Сегодня в рубрике «Профсоюз в лицах» мы расскажем об уникальном человеке, ветеране труда и профсоюзного движения, заслуженном автозаводце Лыгиной Людмиле Степановне
Людмила Степановна родилась 24 сентября 1944 года.
Получив высшее образование по специальности «математик-вычислитель», пришла работать на Горьковский автозавод в 1969 оператором ИВЦ в УАСУ. Очень быстро зарекомендовала себя как грамотный специалист и была переведена на должность инженера-программиста, затем старшего инженера и начальника бюро по организации вычислительных работ.
В профсоюзе состоит с 1963 года (60лет!). Через год после трудоустройства на завод появилась у Людмилы Степановны первая общественная нагрузка – ее избрали профгрупоргом.
Организаторские способности, высокая требовательность, нацеленность на результат, врожденная тактичность и интеллигентность, проницательность и мудрость привлекли коллег, и в 1989 году Л.С.Лыгину избрали председателем профкома Управления автоматизированных систем управления (УАСУ), позже переименованного в Центр информационных систем (ЦИС), Центр информационных технологий и промэлектроники (ЦИТП).
До 2003 года она возглавляла эту крупную и сложную профсоюзную организацию, в 2004 году ушла на заслуженный отдых.
За время своей профсоюзной деятельности Людмила Степановна избиралась членом профкома ГАЗ (1994-1999, 1999-2004) и его президиума, членом организационно-массовой комиссии, два срока полномочий представляла нашу первичку на уровне отраслевого профсоюза – избиралась членом ЦК Профсоюза АСМ РФ (1995-2000, 2000-2004).
Людмила Степановна Лыгина была делегатом пяти Съездов профсоюза, на которых представляла интересы членов профсоюза Горьковского автозавода:
Л.С.Лыгина была инициатором выпуска и редактором информационного бюллетеня «Профсоюзная жизнь», который издавался с декабря 2002г. по январь 2007г.
В вестнике затрагивались довольно острые темы, и главному редактору приходили комментарии выпуска от генерального директора завода А.Г.Баранцева, регулярно их читающего.
Приведем один из них:
Как председатель профкома подразделения Людмила Степановна делал все возможное для организации качественного отдыха и санаторно-курортного лечения работников, снижения заболеваемости среди работающих,
Как опытный «профсоюзник», член комиссии по организационной работе, всегда оказывала своевременную методическую и практическую помощь более молодым коллегам.
Коллеги вспоминают, что на одной из сложных профсоюзных конференций Людмила Степановна начала свой доклад в стихотворной форме. Этот факт не остался даже без внимания журналистов корпоративной газеты «Автозаводец». И нам удалось найти в архивах и текст и публикацию в газете.
За высокие показатели в труде и развитие профсоюзного движение, защиту прав и интересов членов профсоюза Людмила Степановна Лыгина была отмечена заводским и профсоюзными наградами:
Перелистывая страницы истории
В одном из интервью с Л.С.Лыгиной в 2003 году обсуждалась ситуация, происходящая на ГАЗе и в профсоюзе, связанная с реструктуризацией. Когда создаются профсоюзные организации новых подразделений и при переводе из одной структуры в другую человек, порой, задумывается над вопросом: зачем мне нужен профсоюз?
И, к сожалению, не всегда выбирает выгодное для себя решение. Отсутствие полной достоверной информации о деятельности профсоюзной организации – тогда это был справедливый упрёк в адрес профкома завода и его подразделений.
Как оказалось, тема не нова. И комментарий Людмилы Степановны событий, происходящих 20 лет назад, актуален и сегодня:
«Раньше, когда профсоюзное движение было вписано в государственную систему, никто даже не задавал себе такого вопроса. Человек просто автоматически становился членом профсоюза.
Сумма оплаты больничного листа зависела от профсоюзного стажа, организацией санаторно-курортного лечения также занимался профсоюз. Профсоюз курировал многие другие социальные программы.
Сейчас наше общество перешло в новую социально-экономическую формацию. Появились новые отношения между работодателем и наёмными работниками. И когда они вступают в производственные отношения, каждый преследует свои цели.
Перед работодателем стоит задача максимального получения прибыли. А поскольку заработная плата работников является частью себестоимости, работодателю выгодно иметь дешёвую рабочую силу.
А у наёмного работника другая цель – как можно дороже продать свою рабочую силу.
Это противоречие объективно, существует независимо от того, кто возглавляет предприятие.
Профсоюз – активная часть работников, представляет и отстаивает интересы работников. Давайте пофантазируем: представим, что на предприятии нет профсоюза вообще. Тогда кто встанет на защиту работника?
Профсоюз – единственная общественная организация, которая законом наделена правами по защите социально-экономических интересов работников. А работодатель обязан выполнять законные требования профсоюза. Роль и значение профсоюзной организации регламентируются Трудовым кодексом РФ».
В том же интервью был задан и вопрос о коллективном договоре – основном документе, регламентирующем взаимоотношения работников и работодателя на предприятии и какое значение в мотивации профсоюзного членства, имеет этот документ?
И вот что ответила Людмила Степановна:
«Надо отдать должное руководству автозавода, что оно не отказалось от заключения коллективного договора.
Наш коллективный договор я не считаю сильным, так как утрачены некоторые социальные льготы, предоставляемые коллективу раньше. Но то, что коллективный договор существует, это хорошо.
Коллективный договор стоит работодателю немалых денег. И когда член профсоюза задаёт себе или своему председателю профкома вопрос - зачем мне нужен профсоюз? – я предлагаю поразмыслить над цифрами.
Знаете, я провела анализ коллективного договора и попыталась ответить на вопрос: а что дал коллективный договор работникам ЦИС?
И я вышла на неожиданную даже для себя цифру – около 2 млн. рублей!
Назову лишь основные слагаемые этой суммы.
Первое, работодателю выгодно иметь здорового работника. Поэтому из фонда предприятия выделяются средства на санаторно-курортное лечение работников.
В прошлом году работники ЦИС получили дотацию на путёвки в размере 400 тыс. рублей. Детские путёвки – ещё 63 тыс. руб., новогодние детские подарки – 25 тыс. руб.
Очень большие средства по материальной помощи к отпуску. Официально эта строчка коллективного договора называется «Вознаграждение за стаж работы».
Кстати, профсоюзный комитет два года боролся за эту строчку коллективного договора. В 2001 году нам не удалось её отстоять, а в прошлом добились. Так вот, в прошлом году вознаграждение за стаж для работников ЦИС составило 901200 рублей.
Итог: через коллективный договор работники ЦИС получили дополнительно почти 2 млн. рублей! А все вместе мы заплатили профсоюзных взносов – 350 тысяч рублей. Каждый вложенный через профсоюзные взносы рубль приносит пять рублей прибыли!
Уважаемые автозаводцы, сравните две цифры и сделайте правильный выбор!»