ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

ОБРАЩЕНИЕ


ОБРАЩЕНИЕ


СОВЕЩАНИЯ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

 

Профсоюзная ХРОНИКА

      10 июля 2009 года в конференц-зале профкома ОАО "ГАЗ" состоялось совещание профсоюзных лидеров с руководством УК ''Группа ГАЗ''.



    Вынужденное высвобождение персонала на предприятиях нижегородской площадки «Группы ГАЗ» порождает множество слухов и домыслов о перспективах самой компании. Поэтому вполне понятна крайняя заинтересованность профсоюзного актива в честном и открытом разговоре с руководителями Группы о дне сегодняшнем и грядущем.

    На встрече с профсоюзным активом компании присутствовали председатель правления "Группы ГАЗ" С.Г.Занозин, президент ОАО "ГАЗ" Н.А.Пугин, директор по персоналу Группы Я.Я.Коп, председатель областного комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Б.Б.Охлучин, депутат Государственной Думы В.А.Корнилов, глава администрации Автозаводского района В.И.Солдатенков. Вел совещание председатель профкома ОАО "ГАЗ", депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Е.И.Морозов.

    О текущем моменте с участниками встречи обстоятельно делился информацией С.Г.Занозин. То, что происходило в отечественном автопроме в первом полугодии, Сергей Георгиевич назвал бедствием, масштабы которого громадны. Если в июне прошлого года выручка компании составила 17 миллиардов рублей, то в соответствующем периоде нынешнего - чуть более 5 миллиардов. По разным дивизионам Группы этот показатель уменьшился в 3-5 раз. И только решительные меры, направленные на противодействие сценарию, который навязывает кризис, смогли, наконец, переломить ситуацию и начать переход к безубыточному производству.

    Антикризисные программы реализуются и на других предприятиях автомобильной отрасли. Получается, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Продекларированная поддержка родному автопрому со стороны федерального Правительства (в денежном выражении она должна была составить более 150 миллиардов рублей) покуда так и остается обещанием - в отношении «Группы ГАЗ» она реализована только на 8%. Рассчитывать приходится на собственные силы, констатировал председатель правления Группы. Так нужные сегодня механизмы по льготному лизингу, стимулирующим процентным ставкам по кредитам, которые предполагалось запустить, до сих пор в полную силу так и не заработали.

    Попытки преодолеть кризисную ситуацию по наиболее щадящему варианту на нижегородской площадке, по словам Сергея Георгиевича, оказались недостаточными. В планах менеджмента не было массового сокращения персонала предприятий. Решено было ограничиться сокращенным режимом работы. Увы, первые месяцы начавшегося года не продемонстрировали никаких позитивных изменений на рынке. Оживления так и не началось. В апреле ситуация на рынке оказалась на 20% хуже, чем в марте, а в мае - хуже, чем в апреле. Было принято вынужденное решение выпускать в месяц по 5 тысяч автомобилей. Параллельно была запущена программа стимулирования продаж. Но она не могла обеспечить ожидаемого эффекта без активной поддержки банков.



    До кризиса 60 процентов «ГАЗелей» продавалось физическим лицам с привлечением кредитных ресурсов и 40 процентов - корпоративным клиентам и юридическим лицам. Что приходится наблюдать сегодня? Только в июне из 200 обращений в Сбербанк за кредитом на приобретение коммерческого автомобиля 185 оказались в «отказных». Тем не менее руководство компании не оставляет надежды договориться с банкирами. Сергей Георгиевич рассказал о личных встречах с первыми лицами Сбербанка. Да, кредитование в условиях кризиса сопряжено с большими рисками. «Группа ГАЗ» готова разделить эти риски с партнером применительно к кредитованию своих потенциальных покупателей. И, похоже, это предложение не осталось без внимания.

    План антикризисных мер корректировался по ходу развития рыночной ситуации. Увы, в сторону ужесточения. На других площадках Группы он изначально был более жестким, что позволило снизить там затраты на 40%, на нижегородской - только на 20%. Программа противостояния кризису предусматривает целый ряд проектов по разным направлениям, которые в настоящее время успешно реализуются. Один из них - проект реструктуризации долгов банкам (их сумма превышает 40 млрд. руб.), который ведет генеральный директор «Русских машин» (материнская компания «Группы ГАЗ») В.Г.Лукин. Наконец-то принято решение о выделении Группе «ГАЗ» 20 миллиардов рублей государственных гарантий. Это не деньги, пояснил Сергей Георгиевич. Это возможность перекредитовать кредитный портфель ГАЗа еще на 5 лет с погашением основной массы кредита через 2 года и отсрочкой выплаты процентов. Финансовые обязательства по выплате долга и обслуживанию кредитного портфеля компания будет выполнять без финансовой поддержки государства.

    Всего Группу кредитовало 18 банков. Договориться с ними о реструктуризации задолженности было довольно сложно, поскольку каждый преследует свои интересы. Но по большому счету эта проблема уже решена.

    Аналогичная работа ведется с поставщиками Группы. С главными поставщиками металла договориться об отсрочке погашения задолженности удалось. Поэтому все разговоры о неизбежном банкротстве ГАЗа не имеют под собой никакой почвы. Продолжается реализация проекта по снижению затрат. Уже достигнуты неплохие результаты, но источников и ресурсов для экономии остается еще много. Еще одно направление - сокращение оборотного капитала, за счет чего мы и продержались в первом полугодии. Речь идет об уменьшении дебиторской задолженности, остатков готового продукта, незавершенки, товарно-материальных запасов. Общий объем экономии от уменьшения оборотного капитала составил 9 миллиардов рублей. От снижения себестоимости в целом по году компания получила 4,5 миллиарда рублей. Запущен проект сокращения затрат на персонал. Фонд оплаты труда (ФОП) уменьшился на 2 миллиарда, то есть это далеко не самый главный показатель снижения затрат.

    Следующий комплекс антикризисных мер - реструктуризация самой компании. Ведь что такое ГАЗ? Это предприятие, мощности которого по всем технологическим переделам позволяют производить 300 тысяч автомобилей в год. Если эти мощности не используются в полном объеме, то они неоправданно отягощают структуру себестоимости выпускаемого продукта. В нормальных условиях постоянные затраты (на содержание зданий, сооружений, инфраструктуры) составляют 12-15 процентов. На ГАЗе в январе они достигли 50 (!) процентов. Конечно же, их необходимо уменьшать. И эта работа активно ведется: на это нацелены проекты по стягиванию нижегородской площадки, «перетаскиванию» отдельных технологических переделов на другие площади. Опыт использования таких мер показывает, что они очень эффективны. С.Г.Занозин привел пример с Курганским автобусным заводом, реструктуризация которого позволила снизить постоянные затраты на 40 процентов. Это необходимо делать и на нижегородской площадке, тем более что в этом году при низком уровне спроса на рынке планируется выпустить не более 70 тысяч автомобилей. Или находить возможности для загрузки мощностей. Как это происходит, к примеру, в Дивизионе «Автокомпоненты». Даже при крайне низкой активности рынка доля продукции, продаваемой им на сторону, становится все более значимой в общем объеме. Сегодня на конвейер отсюда отправляется 60 процентов всей продукции, а 40 - составляют запчасти и другие переделы для нужд сторонних заказчиков. Загрузка мощностей способствует и снижению затрат.

    Все эти меры, предпринимаемые компанией, позволили ей выйти практически на безубыточную работу. При том минимальном спросе, который существует сегодня на рынке, безубыточность возможна при плане производства - 5 тысяч автомобилей в месяц. Тем не менее, подчеркнул С.Г.Занозин, надо продвигаться дальше, как бы трудно это ни было.

    Сокращение управленческих расходов, коммерческих остатков готовой продукции, дебиторской задолженности, незавершенного производства позволило Группе закончить первое полугодие без задолженностей по заработной плате, энергетике и налогам. Исключение - нижегородская площадка. По словам председателя правления Группы, оттягивание с сокращением персонала привело к тому, что на 1 июня образовалась задолженность, которую компенсировали за счет работы других дивизионов компании. Но возникшие проблемы лишний раз показывают, к чему приводит половинчатость решений. Принимать непопулярные меры все равно пришлось. На нижегородской площадке предстоит сократить 8 тысяч человек. Сергей Георгиевич подчеркнул, что это вполне осознанное решение, отметив, что будет сделано все возможное, чтобы сократить персонал не на 8000, а на 6500 человек. В противном случае неизбежны задолженности по заработной плате, сначала - на месяц, а потом - на два и на три. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. За ситуацией по своевременности перечисления заработной платы пристально следит прокуратура. А самое главное, все эти меры необходимы для того, чтобы завод не останавливался, продолжал работать, выпускать продукцию и развиваться даже в таких неблагоприятных условиях.

    Говоря о персонале, подчеркнул С.Г.Занозин, что сокращения меньше всего коснутся производственного персонала, в большей - РСС. Это очень болезненная мера, но именно она позволит компании обеспечить безубыточное производство на всех площадках и нормальную зарплату для тех, кто останется.

    Руководство компании принимает все возможные меры, чтобы расшевелить рынок, стучится в двери Правительства, Президента, чтобы были приняты необходимые и уже обещанные решения. Так, буквально недавно С.Г.Занозин вместе с губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым встречались в Москве с министром здравоохранения и социального развития Т.А.Голиковой. Разговор шел о необходимости запуска программы по переобучению работников, высвобождаемых на нижегородской площадке Группы. Это должно смягчить ситуацию на рынке труда в регионе. Будем надеяться на положительное решение.

    Сергей Георгиевич обратился к присутствующим в зале управляющим производств с просьбой встретиться с каждым человеком, которому предстоит сокращение, поблагодарить его за работу в компании, чтобы он не ушел обиженным или даже озлобленным. К людям нужно отнестись по-человечески. Не исключен и такой вариант развития событий, что их удастся пригласить на работу снова, когда кризис закончится. И, разумеется, надо подумать о людях, которые остаются. Их гораздо больше. И им нужно обеспечить достойную заработную плату. На это нацелены программы по упорядочению затрат на персонал. Они позволят для производственных рабочих в ближайшее время выйти на средний уровень заработной платы прошлого года - 17 тысяч рублей. Принято решение перейти на односменный режим работы и пятидневную рабочую неделю.

    Вот такие меры, болезненные, но необходимые. Другого выхода просто нет, резюмировал Сергей Георгиевич.



    Предполагаемый сценарий развития событий выглядит достаточно оптимистично. Вот-вот начнется реализация антикризисной программы Минрегионразвития, на которую выделяется порядка 30 миллиардов рублей бюджетных средств. Правда, программа в большей степени затрагивает предприятия Группы, производящие автобусы и строительно-дорожную технику, в меньшей - нижегородскую промышленную площадку. Три миллиарда Группа рассчитывает получить в результате сотрудничества с государственной транспортной лизинговой компанией. Соответствующее соглашение уже подписано.

    Кроме того, хорошие перспективы просматриваются и в сфере кредитования покупателей автотехники. Банки начали потихоньку приходить в себя и выдавать кредиты без дополнительных залогов, как делали это еще совсем недавно. К тому же, это те кредитные ресурсы, которые предоставило банкам государство для стимулирования покупательной способности граждан, и оно контролирует целевое использование этих средств.

    Задача на ближайшее будущее - активно заниматься продажами. На увеличение объема продаж нашей автотехники направлены специальные меры, разработанные дирекцией по продажам и маркетингу. К концу III квартала они должны принести ощутимые результаты. Объем продаж планируется довести до 6-8 тысяч. Это и сможет обеспечить успех компании.

    Если сегодня главное - сохранить жизнеспособность предприятия, и для этого есть все предпосылки, то на ближайшую перспективу приоритетной становится задача вывести на рынок новый продукт. Без него посткризисное развитие компании невозможно! В этом не должно быть никаких сомнений, заявил председатель правления Группы. В настоящее время в компании запущена программа по подготовке производства «ГАЗели» с улучшенными потребительскими свойствами. В I квартале 2010 года эта машина появится на рынке. В это же время будут собраны первые образцы нового поколения коммерческих автомобилей «ГАЗель-3», работа в этом направлении продолжается. Кроме того, продолжаются активные поиски партнеров для организации сборки легковых автомобилей других марок на мощностях ГАЗа. Переговоры ведутся с целым рядом иностранных автопроизводителей.

    Таковы предпринимаемые меры. Предварительные результаты этой работы вселяют уверенность в том, что компания преодолеет все трудности и выйдет из кризиса обновленной и готовой к борьбе за свое место под солнцем на автомобильном рынке.

    После обзора и анализа ситуации, в которой находится компания, Сергей Георгиевич ответил на вопросы профсоюзных лидеров. Последних больше всего волновало предстоящее увольнение работников, чей опыт, знания, квалификация не один год были востребованными компанией и которые наверняка пригодились бы ей и в будущем, об отказе от комплектации «ГАЗелей» двигателями ЗМЗ, о судьбе завода легковых автомобилей и его персонала, о приостановке выплат премий и других стимулирующих надбавок.

    В заключении своего выступления Сергей Георгиевич поблагодарил профсоюзных активистов за терпеливую работу с людьми в сложившихся условиях, за понимание необходимости предпринимаемых компанией жестких мер, без которых выйти из кризиса и продолжать жить и работать дальше не представляется возможным.

    По материалам газеты «Автозаводец», №101 от 14.07.2009г.




работы


Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

Карта сайта


Отдых южный...
Отдых в лагере ...


В июле ...
В августе ...

"ДОЛ"
График заездов

Ознакомиться

Ознакомиться


© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2017)