ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ - это твое активное СЕГОДНЯ, переходящее в уверенное ЗАВТРА!

1-е мая


ВЕХИ ИСТОРИИ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"Под цехом ГАЗа найден танк Т-70 "




      ...Этот экспонат музея истории ГАЗа сильно отличается от других, блестя-щих лакированными боками. И комплектность у него нарушена, и сам он не автомобиль. Он - танк. Точнее, остов танка, который в 2008 году откопали во время ремонта в цехе металлопокрытий.

      Cнимая старые полы в цехе, рабочие неожиданно наткнулись на что-то металлическое. Стали раскапывать, и вскоре их взору предстал остов танка. Без башни, гусениц и «начинки», но перепутать с чем-либо Т-70 было невозможно - в цехе со времен войны действительно находился танк. Наша редакция тогда провела целое расследование, пытаясь выяснить, каким же образом боевая машина оказалась под полом цеха. К однозначному выводу мы так и не пришли, зато узнали, что, оказывается, таких подземных танков было как минимум пять - часть из них уже достали, а часть еще вполне может находиться в земле.

      Тот, найденный Т-70, бережно извлекли из недр и, отмыв от грязи, передали в музей истории ОАО «ГАЗ».

      Он сохранился потрясающе, - Н.В.Колесникова, директор музея, проводит рукой по шершавой броне. - Было ощущение, будто перед тем, как опустить его под землю, танк тщательно обработали маслом: его и сейчас вполне можно оснастить оборудованием и - вперед.

      Возможно, броню сохранила именно «консервация» под землей. Уже в музее, на воздухе, он было надумал ржаветь, но вызванные из объединенного инженерного центра специалисты быстро пресекли попытки ржавчины уничтожить реликвию: специально подобранный антикор надежно хранит танк для потомков.

      Правда, экскурсоводы, показывая остов Т-70 посетителям, до сих пор не могут дать официальную версию его появления под землей. Версии этой просто не существует.

      Этот танк наверняка был бомбоубежищем, - уверен ветеран Горьковского автозавода А.И.Корочкин.

      Во время войны Александр Иванович работал технологом во втором механическом цехе, и, по его словам, подобный Т-70 был и у них.

      Я сам своими глазами видел, как остов танка опускали под землю, - рассказывает он, - и сам прятался в нем во время бомбежек. Правда, за давностью лет уже не помню, кому именно пришла идея использовать Т-70 в качестве защиты и каким образом он оказался в нашем цехе.

      Слова Александра Ивановича подтверждают и другие читатели газеты. Когда четыре года назад мы написали о необычной находке, люди звонили и рассказывали: «Я сам прятался в таком танке. Теснотища, страшно, сидели на брошенной на пол соломе... Но зато живы остались».

      Казалось бы, в расследовании темы «подземные танки» можно ставить точку. Но на самом деле не все так однозначно.



      За четыре года, что остов Т-70 стоит на всеобщем обозрении, сотрудники музея перерыли сотни архивных документов в поисках хоть какой-либо информации о столь необычных «бомбоубежищах».

      Ни одного свидетельства, констатирует Н.В.Колесникова. - Нигде нет даже тени упоминания о том, что военные машины разрешено использовать в качестве защиты работников цехов. С точки зрения логики это очень странное решение: броня танка стоит дорого, спрятаться в нем во время бомбежек могли максимум 5-6 человек, в то время как в цехе работали сотни. Кроме того, фронт испытывал жесточайший дефицит в военной технике и использование танковой брони в своих целях... Так можно было и визита сотрудников НКВД дождаться!

      Оппоненты могут возразить: а что, если эта броня была бракованной и не под-ходила для военных целей? Резонный ответ - почему не отправить ее на переплавку?

      «Корыта» (так называли остовы танков работники ГАЗа) приходили в Горький из Выксы и Кулебак, - рассказывает Наталья Витальевна, - и, если на нашем заводе выявляли брак, возвращали негодный остов производителям. Возможно, в закопанных танках люди и прятались во время бомбежек, но, на мой взгляд, использование Т-70 в качестве укрытия - это «побочный эффект». Реальная цель была другой.

      Какой именно? На это история пока так и не дает ответа. Удастся ли его когда-нибудь найти?

      Сегодня Т-70 - один из экспонатов музея истории ГАЗа. До недавнего времени он по- прежнему оставался «белым пятном»: популярную версию о том, что танки использовались в качестве бомбоубежища, директор музея Н.В.Колесникова не поддерживала.

      Слишком дорогим было бы такое убежище, - говорила она, - укрыться в нем могли максимум пятеро человек. Но главное - в те дни, когда танки были крайне необходимы фронту, использовать их броню для себя... Нет, автозаводцы на это не пошли бы.

      И в то же время ветераны ГАЗа подтверждали: во время бомбежек они действительно прятались в таких танках. Было очень неудобно и тесно, но зато люди чувствовали себя защищенными.

      Истину помог установить конструктор военной техники, ветеран УКЭР В.Л.Степнов.

      Валерий Леонидовичвич лично пришел в музей истории, чтобы своими глазами увидеть «подземный танк».

      Версия с бомбоубежищем казалась мне несерьезной, - признается он. - Вероятнее всего, на случай бомбежек под защитой брони укрывался разве что дежурный по цеху вместе со средствами связи.

      Может быть, дежурные брали с собой и кого-то из мальчишек, работавших рядом: в годы войны в цехах зачастую трудились подростки и, чтобы спасти им жизнь, взрослые вполне могли давать парнишкам возможность пересидеть бомбежку в танке. Сегодня подростки военных лет стали ветеранами: они и вспоминали Т-70 как бомбоубежище. Но главным все-таки оставался вопрос, почему дорогостоящие танки не отправлялись на фронт?

      У меня была своя версия. Чтобы подтвердить или опровергнуть ее, требовалось осмотреть броню танка, - рассказывает Валерий Леонидович. - В годы войны ГАЗ не только производил их, но и ремонтировал те, что пострадали в боях. Правда, порой восстанавливать танк смысла не было - броня могла треснуть, сгореть...

      На первый взгляд, остов того, выкопанного из-под пола цеха металлопокрытий T-70, выглядит совершенно прочным. Однако внимательно осмотрев его, В.Л.Степнов обнаружил крупную трещину в «корме» танка.

      Сложно сказать, горел он или нет, - говорит Валерий Леонидович. - Корпус более 60 лет пробыл под землей, пропитанной эмульсией, как губка, - окалина могла очиститься сама собой. Но вот след от подрыва на мине совершенно явный. Я уверен: этот танк стал так называемой «безвозвратной боевой потерей» - сваривать лопнувший корпус не имело смысла.

      Как правило, с таких танков снимали абсолютно все детали, которые могли бы помочь в ремонте (и по остову Т-70 видно, что некоторые части его подвески просто вырезаны), а затем остов либо отправляли на переплавку, либо... Да, либо превращали его в локальное бомбоубежище.

      Конечно, подобные танки не были панацеей, - говорит В.Л.Степнов, - если от попадания 200- или 500-килограммовой бомбы станки взлетали на крышу цеха... Скорее, они выполняли туже роль, что каска у солдата, - от осколков защищали надежно. А от прямого попадания - нет, конечно... Но в любом случае - даже после своей «смерти» как боевой машины - автозаводские танки продолжали спасать жизни людей, только теперь уже в тылу.

      Наконец-то в истории подземного танка можно поставить точку. Еще одна тайна военных лет разгадана. И пусть война от нас все дальше - интерес к событиям 1941-1945 годов не ослабевает. Это - наша история.






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...


Ознакомиться


Ознакомиться

ТЕАТР НА СЧАСТЛИВОЙ

© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2021)