Лыгина Людмила Степановна

Лыгина Людмила Степановна

Представляем Вам участника проекта "Профсоюз в лицах" -  ветерана труда и профсоюзного движения, заслуженного автозаводца Лыгину Людмилу Степановну.
Лыгина Людмила Степановна
10 ноября 2023 года.

Сегодня в рубрике «Профсоюз в лицах» мы расскажем об уникальном человеке, ветеране труда и профсоюзного движения, заслуженном автозаводце Лыгиной Людмиле Степановне

Людмила Степановна родилась 24 сентября 1944 года.

Получив высшее образование по специальности «математик-вычислитель», пришла работать на Горьковский автозавод в 1969 оператором ИВЦ в УАСУ. Очень быстро зарекомендовала себя как грамотный специалист и была переведена на должность инженера-программиста, затем старшего инженера и начальника бюро по организации вычислительных работ.

В профсоюзе состоит с 1963 года (60лет!). Через год после трудоустройства на завод появилась у Людмилы Степановны первая общественная нагрузка – ее избрали профгрупоргом.

Организаторские способности, высокая требовательность, нацеленность на результат, врожденная тактичность и интеллигентность, проницательность и мудрость привлекли коллег, и в 1989 году Л.С.Лыгину избрали председателем профкома Управления автоматизированных систем управления (УАСУ), позже переименованного в Центр информационных систем (ЦИС), Центр информационных технологий и промэлектроники (ЦИТП).

До 2003 года она возглавляла эту крупную и сложную профсоюзную организацию, в 2004 году ушла на заслуженный отдых.

За время своей профсоюзной деятельности Людмила Степановна избиралась членом профкома ГАЗ (1994-1999, 1999-2004) и его президиума, членом организационно-массовой комиссии, два срока полномочий представляла нашу первичку на уровне отраслевого профсоюза – избиралась членом ЦК Профсоюза АСМ РФ (1995-2000, 2000-2004).

Людмила Степановна Лыгина была делегатом пяти Съездов профсоюза, на которых представляла интересы членов профсоюза Горьковского автозавода:

  • 1990 – IV Съезд профсоюза рабочих АСМ
  • 1991 – I Учредительный Съезд профсоюза рабочих АСМ РСФСР
  • 1995 – II Съезд профсоюза рабочих АСМ РФ
  • 2000 – IV Съезд профсоюза рабочих АСМ РФ
  • 2005 – V Съезд профсоюза рабочих АСМ РФ

    Л.С.Лыгина была инициатором выпуска и редактором информационного бюллетеня «Профсоюзная жизнь», который издавался с декабря 2002г. по январь 2007г.

    В вестнике затрагивались довольно острые темы, и главному редактору приходили комментарии выпуска от генерального директора завода А.Г.Баранцева, регулярно их читающего.

    Приведем один из них:

  • «Согласен с Л.С.Лыгиной: «Все познается в сравнении», «Большое внимание необходимо уделить подготовке проекта колдоговора будущего года»
  • «Не согласен с подчеркнутой фразой, прозвучавшей в УКЭР. Для работающих Горьковского автомобильного завода должны быть и достойная зарплата, и праздники, и спортивные мероприятия».

    Как председатель профкома подразделения Людмила Степановна делал все возможное для организации качественного отдыха и санаторно-курортного лечения работников, снижения заболеваемости среди работающих,

    Как опытный «профсоюзник», член комиссии по организационной работе, всегда оказывала своевременную методическую и практическую помощь более молодым коллегам.

    Коллеги вспоминают, что на одной из сложных профсоюзных конференций Людмила Степановна начала свой доклад в стихотворной форме. Этот факт не остался даже без внимания журналистов корпоративной газеты «Автозаводец». И нам удалось найти в архивах и текст и публикацию в газете.

    И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Людмила Степановна, в составе совета ветеранов профсоюзной организации находится в гуще события, присутствует на профсоюзных конференциях и слетах профгрупоргов, выполняя почетную миссию, говорит напутственные слова и вручает профсоюзные билеты новичкам.

    За высокие показатели в труде и развитие профсоюзного движение, защиту прав и интересов членов профсоюза Людмила Степановна Лыгина была отмечена заводским и профсоюзными наградами:

  • Знак «Победитель соцсоревнования» (1975)
  • Почетная грамота Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и ЦК Профсоюза (1987, 1994)
  • Почетное звание «Заслуженный автозаводец»» (1998)
  • Благодарственное письмо ППО в ОАО «ГАЗ» (2016),
  • Почетная грамота Обкома (2004), Облсовпрофа (2001), ЦК (1994, 1999, 2001), ФНПР (1999, 2000)
  • Юбилейная грамота ЦК Профсоюза АСМ РФ (2021)
  • Юбилейная медаль «30 лет Профсоюзу АСМ РФ» (2021)
  • Нагрудный знак ЦК Профсоюза АСМ «За заслуги перед профсоюзом» (2004)

    Перелистывая страницы истории

    В одном из интервью с Л.С.Лыгиной в 2003 году обсуждалась ситуация, происходящая на ГАЗе и в профсоюзе, связанная с реструктуризацией. Когда создаются профсоюзные организации новых подразделений и при переводе из одной структуры в другую человек, порой, задумывается над вопросом: зачем мне нужен профсоюз?

    И, к сожалению, не всегда выбирает выгодное для себя решение. Отсутствие полной достоверной информации о деятельности профсоюзной организации – тогда это был справедливый упрёк в адрес профкома завода и его подразделений.

    Как оказалось, тема не нова. И комментарий Людмилы Степановны событий, происходящих 20 лет назад, актуален и сегодня:

    «Раньше, когда профсоюзное движение было вписано в государственную систему, никто даже не задавал себе такого вопроса. Человек просто автоматически становился членом профсоюза.

    Сумма оплаты больничного листа зависела от профсоюзного стажа, организацией санаторно-курортного лечения также занимался профсоюз. Профсоюз курировал многие другие социальные программы.

    Сейчас наше общество перешло в новую социально-экономическую формацию. Появились новые отношения между работодателем и наёмными работниками. И когда они вступают в производственные отношения, каждый преследует свои цели.

    Перед работодателем стоит задача максимального получения прибыли. А поскольку заработная плата работников является частью себестоимости, работодателю выгодно иметь дешёвую рабочую силу.

    А у наёмного работника другая цель – как можно дороже продать свою рабочую силу.

    Это противоречие объективно, существует независимо от того, кто возглавляет предприятие.

    Профсоюз – активная часть работников, представляет и отстаивает интересы работников. Давайте пофантазируем: представим, что на предприятии нет профсоюза вообще. Тогда кто встанет на защиту работника?

    Профсоюз – единственная общественная организация, которая законом наделена правами по защите социально-экономических интересов работников. А работодатель обязан выполнять законные требования профсоюза. Роль и значение профсоюзной организации регламентируются Трудовым кодексом РФ».

    В том же интервью был задан и вопрос о коллективном договоре – основном документе, регламентирующем взаимоотношения работников и работодателя на предприятии и какое значение в мотивации профсоюзного членства, имеет этот документ?

    И вот что ответила Людмила Степановна:

    «Надо отдать должное руководству автозавода, что оно не отказалось от заключения коллективного договора.

    Наш коллективный договор я не считаю сильным, так как утрачены некоторые социальные льготы, предоставляемые коллективу раньше. Но то, что коллективный договор существует, это хорошо.

    Коллективный договор стоит работодателю немалых денег. И когда член профсоюза задаёт себе или своему председателю профкома вопрос - зачем мне нужен профсоюз? – я предлагаю поразмыслить над цифрами.

    Знаете, я провела анализ коллективного договора и попыталась ответить на вопрос: а что дал коллективный договор работникам ЦИС?

    И я вышла на неожиданную даже для себя цифру – около 2 млн. рублей!

    Назову лишь основные слагаемые этой суммы.

    Первое, работодателю выгодно иметь здорового работника. Поэтому из фонда предприятия выделяются средства на санаторно-курортное лечение работников.

    В прошлом году работники ЦИС получили дотацию на путёвки в размере 400 тыс. рублей. Детские путёвки – ещё 63 тыс. руб., новогодние детские подарки – 25 тыс. руб.

    Очень большие средства по материальной помощи к отпуску. Официально эта строчка коллективного договора называется «Вознаграждение за стаж работы».

    Кстати, профсоюзный комитет два года боролся за эту строчку коллективного договора. В 2001 году нам не удалось её отстоять, а в прошлом добились. Так вот, в прошлом году вознаграждение за стаж для работников ЦИС составило 901200 рублей.

    Итог: через коллективный договор работники ЦИС получили дополнительно почти 2 млн. рублей! А все вместе мы заплатили профсоюзных взносов – 350 тысяч рублей. Каждый вложенный через профсоюзные взносы рубль приносит пять рублей прибыли!

    Уважаемые автозаводцы, сравните две цифры и сделайте правильный выбор!»

  • Возврат к списку