ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ - это твое активное СЕГОДНЯ, переходящее в уверенное ЗАВТРА!

1-е мая


ВЕХИ ИСТОРИИ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"Горьковский Автозвод! Всё ради Победы! "


      Прерванный праздник

      22 июня 1941 года... В Стригинском бору было шумно и весело. Молодые рабочие, сбросив легкие рубашки и подставив крепкие плечи теплому июньскому солнцу, с азартом играли в волейбол. Побеждала команда ли­тейщиков, и юные красавицы-болельщицы хлопали в ладоши, радуясь каждому забро­шенному мячу. На центральной сцене чество­вали передовиков производства - накануне с конвейера автозавода сошел миллионный мотор! В одном из открытых павильонов лектор рассказывал о прочных дружеских отношениях СССР и Германией. Под звуки популярного фокстрота «Рио-Рита» на танцевальной пло­щадке кружились пары. Взрослые и детвора, удобно устроившись за столиками летнего кафе, с наслаждением ели мороженое. По ра­дио транслировали праздничный концерт.

      В полдень музыка прервалась. «Граждане и гражданки Советского Союза! - послышался из хрипловатых репродукторов голос замес­тителя председателя Совнаркома В.М.Моло­това. - Сегодня, в 4 часа утра, без предъявле­ния каких-либо претензий к Советскому Сою­зу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну».

      Страшное известие разом перевернуло все. Инженер И.А.Харкевич записал в днев­нике: «Вячеслав Михайлович кончил свое со­общение, призвав народ на защиту своей Ро­дины. Уже гремели по радио из Москвы весе­лые боевые песни и марши. Тихо сидели во­круг радиоприемника и пла­кали. Тяжесть легла на сердце, померкнул яр­кий летний день. Что-то будет? И какие ужа­сы принесет нам эта война? Не нужна она нам, но, видно, воевать придется... Пришла война, пришло много горя и слез для нашей Родины...»

      Услышав сообщение о начале войны, люди потянулись к заводу. На площади у Главной проходной состоялся общезаводской митинг. Рабочие и инженеры поклялись отдать все свои силы делу Победы. В кабинете директо­ра автозавода И.К.Лоскутова собралось все руководство предприятия. «Обычно шумные, любившие веселую шутку люди непривычно тихо сидели за столами, - вспоминал он. - По­жалуй, это было самое короткое совещание, но с самым емким и единодушным решени­ем: «Выходные отменяются. Переходим на 12-часовой рабочий день. Будем работать. Всё - для фронта!»

      «Спали рядом с рабочими местами..»

      Война резко изменила задачи предприя­тия. Необходимо было перестроить произ­водство на выпуск оборонной продукции: тан­ков, танковых моторов, авиадвигателей, бро­невиков, минометов, реактивных снарядов, боеприпасов. «В основу организации произ­водства мы положили автомобильную техно­логию с поточным изготовлением деталей... По новому плану разместили в цехах производству деталей.

      Почти каждый день из Москвы приходили распоряжения, связанные с освоением новых изделий.

      Постановлением №1 от 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) обязал дирекцию Горьковского автозавода немедленно приступить к изготовлению мо­торов М-17 для танков Т-34, выпускавшихся в Сормове, а также обеспечить холодную и го­рячую штамповку части деталей, начать про­изводство фильтров, воздухоочистителей и гусеничных траков. Во второй половине 1941 года Горьковский автозавод получил заказы на изготовление 82-миллиметровых баталь­онных минометов, колясок к армейским мо­тоциклам М-72, деталей пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), металлических звеньев к крупнокалиберным 12,7-миллиметровым пу­леметам, ряда узлов к артиллерийским сис­темам, ручных гранат РПГ-1 для истребитель­ных батальонов и многого другого.

      Прорабатывая процесс производства кор­пусов реактивных снарядов М-13, предназ­наченных для «Катюш», автозаводцы усо­вершенствовали технологию их изготовле­ния. Впервые в мировой практике был ис­пользован штампосварной способ произ­водства реактивных снарядов - сократился расход металла, электроэнергии и увели­чился объем выпускаемой продукции. Об­разцы снарядов, изготовленные под руко­водством инженеров С. И. Русакова, М.И.Клушина, А.Я.Фрейдлина, П.Г.Гребельника, успешно выдержали испытания.

      Если в 1940 году на заводе выпускалось 9636 наименований деталей, то только в де­кабре 1941 года - свыше 17000! Колоссаль­ный объем работы, который требовалось выполнить «любой ценой»! И.К.Лоскутов пи­сал: «Работали, не считаясь со временем. Работали и днем, и ночью, и в выходные дни... Тысячи автозаводцев неделями не вы­ходили из цехов - спали рядом со своими ра­бочими местами, питались в заводских сто­ловых».

      В командировку - на танке

      В первые недели войны на фронте сложилась катастрофическая ситуация. По мнению советского руководства, превосходство в танках позволило противнику быстро продви­гаться вглубь территории страны. И это пре­имущество врага необходимо было скорей­шим образом ликвидировать. 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО о налажива­нии на ГАЗе производства легких танков Т-60, разработанных на заводе №37 (Москва). «Я приехал на ГАЗ.- в командировку неопреде­ленной длительности, - вспоминал конструк­тор танка Н.А.Астров. - Приехал несколько не­обычным способом: сам привел танк Т-60 своим ходом из Москвы. Прямо в танковом обмундировании явился в КЭО к столу... Липгарта, чему тот был несказанно удивлен... Танк, на котором я приехал, был разработан в Москве. На нем был установлен 6-цилиндро­вый двигатель ГАЗа».

      Созданная «на скорую руку» боевая машина оказалась во всех отношениях крайне «сы­рой». Под руководством А.А.Липгарта и Н.А.Астрова специалисты ГАЗа (В.А.Дедков, В.К.Рубцов, Ю.Н.Сорочкин и другие) внесли существенные изменения в конструкциюТ-60. 24 июля 1941 года в кузовном корпусе был ор­ганизован отдел №5 под руководством Г.К.Па- рышева по выпуску танков. Уже 6 сентября 1941 года завод доложил об освоении произ­водства легких танков Т-60, а в октябре нала­дили их регулярный выпуск. Впервые в прак­тике отечественного танкостроения была вве­дена конвейерная сборка танков! Критическое положение, сложившееся под москвой в 1941г. Потребовало увеличение производства военной техники. Просьбы к союзникам об открытии второго фронта не увенчались успехом. Английский премьер-министр У.Черчилль, обещая ока­зать поддержку в будущем, заявил советско­му послу, что сейчас «вам может помочь толь­ко Бог, в которого вы не верите». Надеяться можно было только на себя. Напряжение до­стигало апогея - линия фронта приближалась к Москве. Осенью 1941 года решалась судьба страны, ее народа... В ночь на 21 октября 1941 года на Горьковский автозавод пришла телеграмма председателя ГКО И.В.Сталина: «Немецкая армия имеет большое превосход­ство в танках над нами. Для успешной борьбы с немецкими фашистами и для защиты Моск­вы нужно давать каждый день нашей армии больше танков... Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко уве­личил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпускать по десяти танков в день, а к концу октября - до пятнадцати танков в день. Прошу выполнить это задание. Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполнят свой долг перед Родиной» Единственным крупным промышленным цен­тром, близким к Москве, был Горький с рас­положенным здесь автогигантом. Именно к автозаводцам обратился с просьбой о помо­щи глава государства. И они не подвели. Они прекрасно осознавали ту громадную ответст­венность, которая легла на их плечи: лини* фронта с каждым днем приближалась к сто­лице, Красная Армия, истекавшая кровью нуждалась в военной технике...

      Обстановка - боевая

      Руководство предприятия перешло на ка­зарменное положение. Инженеры, мастера рабочие сутками не выходили из цехов. Из дневника инженера В.А.Лапшина (ноябрь 1941 года): «Всю неделю работали по ремон­ту компрессора... День и ночь был на заводе Ночью прикорнешь где-нибудь на стуле вздремнешь с полчасика-часик и опять на но­гах». Автозаводцы совершали каждодневный трудовой подвиг, не щадя своих сил, спасая столицу и страну от врага. В ноябре 1941 г. не предприятии появился лозунг: «Мы у станке стоим, как у орудий. Мы в цехе, как на линию огня!» И действительно, атмосфера напоми­нала боевую. Рабочий стал солдатом, инже­нер - командиром. В ноябре 1941 года немец­кая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию, но бомбежки не сломи­ли духа автозаводцев. Каждый день из про­ходных предприятия на фронт шла боевая техника. Через месяц после получения теле­граммы И.В.Сталина, 21 ноября, директор ГАЗа И.К.Лоскутов докладывал: «Автозавод­цы выпускают сейчас не по 15, а по 20 танков в сутки». Если в октябре 1941 года предприя­тием было выпущено 215 танков, то в ноябре - уже 480, а в декабре - 625 боевых машин. Суровой зимой 1941 года, Горьковский Автозавод сыграл одну из ключевых ролей в снабжении армии военной техникой во время самого напряженного сражения великой отечественной войны- Битвы за Москву.

      Благодаря в том числе героизму и самоот­верженному труду автозаводцев удалось от­стоять столицу. Танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, стали одним из символов победы под Москвой. С сентября по декабрь 1941-го Горьковским автозаво­дом было выпущено 1323 танка Т-60 (что со­ставило около 30 % от всех произведенных танков и САУ в СССР за период с июля по де­кабрь 1941 года).

      29 декабря 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое вы­полнение заданий партии по выпуску оборон­ной продукции» Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина. Большая группа автозаводцев была отмечена правительст­венными орденами и медалями.

      19 марта 1942 года в Киноконцертном зале автозавода Председатель Президиума Вер­ховного Совета СССР М.И.Калинин вручил трудовому коллективу Горьковского автоза­вода орден Ленина. В своем выступлении он отметил: «Ваш завод дает ежедневно про­дукцию для фронта, создает (ее) героичес­ким трудом, который отмечен правительст­вом. Это большой подвиг».

      Сто штурмовых дней и ночей

      Тяжелым испытанием для автоза­вода стали удары немецкой авиа­ции. Накануне Курской битвы про­тивник провел одну из крупнейших воздушных операций за всю исто­рию второй мировой войны, направ­ленную на уничтожение Горьковско­го автозавода. Немецкие пилоты сбрасывали свой смертоносный груз на цеха, жилые кварталы Соцгорода, заводские поселки, с улыб­кой на лице расстреливали из пуле­метов людей.

      Из дневника И.А.Харкевича: «5 июня. Теплая и тихая летняя ночь, ни облачка, все небо усыпано звезда­ми, на западе еще не потухла вечер­няя заря. В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги... Вдруг с неба - яркие звездочки, и через несколько минут штук по 20 освети­тельных ракет повисло в различных местах над Автозаводом. Наш поселочек был осветлен, как днем. По­слышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов. Первые бомбы упали на ТЭЦ, с тяжелым сердцем смотрел я на пламя, которое взви­лось над котельной. Столбы пламе­ни под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу це­лая огненная стена выросла над Ав­тозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориен­тирам, одновременно круша шос­сейные дороги вокруг завода и по­селков... К двум часам ночи реже стали взрывы бомб, море огня по­лыхало над Автозаводом. Зенитки стали бить время от времени. Скоро все затихло. Тишина стояла непри­вычная, не слышно шума завода, доносились голоса людей, гудки авто­машин. Дым стелился сплошным облаком, чуть гонимый предутрен­ним ветерком... Восток разгорался зарей, а с запада нашего поселка полыхало море огня, заливаемое едкими струями пожарных машин из пожарных водоемов. Воды не было, водозабор стоял, и замер весь гро­мадный наш завод».

      В результате семи налетов на ав­тозаводе было разрушено более 50 зданий и сооружений (в том числе и такой объект особой важности, как колесный цех), уничтожено более 9 тысяч единиц оборудования. В рай­оне погибло 282 человека, более 500 получили ранения.Процесс восстановления автоза­вода взял под личный контроль Председатель ГКО И.В.Сталин. На предприятие была направлена большая комиссия во главе с Л.П.Берия. Директора завода А.М.Лившица сняли с занимаемой должности, завод вновь возглавил И.К.Лоскутов. Со всех концов стра­ны на автогигант были направлены рабочие и инженеры. Из Москвы привезли металл, предназначенный для строительства Дворца Советов. Сталь сверхвысокой прочности осо­бой марки ДС позволила уменьшить количество балок и ферм. 28 октяб­ря 1943 г. автозаводцы и строители отправили в ГКО рапорт о восста­новлении завода. Его подписали бо­лее 27 тыс. человек. Это героичес­кий период вошел в историю заво­да, как сто штурмовых дней и ночей.

      9 марта 1944 года автозавод за досрочную ликвидацию последст­вий налетов вражеской авиации, ус­пешное выполнение заданий ГКО по освоению производств, усовершен­ствование боевой техники и образ­цовое снабжение фронта военной продукцией был награжден второй правительственной наградой - ор­деном Красного Знамени.

      В две смены по 12 часов

      В годы войны на автозаводе боль­шое развитие получило движение ударников производства: «многоста­ночников», «двухсотников», «трехсот ников» - рабочих, трудившихся на не­скольких станках и перевыполнявших в два-три раза установленные нор­мы. Осенью 1941 г. на предприятии возникли фронтовые молодежно­-комсомольские бригады (В.Тихоми- рова, Ф.Любавина, В.Шубина, И.Яки­менко), которые достигли высоких производственных показателей. По­чин автозаводцев получил широкое распространение по всей стране. В заводские цеха пришли подростки и женщины, заменившие мужчин, сра­жавшихся на фронте. Новые кадры в короткие сроки осваивали тяжелые мужские профессии, перевыполняя производственные нормы (Т.И.Лап- шина, П.Е.Мокшина, Н.В.Воробьева, Т.И.Масленникова, Д.К.Емельянова). Типичную картину повседневной про­изводственной жизни завода нарисо­вал в своих воспоминаниях В.В.Белокриницкий (начальник механосбо­рочного цеха №6): «1 октября (1941 года. - А.Г.) меня назначили началь­ником цеха... С первого дня работа в цехе велась в две смены по 12 часов. Первый наш выходной был 7 ноября

      Руководство цеха, на­чальники участков жили большей ча­стью прямо в цехе, дома бывали ред­ко, заглядывали на часок-другой... Идешь по цеху - стоят у станков жен­щины, подростки, только особо тяже­лые работы выполняли мужчины преимущественно пожилые. У многих бледные, истощенные, усталые лица, но - никаких жалоб... Значительную группу составляла переданная заво­ду воинская часть - «трудовой бата­льон», состоящий из людей пожилых, непригодных по здоровью к строевой службе».

      Победа в цифрах

      Победной весной 1945 года авто­заводцы получили письмо Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Про­славленный полководец писал: «Во­ины-фронтовики высоко ценят про­дукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый боец также знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведет в бою и принесет нашему народу пол­ную победу над врагом».

      16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение за­даний ГКО по выпуску артиллерий­ских самоходных установок для Красной Армии коллектив Горьков­ского автозавода был награжден ор­деном Отечественной войны I сте­пени. За годы войны славному кол­лективу автозаводцев 33 раза при­суждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое в результате было передано на вечное хранение Горьковскому автозаводу. Трудовы­ми наградами были отмечены 1429 автозаводцев. Невозможно переоценить роль Горьковского автозавода в обеспе­чении фронта боевой техникой и во­оружением. В военный период на предприятии было выпущено:
  • более 167220 автомобилей (из них 157759 грузовых),
  • около 10 тысяч танков и 9 тысяч САУ (что составило около 20% всех
  • более 9 тысяч бронеавтомоби­лей,
  • более 24 тысяч минометов,
  • около 12 миллионов различных снарядов, в том числе 30 тысяч сна­рядов для реактивных установок «Катюша»,
  • более 79 тысяч моторов и газо­генераторных установок (среди них около 9 тысяч авиамоторов),
  • более 11 миллионов мин,
  • свыше 11 миллионов авиавзры- г: зателей,
  • более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев,
  • 309 аэросаней,
  • более 2,5 миллиона колес (ГАЗ обеспечивал колесами все автомо­бильные и большую часть артилле­рийских заводов страны).

          Высокого звания Героя Советско­го Союза были удостоены 38 автоза­водцев, 7 фронтовиков стали пол­ными кавалерами ордена Славы.

          Жизнь вопреки войне

          Война принесла с собой много трудностей и лишений. Уже в пер­вую военную весну все пустующие земли в районе и вокруг него были превращены в огороды заводчан. Из воспоминаний П.В.Гордина: «Отец после смены брал лопату на плечо - и в поле: полуголодный, после куз­ницы - он копал».

          Основной культурой, которую вы­ращивали автозаводцы, был карто­фель. Из дневника В.А.Лапшина: «12 сентября 1943 г. Сегодня карто­фельный день. По всем улицам везут на тачках, тележках, машинах, несут на плечах мешки с картофелем».

          Автозаводцы в трудных условиях военного времени помогали фронту всем, чем могли: рабочие и инжене­ры отдавали часть своего неболь­шого заработка в фонд обороны, женщины отправляли бойцам по­сылки с теплыми вещами, связан­ными после трудовой вахты. На всю страну стал известен подвиг ребят района, собравших средства на строительство танка и броневика. Два «Автозаводских школьника» - так были названы бое­вые машины - начали свой фронто­вой путь. И.В.Сталин послал теле­грамму ученикам школы №19 (сей­час №126): «Прошу передать работ­никам и учащимся неполной сред­ней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозавод­ский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии».

          В годы войны Автозавод стал крупным лечебно-эвакуационным центром. Часть школьных зданий района переоборудовали в госпита­ли, где лечились раненые бойцы Красной Армии. Обессиленные тя­желыми условиями работы, скуд­ным питанием, люди с большим тру­дом переносили даже самые легкие заболевания. Сутками не выходя из операционных и больничных палат, врачи совершали каждодневный по­двиг, спасая жизни людей. Навсегда в историю автозавода вошли имена врачей И.М.Кройка, Н.И.Ворониной, Е.В.Хворовой, П.М.Спиридоновой, А.И.Зайцевой и многих других. За годы войны 38800 патриоток Авто­завода сдали 12,5 тысячи литров крови (только одна Клавдия Кузяева сдала 10 литров)!

          Война нанесла колоссальный ущерб демографической сфере Ав­тозавода. В 1946 г. в районе прожи­вало лишь 118 тысяч человек, хотя по прогнозам середины 30-х годов к 1947 г. население должно было уве­личиться до 248,7 тысячи. Только во второй половине 50-х годов числен­ность жителей достигла довоенного уровня.

          ...День Победы - праздник, кото­рый является связующим звеном между разными поколениями, не­зыблемой исторической точкой опо­ры современной России.

          Низкий поклон вам, ветераны вой­ны и труда, герои, защитившие страну!






  • Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Выставка
    Карта сайта


    Отдых взрослых...
    Отдых детей ...


    Ознакомиться


    Ознакомиться

    ТЕАТР НА СЧАСТЛИВОЙ

    © Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2021)