ѕ≈–¬»„Ќјя ѕ–ќ‘—ќё«Ќјя
ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ ќјќ "√ј«"
ѕ–ќ‘—ќё«ј –јЅќ“Ќ» ќ¬
ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќќ√ќ » —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

я выбираю ѕрофсоюз!

ќЅ–јў≈Ќ»≈


ј ÷»я


”—ѕ≈’»


ѕќ«ƒ–ј¬Ћя≈ћ


Ќјѕ»Ў»“≈ Ќјћ

»—“ќ–»я

 
"√ј«-јј: „удо-техники начала 30-х "




      “еатр автомобильных действий

      „етыре недели прошло с момента пуска завода до начала сборки первых со≠ветских грузовиков на глав≠ном конвейере. Ќа сводки с театра боевых действий бы≠ли похожи ежедневные от≠четы о том, как осваивали производственные процес≠сы в литейке, рессорном корпусе, цехах моторов, шасси, деревообделочном, прессовом и других подраз≠делени€х. –абочие, масте≠ра, инженеры осваивали ковкий чугун, изучали стан≠ки и машины, штамповку сложнейших деталей. ѕрак≠тику€сь в новом деле и на≠бива€ Ђшишкиї, автозавод≠цы в оперативном режиме ликвидировали недоделки.

      ѕриходилось решать про≠блемы со смежными пред≠при€ти€ми, поставл€вшими на молодой автогигант до 40% наименований узлов и деталей. ћало того, что комплектующие и инстру≠менты отгружали с опозда≠нием, часто качество их не выдерживало никакой кри≠тики. ѕараллельно в  анавине на заводе Ђ√удок ќкт€≠бр€ї, впоследствии став≠шем одним из прародите≠лей ѕавловского автобусно≠го завода, шло обучение бу≠дущих сборщиков. —овет≠ское правительство решило не дожидатьс€ запуска ос≠новного производства, и двум€ годами ранее в Ќиж≠нем началась, говор€ совре≠менным €зыком, крупноуз≠лова€ сборка фордовских полуторок јј, служивших прототипами дл€ первых грузовиков √ј«. ѕолучен≠ный тогда опыт в немалой степени посодействовал за≠пуску предпри€ти€, ставше≠го впоследствии заводом имени ћолотова.

      „удо техники

      ...–окот станков нарастал с каждым днем. ѕ€тница, 29 €нвар€ 1932 года, выда≠лась по-насто€щему волнующей дл€ всех автозаводцев. Ќачальник участка сбороч≠ного цеха ƒ.Ќ. јнтонов нажал кнопку пуль≠та, и по конвейеру медленно поплыла пер≠ва€ рама будущего грузовика, далее мотор и кабина. ¬ 19.15 громкий голос сирены возвестил о рождении первенца. —пуст€ считанные минуты кисть мал€ра вывела на кузове: ЂЌј« є1ї.

      ¬от что рассказывал о тех дн€х герой јвтостро€, комсомолец ¬иктор ѕетрович —о≠рокин: Ђ¬ышел первый автомобиль.  абина, подножки и кузов у машины были дерев€н≠ные. ‘ары впереди сто€ли на подставочках, а не были скрыты в крыло, как на нынешних автомобил€х. “огда крылом был, собствен≠но говор€, кусок железа, согнутый - и боль≠ше ничегої.

      —оветские конструкторы критически по≠дошли к фордовской документации. ѕри≠шлось усилить картер сцеплени€, рулевой механизм, установить воздушный фильтр. ƒл€ современников √ј«-јј казалс€ насто€≠щим чудом техники. Ќынешние автоэкспер≠ты подтверждают: при всей своей простоте на тот момент грузовик был достаточно со≠вершенным автомобилем. ѕод капотом располагалс€ р€дный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, водитель мог развивать скорость до 70 км/ч. ƒерев€нна€ грузова€ платформа грузоподъемностью 1500 кг была снабжена трем€ открывающи≠мис€ бортами.

      «а первую смену с конвейера сошло че≠тыре полуторки. ќколо восьми вечера рас≠пахнулись ворота механосборочного корпу≠са, и газовские первенцы под прицелами фотокорреспондентов городских, краевых и союзных газет выкатили на улицу. Ќа ми≠тинг, посв€щенный знаменательному собы≠тию, вышли дес€тки автозаводцев. ¬ысту≠па€ перед ними, начальник цеха √ерасим  узьмич ѕарышев отметил, что Ќј« стал первым в стране предпри€тием, освоившим конвейерную систему производства. Ќа следующий день в сопровождении предста≠вителей автозавода грузовики двинулись в Ќижегородский кремль, где проходила 3-€ краева€ партконференци€.



      ќбгон€€ почтенных капиталистов

      31 €нвар€, как и было предписано планом на первый мес€ц 1932 года, с конвейера со≠шел 25-й грузовик. ѕредполагалось, что все собранные автомобили железно≠дорожным эшелоном уйдут в ћоскву на XVII партийную конференцию, однако дес€ть машин так и остались на де≠фектной площадке. ¬ п€ть часов вечера 1 феврал€ колонна авто с маркой Ђ√ј«ї въе≠хала в заснеженный  ремль. ќт завода на ту конференцию командировали депутата районного —овета ¬асили€ ѕантелеевича Ћысенко - слесар€, происходившего из бед≠н€цкой семьи. ¬ музее истории √ј«а до сих пор хранитс€ документ, подтверждающий его делегатские полномочи€. »менно этот человек вручил 15 полуторок в подарок партконференции.

      — работой наших земл€ков ознакомилс€ лично генеральный секретарь ÷  ¬ ѕ(б) »осиф —талин. ќн отметил, что пуск Ќиже≠городского автозавода - цела€ техническа€ революци€, произошедша€ в экономике страны. Ђћы становимс€ страной металли≠ческой, страной автомобилизации, страной тракторизации. » когда посадим ———– на автомобиль, а мужика на трактор, пусть по≠пробуют догнать нас почтенные капиталис≠ты, кичащиес€ своей Ђцивилизациейї. ћы еще посмотрим, какие из стран можно бу≠дет тогда определить в отсталые, а какие в передовыеї, - говорил тогда вождь народов.

      –адостные дни, когда с конвейера сходи≠ли первые партии грузовиков, лишь нена≠долго разр€дили напр€женную рабочую ат≠мосферу на стремительно набирающем обороты автогиганте. ѕо-прежнему Ђбуксо≠валиї смежники. ¬ феврале 1932-го вместо 175 грузовиков, определенных по плану, вы≠пустили всего 10. “олько на треть удалось выполнить задание в марте. ¬ конце мес€ца из-за нехватки деталей и узлов конвейер и вовсе остановилс€. Ќемало труда еще толь≠ко предсто€ло вложить в обучение труд€≠щихс€. Ѕольша€ часть (54%) рабочих при≠шла из деревни, и ни профессионально, ни психологически не была подготовлена к за≠водскому труду. ≈сли вы загл€нете в книгу, посв€щенную 80-летию

      нагл€дно показывающий услови€ тех дней. ¬ кадре на фоне заводского конвейера за≠печатлен сборщик в... лапт€х. ћогли ли представить наши прадеды, как разительно измен€тс€ корпуса автозавода к началу XXI века!

      ¬ысота за высотой

      “ем не менее событи€, происходившие суровой зимой 1931-1932 годов, навсегда вписаны золотыми буквами в историю на≠шей компании. —пуст€ несколько мес€цев на легендарную полуторку начали устанав≠ливать цельнометаллические кабины. ¬ де≠кабре того же года началась сборка легко≠вого автомобил€ с открытым 5-местным кузовом Ђфаэтонї. ”же в 1933-м √ј« при производстве модели јј смог перейти на исключительно отечественные компонен≠ты. Ќезадолго до этого на заводе собрали первый автобус служебного пользовани€. —ловом, как и в наши дни, тогда горьковча≠не брали новые высоты чуть ли не каждый мес€ц.

      — изготовлением первой тыс€чи √ј«-јј было решено проверить надежность и вы≠носливость машин. — этой целью организо≠вали автопробег прот€женностью около трех тыс€ч километров по маршруту Ќиж≠ний Ќовгород - ћосква - Ћенинград - ѕсков - ¬итебск - —моленск - ћосква - Ќижний Ќовгород. ¬ нем участвовало 11 автомоби≠лей. ѕробег, проходивший в жару и сушь, стартовал 4 июл€ и завершилс€ 22-го. ћа≠шины показали себ€ достойно, произошло лишь три поломки рессор, несколько засо≠рений бензопровода и проколов шин.

      ...ќ том, где побывали первые 15 грузови≠ков, подаренных XVII партийной конферен≠ции, остаетс€ только догадыватьс€. ќднако бесспорно то, что с пуском √ј«а производ≠ство автомобилей, остававшеес€ в чуть ли не кустарным зан€тием, встало на промышленные рельсы. ¬ыпуск машин по итогам первой п€тилетки вырос на рекордные 3000%. ѕервое награждение участников јвтостро€ состо€лось в 1934 году: ордена —оветского —оюза вручили 24 работникам √ј«а и 7 строител€м. Ѕудучи самым массовым в середине XX века грузовиком модель јј на себе выт€нула индустриализацию и т€готы ¬еликой ќтечественной войны. ¬ знак благодарности сохранившиес€ экземпл€ры автомобил€-труженика в< многих городах установлены на постаменты. Ќо главный пам€тник находитс€ все же Ќижнем Ќовгороде - около √лавной проход ной √ј«а. — днем рождени€, легендарна полуторка!






работы


¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка
¬ыставка

 арта сайта

" јЌ» ”Ћџ"
√рафик заездов

"√–ј‘» 
÷ћѕ Ђ√ј«ї"

√рафик работы ÷ентра медицинской профилактики √ј« в праздники

"√–ј‘» 
—“ќЋќ¬џ’"

√рафик работы столовых в праздники

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€

ќзнакомитьс€


© ѕервична€ профсоюзна€ организаци€ в ќјќ "√ј«" (2005-2017)