ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я выбираю Профсоюз!

ОБРАЩЕНИЕ


ОБРАЩЕНИЕ


СОВЕЩАНИЯ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

 

Профсоюзная ХРОНИКА

      26-30 марта 2007 года в г.Московский Московской области состоялся семинар для профсоюзного актива на тему: "Вступление России в ВТО: экономические и социальные последствия для автомобильной промышленности России".

    Проводили семинар эксперт Профсоюза ИГ-Металл Генхард Какалик из Германии, председатель профсоюза работников АСМ РФ Андрей Александрович Фефелов и его заместитель Виктор Михайлович Горенков.

    Профсоюзную организацию Горьковского автозавода представляли председатель профкома О.П.Второв, руководитель департамента организационного развития С.М.Сиражудинов и председатель профкома ПКС Н.И.Кузнецов.



    В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:

  • О ВТО, его целях, задачах и функциях организации проинформировал эксперт Профсоюза ИГ-Металл Генхард Какалик.

  • О состоянии и перспективах российского автомобильного рынка накануне вступления России в ВТО доложил Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Коровкин Игорь Алексеевич.

  • Об условиях присоединения России к ВТО, о проблемах обеспечения конкурентоспособности отечественной автомобильной промышленности рассказал Советник Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Батанин Виктор Викторович.

  • О позиции МФМ по вопросу присоединения России к ВТО высказался представитель Международной Федерации Металлистов России (МФМ) Вадим Борисов.

  • Вводный доклад на тему "Глобализация" сделал первый секретарь и руководитель социального отдела Посольства Германии в Москве Норберт Кляйн. В ходе доклада были рассмотрены ответы на такие вопросы как "Что такое глобализация?", "Каково современное состояние глобализации?", "Положительный и отрицательные последствия глобализации и их влияние на положение наемных работников".

  • О позиции профсоюза ИГ Металлик по отношению глобализации рассказал собравшимся Герхард Какалик.

  • Г.Какалик и В.Горенков провели занятия в рабочих группах по теме: "Роль профсоюза в преодолении негативных социальных последствий глобализации и присоединения России к ВТО".

  • О перспективах развития национального машиностроения в связи с вступлением в России в ВТО доложил начальник управления Исполнительной дирекции Союза работодателей машиностроения России.

  • Участники семинара провели круглый стол: "Позиция профсоюза АСМ РФ по присоединению России к ВТО. Задачи на ближайшую перспективу".



    Из материалов для участников семинара:


    Позиция профсоюза ACM РФ по вступлению
    Российской Федерации во Всемирную торговую организацию


        Решение о целесообразности вступления России в ВТО принято политическим руководством страны в качестве необходимой предпосылки интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему. Эта задача форсированно реализуется в настоящее время Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В ежегодном послании Президента на 2002 г. содержится тезис о том, что ВТО - это не абсолютное зло и не абсолютное добро, а всего лишь инструмент, с помощью которого можно влиять на формирование правил мировой торговли. Тем не менее, профсоюз АСМ РФ исходит из того, что условия присоединения России к ВТО самым серьезным образом затрагивают интересы предприятий автомобилестроения, подшипниковой промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, сотен тысяч трудящихся отрасли, а, значит, не могут быть делом только правительства и иных органов государственной власти.
        Профсоюз АСМ считает недопустимым положение, при котором содержание переговоров и предлагаемые условия вступления известны лишь узкому кругу высших должностных лиц, в то время как переговоры ведутся с 1995 года. Процесс подготовки России к вступлению в ВТО, должен осуществляться с привлечением к нему профессиональных союзов, включая профсоюз АСМ РФ, и объединений работодателей, в том числе Союз работодателей машиностроения России, на основе декларируемых правительством принципов социального партнерства, а сами переговоры об условиях внешнеторговых отношений необходимо, как минимум, дополнить прогнозом воздействия тех или иных условий присоединения к ВТО на развитие отраслей экономики, анализом возможных негативных социальных последствий, системой мер, направленных на предупреждение негативных последствий.
        Вступление в ВТО - один из факторов, которые могут оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие России. В более широком плане мировая интеграция экономики, формирование единого мирового финансового и информационного пространства на базе самых современных технологий, а также все более проявляющаяся глобализация рынка труда, - процессы объективные. Суть позиции профсоюза АСМ РФ состоит не в отрицании глобализации, противодействии вступлению России в ВТО, интеграции в мировое экономическое и социальное пространство, а в требовании обеспечить приемлемые условия присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации, защищающие суверенитет, экономическую безопасность страны, интересы отраслей народного хозяйства, предприятий, трудящихся, всего населения.
        Профсоюз АСМ РФ призывает правительство Российской Федерации к конструктивному взаимодействию при решении проблемы вступления России в ВТО.

    Что такое Всемирная торговая организация

        Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), которое действовало с 1947 года в целях либерализации международной торговли, снижения торговых барьеров между органами. С 1 января 1995 года па базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), соблюдающий пес договоренности, достигнутые в рамках ГАТТ.
        ВТО сострит из нескольких многосторонних, обязывающих соглашений, устанавливающих правила, которым должны следовать члены организации в своей внешнеэкономической и внутриэкономической политике (и части, касающейся международной конкуренции).
        ВТО регулирует свыше 92% мировой торговли.
        Членами ВТО на сегодняшний день являются 142 стран мира, в том числе, все крупные государства - за исключением России, Казахстана, Китая и Украины. Эти страны ведут переговоры о присоединении, причём Китай находится на их заключительной стадии. Членами ВТО уже стали некоторые участники СНГ: Киргизия, Грузия, Молдова.
        Россия (и ещё более 30 государств мира) имеет в ВТО статус наблюдателя.
        При присоединении к ВТО каждая страна-член организации:
    1) обязуется соблюдать общие для всех правила международной торговли;
    2) принимает специфические обязательства по условиям доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг. Эти обязательства косят индивидуальный характер, фиксируются отдельно для каждой присоединяющейся страны и являются предметом переговоров.
        Специфические обязательства касаются:
  • по товарам - установления максимально допустимых размеров таможенных пошлин по всем позициям товарной номенклатуры;
  • по услугам - регулирования иностранной конкуренции (например, через ограничении по капиталу, персоналу, а также путём дополнительных требовании к учреждению и деятельности иностранных компании).
        По заверениям Минэкономразвития России, членство в ВТО означает не безусловное открытие экономических границ, а защиту национальных производителей и внутреннего рынка с соответствии со строго установленными правилами. В рамках организации действует система наблюдения за выполнением обязательств и механизм разрешения торговых споров. В настоящее время усилена дисциплина внутри организации путем ужесточения требований к выполнению обязательств членами ВТО.

    Основополагающие принципы ВТО

        1. Равный режим доступа товару или услуге (или их поставщикам) на рынок.
        2. Прозрачность (транспарентность) и гласность торговой политики. Любые нормы, затрагивающие, условия внешнеэкономических следок и, следовательно, интересы поставщиков товаров и услуг, должны быть опубликованы до их введения. Эти нормы касаются: сертификации и технических требований; государственных субсидий дли поддержки производства; экспортных субсидий; лицензирования; защитных мер; антидемпинговых и компенсационных мер: методов таможенной оценки; таможенных процедур; вопросов защиты интеллектуальной собственности; инвестиционной политики (ей торговых аспектов); государственных закупок и других областей внешнеторгового регулирования.
        3.Стабильность и предсказуемость торгового режима. Член ВТО не может повысить ставку импортного тарифа или ограничить доступ на рынок услуг в большей степени, чем это определено в его обязательствах.
        4. Ограничение государственного вмешательства в международную торговлю. Соглашения ВТО систематизируют инструменты внешнеэкономического регулирования и определяют условия и порядок их введения и отмены, что, по заверениям правительственных чиновников высокого ранга, достаточно для соблюдении государственных интересов по всех необходимых случаям.
        5. Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

    Современное положение России на мировом рынке

        Россия является важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависит от мировой конъюнктуры.
        Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Сегодня против России применяется более сотни необоснованных мер дискриминационного характера. Ежегодный прямой ущерб от них, по оценке Министерства экономического развития и торговля Российской Федерации, 1,5-2 млрд. долларов. Количественные ограничения (квоты), в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и других товаров, которые Россия готова экспортировать.
        Россия фактически изолирована от современных механизмов урегулирования торговых споров и от участия в разработке новых правил международной торговли, где её интересы не учитываются.

    Актуальность для России вступления в ВТО

        1. В последнее время роль ВТО значительно возросла: расширилась компетенция этой организации за счёт торговли услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями, продукцией сельского хозяйства.
        2. Практически все крупные государства мира являются членами ВТО. Кроме того, идёт процесс её расширения за счёт стран Центральной и Восточной Европы; ряд развивающихся стран также ведёт переговоры о присоединении к мировой торговой системе.
        3. Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, определяя динамику многих макроэкономических параметров. И сегодня крайне важно создать условия для дальнейшего развитая внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях роста конкурентоспособности экономики и повышения стандартов уровня жизни населения.
        4. По информации министра экономического развития и торговли: Российской Федерации Г. Грефа, вступление России в ВТО сегодня очень важно для страны, поскольку через три года ВТО собирается вводить понятия не только торгового демпинга, но и социального и экологического демпинга.
        Если заработная плата в Российской Федерации будет намного ниже заработной плати в странах - её торговых партнёрах, то члены ВТО смогут ввести специальные компенсационные пошлины (против социального демпинга).
        Если страны-члены ВТО сочтут недостаточными затраты России на природоохранную деятельность, то смогут ввести специальные экологические пошлины (против экологического демпинга).
        Чтобы избежать подобных ситуаций, по мнению Грефа, России необходимо в течение трёх лет стать членом ВТО и принять участие г. переговорах по дальнейшей либерализация мировой экономики (а не повышать в стране зарплату и затраты на природоохранные мероприятия).

    Обязательства России: блоки проблем
    (формулировки общие и упрощённые)

        1.Установить максимально допустимые для ВТО пределы импортных таможенных пошлин ("связать" их) па промышленные товары по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением до определённой величины и сечение 5-7 лег.
        2.Установить максимально допустимый для ВТО уровень импортных пошлин на продукцию сельского хозяйства. Принять обязательства по уровню государственных субсидии сельскому хозяйству (на региональном и федеральном уровнях), в том числе по налоговым льготам, льготному кредитованию, специальным транспортным тарифам, поставкам сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.
        3.Принять на себя комплекс обязательств по доступу импортных услуг на внутренний рынок.
        4.Принять на себя комплекс обязательств по допуску иностранных компаний к конкурсам на проведение закупок продукции для государственных нужд.
        5.Внести определённые изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО (речь идёт об упрощении норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле; об изменении российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений).

    Социально-экономические последствия
    для России от присоединения к ВТО

        По мнению Минэкономразвития России, точный и полный расчёт экономических последствий вступления страны в ВТО объективно невозможен. Только после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений ВТО могут быть сделаны более или менее достоверные оценки влияния участия в ВТО на российскую торговлю, регулирование торговых конфликтов, а также влияния законодательства, адаптированного к нормам ВТО, на развитие экономики России.
        Из того, что ни одна из стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышли из ВТО, а остальные стремятся в неё вступить, специалисты Минэкономразвития России заключают, что членство в ВТО не только не препятствует реализации национальных интересов, но и способствует их достижению.

    а) Ожидаемые выгоды
        1.Перевод торгово-экономические отношений на современную, равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу.
        2.Устранение дискриминационных подходов в отношении российского экспорта. Например, в отношении России нельзя будет применять антидемпинговые меры худшим способом, чем по отношению к другим странам. Ныне действующие в отношении России антидемпинговые меры должны быть пересмотрены и отменены или приведены в соответствие с нормами и правилами этой организации.
        3.Расширение доступа конкурентоспособной отечественной продукции на мировые рынки; свобода транзита для российских товаров.
        4.Доступ России к механизму урегулирования торговых споров, который даёт возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая членов ВТО - торговых партнёров России от произвольных односторонних действий, с чем Россия сталкивается всё чаще.
        5.Непосредственное участие России в выработке правил международной торговли; возможность продвижения российских интересов в формировании международного торгового режима.
        6.Повышение инвестиционной привлекательности России как для внешних инвесторов, так и для собственных предпринимателей (вследствие внедрения норм и правил ВТО в российскую законодательную практику, создания стабильной и предсказуемой среды для инвестиционных решений); внедрение в российскую экономическую действительность опыта регулирования рыночной экономики, апробированного международным сообществом на практике.
        7.Создание лучших условии для интеграции в рамках СНГ, укрепление роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создание оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству.
        8.Обретение статуса цивилизованной страны с рыночной экономикой.

    б) Негативные последствия (имеют исключительно экономический характер и действительно неизбежны)
        1. Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий.
        2. Возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами: эскортный тариф, антидемпинговые тарифы, защитные тарифы, компенсационные тарифы
        3. Для потенциальных российских партнёров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей - по истечении довольно длительного времени (речь идет о периоде в 7-10 лет), если реализуются, конечно. Страны-члены ВТО более, чем Россия, заинтересованы в её скорейшем присоединении к организации, поскольку они получат широкий доступ на внутренний российский рынок и к её природным ресурсам.
        4. Резкое сокращение доходов федерального бюджета вследствие снижения так называемых тарифных планов и значительного сокращения общего средневзвешенного уровня таможенных тарифов.

    в) Дискуссионные моменты
    Аргументы против присоединения
    Контраргументы
    России потеряет возможность принимать законы, которые она считает необходимыми, и проводить суверенную экономическую политику Россия давно не самостоятельна в принятии решений. Её суверенитет ограничивают более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Ряд договоров, таких как Договор к Энергетической хартии, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС, содержат (в том числе через прямую ссылку на конкретные статьи соглашений ВТО) обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. С другой стороны, сегодня решение ряда важных макроэкономических задач невозможно без использования уже накопленного опыта других стран.
    Россия лишится возможности защиты отечественных товаропроизводителей (а) тариф будет связан, (б) субсидии ограничены А: 1) Уровень "связывания" тарифа - вопрос переговоров; 2) можно будет применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции; А) в критических случаях Россия сможет выйти из "связывания" тарифа. Б: Запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не предоставляются. Субсидирование аграрного сектора - 1) пока разрешено ВТО; 2) уровень его является предметом переговоров.
    Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесёт ущерб ей национальным интересам. Это тоже вопрос переговоров. Проектом обязательств России предусмотрены некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранный конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В 6 секторах услуг доступ услуг ограничен. В критических случаях можно выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.
    Участие в ВТО приведёт к росту расходов федерального бюджета Членский взнос и расходы на содержание аппарата не превышают в год 2 миллионов долларов США.
    Участие в ВТО потребует серьёзных изменений в работе Правительства Речь может идти только о подготовка квалифицированных госслужащих, хотя задача достаточно непростая.


    Перспективы переговорного процесса

        Сроки вступления России в ВТО зависят от достижения договоренностей между Россией и её основными торговыми партнёрами.
        Правительство Российской Федерации взяло курс на интенсификацию переговорного процесса путём:
        а) проведения экономически значимых переговоров по услугам;
        б) поиска развязок на переговорах по сельскохозяйственной проблематике;
        в) приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО.

    Круг проблем, с которыми может столкнуться Россия как член ВТО

        Обозначим некоторые.
        1. Реализация новых возможностей для расширения экспорта промышленных товаров в ближайшее время представляется проблематичным.
        Причины этого:
        а) состояние стагнации большинства высокотехнологичных отраслей производства продукции гражданского назначения;
        б) структурные сдвиги в пользу производства энергосырьевых товаров, которое реализует свои инвестиционные потребности за счёт импорта оборудования.
        До завершения структурных преобразований в экономике Россия вряд ли сумеет реально воспользоваться выгодами от участия в ВТО.
        2. Конкурентоспособность России в сфере торговле услугами значительно ниже, чем в сфере торговли товарами. Отечественный рынок услуг слабо развит, не имеет соответствующей законодательной базы, практически не оформлен организационно в союзы и ассоциации для выработки согласованных позиций к развитию его отдельных секторов, как это имеет место за рубежом.
        3. Рынок госзакупок в России пока не сформирован, и присоединение России к Соглашению ВТО по правительственным закупкам, предусматривающему допуск иностранных компаний к участию в поставках товаров для государственных нужд, прямая угроза отечественному товаропроизводителю.
        4. Присоединение России к так называемым "секторальным инициативам", на чём настаивает ключевая группа ВТО "квадро" (США, ЕС, Канада и Япония), предусматривает нулевые импортные ставки или их значительное снижение по 13 укрупнённым товарным группам.
        "Нулевой вариант" касается ликвидации пошлин на продукцию фармацевтики, мебель; медицинское, научное, строительное, сельскохозяйственное оборудование; изделия из бумаги, сталь, игрушки, пиво и крепкие спиртные напитки.
        Соглашение по "гармонизации" пошлин на химические товары предполагает снижение ставок до 5,5-6,5 %.
        Соглашение по торговле гражданской авиатехникой предусматривает отмену пошлин на летательные аппараты и запасные части, а также отказ от субсидирования.
        Соглашение по информационным технологиям предполагает ликвидацию пошлин по 400 товарным позициям, в том числе на компьютеры и компоненты, программное и информационное обеспечение.
        Соответствующие отрасли российской промышленности не готовы и не скоро будут готовы к такой открытой конкуренции.
        В то же время Правительство Российской Федерации может издать постановления, подобные Постановлению № 574 от 2 августа 2001 года "О некоторых вопросах регулирования временного ввоза авиационной техники иностранного производства", где, в частности, сказано (п. 4): "Росавиакосмосу и Министерству транспорта Российской Федерации внести в 2-месячный срок в установленном порядке в Комиссию Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения о снижении ставок ввозных таможенных пошлин для ввозимых в РФ воздушных судов иностранного производства, а также запасной; частей и комплектующих изделий иностранного производства, необходимых для отечественной гражданской авиатехники, аналоги которых в РФ не производятся".
        Это постановления означает, что "партнёры" России по КТО не удовлетворены нашими первоначальными тарифными предложениями и выдвигают более жёсткие требования к российским обязательствам. Вся ранее развернувшаяся борьба в отрасли за сохранение пошлин на иностранную авиатехнику и даже правительственные декларации об этом могут быть "похоронены", если авиатехника будет признана обычной гражданской продукцией. Значительный объём товаров народного потребления в авиационной промышленности вряд ли сможет конкурировать с товарами иностранного производства. Это приведёт к существенному снижению объемов производства и численности занятых " отрасли.

    Альтернатива форсированному вступлению России в ВТО

        На основе двусторонних соглашений, унаследованных от СССР, Россия уже пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле с основными партнерами, входящими в ВТО.
        Вступившее с 1 декабря 1997 года в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает распространение на взаимную торговлю большинства основополагающих норм ВТО.
        Кроме того, поставки на внешний рынок российского топлива и промышленного сырья не встречают каких-либо серьёзных торгово-политических барьеров.
        Альтернатива интеграции России в мировую экономику
        По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, России не нужна и смертельно опасна глобальная интеграция (синоним глобальной конкуренции), в которой выиграет сильнейший, но не Россия. России нужна интеграция региональная, а именно объединение двух центров региональной интеграции: ЕЭС и Китая со странами Юго-Восточной Азии. Объединённое евразийское экономическое пространство сможет конкурировать с американским. (США к этому моменту подтянут к себе Латинскую Америку и тоже получат разнородность территорий.)
        Глобальная интеграция для слабого означает вульгарный грабёж ресурсов. Глобальная интеграция для России - смерть.
        (Эту точку зрения также разделяют многие российские политики и экономисты.)





  • работы


    Выставка
    Выставка
    Выставка

    Карта сайта


    В июле ...
    В августе ...

    "МЕЧТА"
    График заездов

    Ознакомиться

    Ознакомиться


    © Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2017)