудники  Ёќ под руководством гл. конструктора јндре€ јлександровича Ћипгарта и начальника бюро шасси јнатоли€ ћаврикиевича  ригера напр€женно трудились над чертежа-ми “-60, переделыва€ их под технологию и стандарты автомобильного производства. Ёто была сложнейша€ работа.

      12 окт€бр€ 1941 года на завод пришла телеграмма от председател€ √ ќ —талина с насто€тельной просьбой увеличить производство танков. ''Ќужды обороны страны и ћосквы, - говорилось в телеграмме, - требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков “-60 и в ближайшие 2-3 дн€ начал выпуск по 10 танков в день, а к концу окт€бр€ - по 15... Ќадеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполн€т свой долг перед –одиной''.

      Ќачалась битва за каждый час, за каждую минуту. ”частки, цехи, непосредственно св€занные с производством “-60, были укреплены лучшими рабочими и инженерно-техническими работниками. » вскоре задание √ ќ было выполнено и фронт стал получать необходимое количество танков.

      —вое боевое крещение танки “-60 получили в конце сент€бр€ 1941 года, когда в составе 10-й танковой бригады вели т€желые бои на ѕолтавщине. ¬ массовых же количествах их использовали в битве за ћоскву. ƒо конца 1942 года “-60 составл€ли значительную часть танкового парка  расной јрмии.

      » все же защита и вооружение танка “-60 были недостаточны. ѕоэтому под руководством Ќ. ј. јстрова началась работа над более совершенным танком “-70.  орпус его сваривалс€ из катаных бронелистов (по толщине лобовых листов брони “-70 не уступал среднему танку “-34), устанавливалась 45-мм пушка и соединенный с нею пулемет ƒ“. ƒл€ увеличени€ прочности стыки листов башни прикрывались броневыми угольниками. ¬ средней части корпуса находилс€ силовой агрегат, состо€щий из двух двигателей.

      ¬ €нваре 1942 года “-70 был прин€т на вооружение  расной јрмии. — марта 1942 года √ј« освоил конвейерное производство новой боевой машины (сначала параллельно с “-60, ко-торый серийно выпускалс€ до осени 1942). ѕо массовости производства “-70 в 1942 году зан€л второе место после ''тридцатьчетвертки''. Ётот танк как нельз€ лучше подходил дл€ разведки боем, поддержки пехоты, дл€ действий в лесоболотистой и резкопересеченной местности. “-70 активно примен€лись в бо€х и уже в качестве командирских и разведывательных машин участвовали в ¬исло-ќдерской и Ѕерлинской операци€х.

      — сент€бр€ 1942 года началось производство усовершенствованного танка “-70 ћ с усиленными ходовой частью и трансмисси€ми.

      »менно √орьковский автомобильный завод, с его огромными производственными возможност€ми и наличием опытных инженерно-технических кадров был определен головным предпри€тием по изготовлению —”-76.

      «а основу —ј” была вз€та ходова€ часть танка “-70, а силова€ установка состо€ла из двух параллельно работающих автомобильных двигателей, ранее примен€вшихс€ (в одиночку) на легком танке “-60.

      —проектированна€ самоходна€ установка под заводской маркой —”-12 была построена осенью 1942 года, и 9 декабр€ 1942 года правительственна€ комисси€ приступила к испытанию машины. — €нвар€ 1943 года завод начал ее серийное производство. ¬ мае - июне 1943 г. самоходка прошла модернизацию и с конца июн€ завод, использу€ задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных —”-76 ћ. ¬ июле они уже сражались в битве на  урской дуге. —у-76 ћ хорошо показали себ€ как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.

      —ледует заметить, что производство —”-76 ћ, законченное в 1945 году, составл€ло почти 60 % от выпуска всей самоходной артиллерии в годы ¬еликой ќтечественной войны.

      —реди военных машин особое место занимал разведовательно - командирский автомобиль.

      «а его основу были вз€ты агрегаты шасси √ј«-61-40 (первого полноприводного отечест-венного легкового автомобил€, созданного на базе √ј«-ћ-1), двигатель, коробка передач, сцепление - от полуторки, передний мост - ведущий.

      ќ накале работ можно судить по срокам: за 51 день был спроектирован и построен оригинальный и вполне удачный автомобиль, получивший индекс ''64-416''. ќсуществил разработку конструкции и поставил на производство √ј«-64 ¬италий јндреевич √рачев, руководитель конструкторской группы спецмашин (1930-1944 г.г.). ¬ыпуск √ј«-64 был начат в августе 1941 года. ¬ ходе эксплуатации вы€снилась р€д недостатков. “ребовалась модернизаци€ машины. ѕлан ее проведени€ был утвержден 26 сент€бр€ 1942 года.

      Ќад новой легковой машиной, получившей индекс ''67'', работали ведущий конструктор √ригорий ћоисеевич ¬ассерман, конструкторы ‘едор јлексеевич Ћепендин, ¬ладимир ¬асильевич Ѕанников и другие. јвтомобиль имел мощный двигатель, обладал высокой проходимостью, легко шел по снегу глубиной 350 мм и преодолевал подъемы в 10 - 20 градусов, буксировал прицеп массой 800 - 1000 кг., развива€ при этом скорость до 90 км/ч. Ќеприхотливый двигатель работал на любом сорте бензина, что в военных услови€х крайне важно. Ќа √ј«-67Ѕ восстановили нормальную колею, усилили раму, переделали переднюю часть кузова, ввели передние и задние крыль€, установили подножки. ƒополнительный бак (31 л.) размещалс€ под сиденьем водител€. Ѕыли усилены элементы подвески, рулевого управлени€, буксирного прибора. —ущественно улучшилась подвижность по разбитым фронтовым дорогам.

      — учетом технологических и экономических факторов в годы войны это был оптимальный дл€ страны легковой армейский автомобиль. ѕостроенный в апреле 1943 года в трех опытных образцах, √ј«-67 успешно прошел армейские испытани€ и в августе был запущен в производство.

      ¬ €нваре 1944 года после дальнейшей модернизации автомобиль получил индекс ''67-Ѕ''. Ќа нем были изменены подшипники переднего моста, усилены передн€€ подвеска, диски колес. ѕосле войны производство √ј«-67Ѕ было расширено, причем не только как армейского автомобил€, но и дл€ работы в сельском хоз€йстве. —коро √ј«-67Ѕ стал желанным дл€ председателей колхозов, агрономов и механиков ћ“—; разошелс€ не только по всей стране, но попал даже в јвстралию.

      17 июл€ 1941 года под руководством ¬итали€ јндреевича √рачева начались работы над бронеавтомобилем.  омпоновкой машины занималс€ ‘едор јлексеевич Ћепендин, ведущим конструктором стал √ригорий ћоисеевич ¬ассерман.

      јвтостроители впервые проектировали бронекорпус с башней и сделали его вполне удачным. ѕо своей бронезащите нова€ машина превосходила довоенные отечественные т€желые бронеавтомобили и аналогичные германские, будучи легче и компактнее. Ўасси √ј«-64, на базе которого и создавалась бронемашина, было доработано.

      27 но€бр€ 1941 года была закончена сварка бронекорпуса, а 9 €нвар€ 1942 г. состо€лс€ первый выезд нового бронеавтомобил€, получившего заводской индекс ''64-125'' или армейский Ѕј-64. ѕосле войсковых испытаний и показа в  ремле он был одобрен, прин€т на вооружение и рекомендован к производству.

      Ѕј-64 был первым серийным отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами. ќн уверенно преодолевал бездорожье, почти непроходимое дл€ другой колесной техники. ћашина надежно трогалась с места и могла двигатьс€ без закапывани€ колес по пашне и песку с преодолением подъемов до 20-25 градусов. Ћетом 1942 года Ѕј-64 уже принимал участие в боевых действи€х на Ѕр€нском и ¬оронежском фронтах, а позднее и на —талинградском.

      Ўироко примен€ли эти машины дл€ командирской разведки, св€зи, службы управлени€ боем, сопровождени€ мехколонн, борьбы с авиадесантами противника, службы ѕ¬ќ в танковых и кавалерийских част€х.

      ¬ середине окт€бр€ 1942 года был собран первый, так называемый, ширококолейный бронеавтомобиль, получивший индекс Ѕј-64Ѕ. ≈го производство началось весной 1943 года и продолжалось до 1946 года.

      ћногоснежна€ и морозна€ зима 1941-1942 года создала услови€ дл€ широкого применени€ аэросанной боевой и транспортной техники. Ќа многих участках фронтов в ѕодмосковье, в районе —тарой –уссы, на —еверо-«ападном фронте по€вились первые аэросанные подразделени€.

      јэросани –‘-8 были созданы ќ Ѕ Ќаркомречфлота под руководством главного конструктора ћ. ¬.¬еселовского по заданию √ ќ ———–. ¬ но€бре1941 года промышленности были переданы чертежи; √ ќ поручил изготовление аэросаней нескольким предпри€ти€м, в том числе √ј«у. ѕо согласованию с главным конструктором автомобилисты внесли в чертежи р€д изменений с тем, чтобы серийное производство саней соответствовало прин€той на заводе технологии и имеющимс€ в наличии материалам. Ёти работы проходили под непосредственным руководством главного конструктора автозавода ј. ј. Ћипгарта. ¬ работах над машиной принимали участие ј. ƒ. ѕросвирнин, ј. ћ.  ригер, ј. ј. —молин и другие специалисты.

      ќтличительной особенностью аэросаней –‘-8, получивших заводской индекс √ј«-98, заключалась в том, что они были снабжены не авиационным, а значительно более дешевым серийным автомобильным двигателем √ј«-ћ-1.  роме того, на них был установлен двухлопастной металлический воздушный винт, что позвол€ло машинам проходить по перелескам и лесным дорогам.

      ¬ услови€х бездорожь€ боевые и транспортные батальоны, оснащенные аэросан€ми, получали в руки один из главных козырей войны - мобильность и скорость передвижени€.

      ¬ преддверии мировой войны в начале 1941 года по стратегическим соображени€м правительством страны было прин€то решение по ускоренному развитию авиапромышленности и, в частности, по увеличению выпуска авиамоторов дл€ боевых самолетов.

      ”читыва€ наличие к тому времени на √ј«е мощной технической и кадровой базы, было признано необходимым создать на его территории завод по производству современных авиадвигателей - филиал –ыбинского завода авиационных моторов. ќн же €вл€лс€ головным по технологии и технической документации. ƒиректором √орьковского завода был назначен Ќ. ». Ћукин - специалист по двигателестроению, главным инженером - ћ. ѕ. ћарчук, главным технологом - Ќ. ». —трокин, главным механиком - √. ј. ¬еден€пин.

      ƒл€ вновь организуемого производства были выделены необходимые средства и обеспечена закупка уникального импортного оборудовани€ дл€ обработки картера двигател€, коленчатого и распределительного валов, шестерен, поршней и т.д.

      Ќеобходимо отметить, что производство авиадвигателей требовало повышенной ответственности за качество и надежность продукции. Ёто нашло отражение и в построении технологи-ческих процессов, и в организации системы управлени€ качеством.

      »спытани€ моторов проводились на специальных стендах, в изолированных боксах, по особой программе. ќтличительной особенностью нового производства был и относительно низкий темп выпуска - до 10 двигателей в сутки. ”же в начале войны завод є 466 дал стране первые двигатели.

      ¬ трудных военных услови€х коллектив посто€нно работал над увеличением темпа выпуска моторов, повышением качества и надежности, мощности и снижением массы. ћощность дви-гател€ за годы войны была доведена с 1000 до 1700 лошадиных сил.

      ѕо приказу √ ќ, выпускавшиес€ двигатели были срочно переоборудованы дл€ истребителей, нужда в которых, особенно в первые годы войны, была крайней. ¬ окт€бре 1945 года предпри€тие было закрыто и перебазировано в Ћенинград.

      ¬с€ т€жесть обеспечени€ действующей армии грузовиками осенью 1941 года - и так продолжалось до середины 1942 года - легла на √орьковский автомобильный завод, который нар€ду с другой военной техникой давал фронту свои полуторки.

      ¬ ходе войны √ј« - јј были максимально упрощены (брезентова€ кабина без дверей (с 1943 года с дерев€нными дверцами), без бампера, со сварными крыль€ми из кровельного железа, с одной фарой, без тормозов передних колес, а у кузова открывающимс€ был только задний борт) и получили индекс √ј« - ћћ. Ёти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими т€говыми качества-ми и проходимостью.

       роме того, выпускались трехосные грузовики √ј« - ћћћ, полугусеничные машины √ј«-60, газогенераторные √ј« - 42 и √ј« - 43, автобусы √ј« - 03-30 и √ј« - 55 (санитарный).

      ћобильность автомобильного транспорта позвол€ла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружени€, продовольстви€ и обмундировани€, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники.

      »сключительно важную роль он сыграл во врем€ блокады Ћенинграда, обеспечива€ св€зь осажденного города с внешним миром. Ѕолее 40 млн. километров наездили газовские ''полуторки'' по знаменитой ''ƒороге жизни'' только в 1941 году. Ёвакуировали более 0,5 млн. человек, доставили продовольстви€ и фуража - более 271 тыс. тонн, боеприпасов и вооружени€ - 32 тыс. тонн, горючесмазочных веществ - 35 тыс. тонн, угл€ - 23 тыс. тонн. ¬сего - 361 тыс. тонн различ-ных грузов.

      ќгромна€ потребность в грузовиках вынудила сохранить в производстве именно полуторки, даже после того как в результате жестоких бомбежек летом 1943 года завод был на врем€ выведен из стро€ и после этого пришлось прекратить выпуск почти всех других довоенных мо-делей, в том числе трехоски √ј« - јјј и штабного автобуса √ј« - 05-193.

      Ќемаловажную роль в деле обеспечени€ армии грузовым транспортом сыграли и союзнические поставки техники по лендлизу.   нам поступили модели автомобилей от американских, канадских и английских фирм. Ќа автозаводе была организована сборка иностранных грузови-ков ''—hevrolet'', ''Ford'', ''Dodge'', ''Studebaker''. ¬ начале сент€бр€ 1941 года автозаводу поручили выпуск снар€дов дл€ ракетной установки.  оллектив творчески подошел к выполнению этого сложнейшего задани€. ¬первые была разработана и внедрена в массовое производство технологи€ изготовлени€ штампо-сварочного варианта снар€да ''катюша''.

      „ертежи и технологи€ были разработаны на одном из уральских заводов. ”ральцы запроектировали токарную обработку издели€, а инженеры автозавода применили свой, более простой штампо-сварочный способ. ¬ результате потребовалось меньше металла, станков, инструмента, рабочей силы, а главное, можно было обойтись без дефицитных труб и наладить автоматическую сварку. »здели€, выпущенные под руководством ѕ. √. √ребельникова и —. ». –усакова, выдержали боевые испытани€. ¬ июне 1943 года противник осуществил крупнейшую стратегическую операцию против глубокого тыла нашей армии, беспрецедентную по своему масштабу, цел€м и последстви€м. Ќалеты фашистской авиации, совершенные в 1941 и в 1942 годах, носили единичный характер и €вл€лись лишь прелюдией.

      Ќа 1943 год гитлеровцы планировали крупнейшую операцию с далеко идущими цел€ми, с намерением нанести сокрушительное поражение советским войскам и завершить, наконец, войну в свою пользу.

      ѕо данным ÷ентрального архива ћинистерства обороны в июне 1943 года на город было совершено 7 авианалетов ( в ночь на 5, 6, 7, 8, 10, 13, 22 июн€ ). ¬сего в налетах участвовало 655 самолетов врага. Ёто были двухмоторные бомбардировщики ''’ейнкель 111'' из эскадр  G - 27 и KG - 55. ќни поднимались с аэродромов люфтваффе в районе ќрла и Ѕр€нска. ѕричем количество бомбардировщиков с каждым налетом удваивалось. Ќапример, в ночь с 4 на 5 июн€ их было 45, с 5 на 6 - 80, с 6 на 7 - 160. Ќа город было сброшено 1631 фугасна€ бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод - соответственно 1095 и 2493. «ажигательные бомбы типа ''Ѕранд'' и ''‘л€м'' калибром 50, 100, 250 и 500 кг. —нар€жались нефтепродуктами с примесью фосфора. ¬зрывчатого вещества было немного (только дл€ разрушени€ корпуса и взрывани€ горючей смеси). ѕосле их применени€ возникали сильные пожары, тушить которые было очень трудно.

      ќборон€ли автозавод и подступы к нему 196 зенитный артиллерийский полк (располагал-с€ на высоком берегу ќки, в ƒоскино), 784 зенитный артиллерийский полк, 58, 238, 281 и 289 отдельные зенитные артиллерийские дивизионы.

      ¬ результате бомбардировок серьезно пострадали 50 зданий и сооружений завода и района. Ѕыли разрушены: главный конвейер, цехи шасси, термический, колесный, кузница, прессовый, кузовной и другие. 9 тыс€ч единиц было выведено из стро€.

      ярким примером сли€ни€ трудового и воинского героизма служили люди автозавода. ќни составл€ли сражающийс€ заводской коллектив, который не только защищалс€, но и одновременно оказывал неоценимую помощь фронту. Ћюди не уходили со своих постов, подверга€сь смертельной опасности. ¬ результате налетов вражеской авиации погибло 254 жител€ јвтозаводского района и 28 бойцов ѕ¬ќ, ранено соответственно 492 и 27, медицинска€ помощь была оказана 2740 пострадавшим. «ащища€ предпри€тие, героически погибли директор автобусного завода (филиала √ј«а) √ерасим  узьмич ѕарышев, начальник кузнечного цеха »ван ¬асильевич  итаев, прославлен-ные передовики √ригорий »ванович ћасленников и »ван Ћеонтьевич Ћышнов. ѕосмертно они были награждены орденами ќтечественной войны 1 степени. ¬ июне 1943 года в √орький прибыла правительственна€ комисси€. Ѕыл разработан развернутый план восстановительных работ.   ним были привлечены крупнейшие горьковские заводы: '' расное —ормово'', ''ƒвигатель революции'', '' расна€ Ётна'', авиационный завод им. —. ќрджоникидзе и др. Ќа автозавод стали прибывать строители, монтажники, ремонтники с ”ра-ла, из —ибири, —редней јзии, ћосквы.

      ¬ восстановительных работах прин€ло участие более 35 тыс€ч человек.

      —роки восстановительных работ были установлены жесткие. —о всех концов страны на завод непрерывным потоком пошли эшелоны со строительными материалами, оборудованием, металлоконструкци€ми, новыми станками.

      Ќа автозаводе стали создаватьс€ молодежные восстановительные отр€ды. ¬ течение первых дес€ти дней после окончани€ налетов было организовано 100 восстановительных отр€дов, охвативших 2000 молодых рабочих, а через мес€ц их было уже 200 с охватом 3500 человек.

      ¬ эти дни по инициативе —. »брагимова возникло движение за скоростной ремонт оборудовани€, а Ћ. Ѕронников стал инициатором скоростных плавок стали. ѕодлинно трудовой героизм про€вл€ли строители. ƒес€тки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объ€вили себ€ фронтовиками, не уходили со строительных площадок, пока не перевыполн€ли сменные задани€ в 1,5 - 2 раза.

       онца восстановительных работ не ждали - цехи были без крыш, но завод уже давал продукцию. ”же в июле производственна€ программа была выполнена на 127 %. 28 окт€бр€ 1943 года в √осударственный  омитет ќбороны автозаводцы и строители отправили рапорт о полном восстановлении завода. ≈го подписали более 27 тыс€ч человек. Ѕолее 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены орденов и медалей за самоотверженный труд.

      јвтозаводцы помогали фронту не только своим доблестным трудом. ”же в первые дни войны на заводе, как и по всей стране, началось движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи армии. јвтозаводцы за€вили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолетов, танков, пушек и другой боевой техники. ѕринимались решени€ об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. –ационализаторы и изобретатели перечисл€ли в фонд вознаграждени€.

      ¬несенные автозаводцами сбережени€ на сумму 13996 тыс€ч рублей пошли на постройку эскадрильи боевых самолетов им. ¬. ѕ. „калова, танковой колонны им. 25-лети€  расной јрмии, на оснащение боевыми машинами танкового корпуса ''—оветский танкостроитель''. Ўкольники јвтозаводского района за годы войны собрали 389597 рублей на танки ''√орьковский пио-нер'', ''јвтозаводский школьник'', ''ћолодогвардеец'', на эскадрилью самолетов им. «ои  осмодемь€нской и ¬. ѕ. „калова, броневик ''јвтозаводский школьник''.

      —амоотверженный труд автозаводцев в годы ¬еликой ќтечественной войны не раз отмечалс€ высшими правительственными наградами.

      29 декабр€ 1941 года - орденом Ћенина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции.

      9 марта 1944 года - орденом  расного «намени за образцовое выполнение особого задани€ ѕравительства.

      16 сент€бр€ 1945 года - орденом ќтечественной войны 1 степени за успешное выполнение заданий √осударственного  омитета ќбороны по выпуску самоходных артиллерийских устано-вок дл€  расной јрмии.

      «а успехи во ¬сесоюзном соревновании коллективу автозавода 33 раза присуждалось «нам€ √ ќ. ќно как символ мужества и трудового героизма передано автозаводцам на вечное хранение.

      ћногие талантливые специалисты √ј«а были удостоены √осударственной премии, в их числе: Ќ. ј. јстров, ¬. ј. √рачев, ј. ј. Ћипгарт, ¬. ј. ƒедков, ј. ћ.  ригер, ё. Ќ. —орочкин и другие.

      «а годы войны завод выпустил:
  • более 170 тыс€ч грузовых и легковых автомобилей;
  • около 10 тыс€ч танков;
  • более 9 тыс€ч самоходных артиллерийских установок;
  • свыше 6 тыс€ч бронеавтомобилей;
  • около 50000 грузовых автомобилей иностранных марок (по лендлизу);
  • более 24 тыс€ч минометов;
  • около 12 миллионов различных снар€дов (в том числе около 30 тыс€ч снар€дов дл€ реактивных установок '' атюша'');
  • 232 тыс€чи моторов всех типов (среди них около 9 тыс€ч авиамоторов);
  • более 11 миллионов мин;
  • свыше 11 миллионов авиавзрывателей;
  • более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тыс€ч аэродромных звеньев;
  • 309 аэросаней.

           роме этого, √ј« был единственным заводом в стране по производству кол€сок к армейским мотоциклам. ќн же обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предпри-€ти€ колесами.

          ¬ героической летописи ¬еликой ќтечественной войны значатс€ и дела, и подвиги автозаводцев. Ѕолее 13 тыс€ч человек сражались на фронтах, 40 человек удостоены звани€ √ероев —оветского —оюза. 9 ма€ 1980 года у автозаводского ћонумента —лавы был зажжен ¬ечный огонь в пам€ть о воинах, отдавших жизнь во им€ счасть€ и свободы –одины.

    ѕресс-служба √руппы "√ј«"






  • работы


    ¬ыставка
    ¬ыставка
    ¬ыставка
    ¬ыставка

     арта сайта

    " јЌ» ”Ћџ"
    √рафик заездов

    "√–ј‘» 
    ÷ћѕ Ђ√ј«ї"

    √рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

    "√–ј‘» 
    —“ќЋќ¬џ’"

    √рафик работы столовых в праздники

    ќзнакомитьс€

    ќзнакомитьс€

    ќзнакомитьс€


    © ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)