ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ - это твое активное СЕГОДНЯ, переходящее в уверенное ЗАВТРА!

1-е мая


ВЕХИ ИСТОРИИ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"Решение о строительстве завода в Нижнем Новгороде "


      Появление в конце прошлого века первых автомобилей на Западе произвело шумную сенсацию. Предприниматели развитых стран Европы, а затем и США ринулись с капиталами в новую отрасль, и она бурно начала развиваться. В. И. Ленин в статье «Одна из «модных» отраслей промышленности» отметил, что «автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии и в извозной промышленности». Это предвидение сбылось. В народном хозяйстве СССР автотранспорт играет огромную роль. А накануне первой пятилетки наша страна по количеству автомобилей стояла ниже Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Норвегии и Швейцарии. В 1928 г. в США было 23 200 тыс. автомобилей, в СССР — 20 600 автомашин и автобусов (на 1927 г.). В США один автомобиль приходился на 5,4 человека, в СССР — на 9 тыс. человек . XV съезд ВКП(б) предусмотрел при составлении первого пятилетнего плана задачи по созданию новых производств, в том числе «авто-, авиа- и тракторостроение...» . Выполняя указания партии, председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев 4 марта 1929 г. писал в приказе, что «правительство приняло решение построить собственными силами мощный автомобильный завод с выпуском 100 т[ысяч] машин в год...» . Место строительства автогиганта не указывалось. В печати на-зывались Москва, Ленинград, Нижний Новгород, Ярославль и другие города и районы. Каждое из названных мест имело определенные преимущества, но в комплексе они были сконцентрированы в Нижнем Новгороде. Здесь имелись достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы, можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. В апреле 1929 г. на заседании Президиума ВСНХ обсуждался вопрос о месте строительства автозавода. В. В. Куйбышев, подводя итоги обсуждения, заявил: «Я лично после взвешивания аргументов, которые здесь приводились, и после беседы высказываюсь за Нижний». Это было закреплено. Уже в начале социалистической индустриализации Нижегородская губерния являлась одним из крупных промышленных районов страны. В Н. Новгороде и рядом с ним сложились машиностроительные и металлообрабатывающие заводы: «Красное Сор­мово», «Двигатель революции», «Красная Этна», «Металлист», су­доремонтный имени В. И. Ульянова, имени М. Воробьева, «Гу­док Октября» и др. На юге губернии в городах Выксе и Кулебаках функционировали крупные металлургические заводы; в го­родах Ворсме и Павлове развивались скобяно-инструментальные промыслы.

      В 1929 г. по решению ВЦИК РСФСР был образован громад­ный Нижегородский край, в который вошли Нижегородская и Внтская губернии, Чувашская АССР, Марийская и Удмуртская автономные области, часть Владимирской и Костромской губер­ний. Н. Новгород уже тогда являлся одним из крупных железно­дорожных узлов. Он находится при слиянии двух крупных судо­ходных рек — Волги и Оки. Выгодное географическое положение Нижегородского (с октября 1932 г.— Горьковского) индустриаль­ного района определило его связи с восточными и южными метал­лургическими и топливными базами страны, с предприятиями электротехнической, резиноасбестовой, лакокрасочной, текстиль­ной промышленности Москвы, Ленинграда, Ярославля и других городов, где создавались смежные с автомобилестроением произ­водства.

      В апреле 1929 г. было создано управление Авто строя, началь­ником которого ВСНХ назначил члена партии с 1918 г. Степана Романовича Дыбеца. С ноября 1919 г. он работал в аппарате ВСНХ РСФСР, затем СССР, откуда в 1929 г. направлен на Авто- герой. Был его руководителем до 1932 г., затем назначен началь­ником Главного управления автотракторной промышленности. It 1937 г. репрессирован. Реабилитирован посмертно.

      Первоначальный эскизный проект автозавода было поручено дополнить Гипромезу и тресту Металлстрой. Специалисты СССР еще не имели опыта автомобилестроения, особенно по организа­ции массово-поточного производства. Решено было обратиться к автомобильным компаниям США, куда 31 мая 1929 г. и выехала правительственная комиссия во главе с заместителем председате­ли ВСНХ СССР В. И. Межлауком. Компания Форда обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультацию в строи­тельстве автозавода, в организации производства легковых и грузовых автомобилей; разрешался доступ на заводы компании со­ветских специалистов и практикантов в количество 50 человек ежегодно.

      Акционерное общество в США «Остин и К °» приняло участие в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитек­турно-строительной части завода. Для реализации намеченных планов президиум ВСНХ СССР образовал комиссию в составе председателя — начальника Автостроя С. С. Дыбеца, членов — главного инженера Автостроя А. А. Исаковича, его помощника JI. А. Мертца и других специалистов. Комиссия в сложной обста­новке проводила в США напряженную работу по выполнению договоров, решая многочисленные и разносторонние вопросы по проектированию и строительству Нижегородского автозавода, по подбору и закупке оборудования.

      В то время между СССР и США еще не были налажены дипло­матические отношения. Американские капиталисты скептически относились к организации массового автомобилестроения в СССР, рекомендовали создавать лишь сборочные заводы, для которых в США должны закупаться узлы, детали, полуфабрикаты, а СССР по-прежнему оставался бы зависимой страной. Это отвечало их долговременным политическим целям. На установление деловых контактов с СССР американских предпринимателей толкал же­сточайший экономический кризис, охвативший США и другие ка­питалистические страны в 1929 г. и длившийся до 1933 г.

      Недоброжелательно отнеслись к советским специалистам пред­ставители предприятий Форда и «Остин и К0»: старались не до­пускать их к решению технических вопросов, к разработке тех­нологических проектов автозавода. Достойную отповедь дал С.С.Дыбец одному из подобных деятелей—Соренсену. «Я терпел,— вспоминал Дыбец,— сколько моего терпения хватило, потом обор­вал его и попросил меня послушать (попросил, правда, в довольно резком тоне)... что мы приехали учиться... не слесарить, а вести крупное дело».

      Документы опровергают измышления буржуазных идеологов, будто проект первой очереди автозавода был создан американ­скими специалистами. В основном его проектирование проводи­лось советскими специалистами, но при участии и консультации ряда американских фирм. В советских проектах первой очереди завода имелись многочисленные отступления от фордовской тех­нологии цехов, свои собственные разработки. Советские специа­листы составили проектирование следующих цехов: литейного — Н. Н. Геккер и С. А. Шамергон, механосборочного — Ф. М. JIo- манов, прессового — А. П. Петров, кузнечного — Б. Я. Соколинский, рессорного — Б. Г. Петухов, инструментального — С. II. Юшкевич, штампового — В. Н. Кузьмин, кузницы № 2 — В. И. Бабенко, кузовного — Д. Г. Гинзбург, сварочного и колес­ного — Т. М. Геллер, сборочного — С. 3. Бондарчик, деревооб­делочного — С. Ф. Воронцов, радиаторного — В. Н. Смирнов,, покрытия металлом — П. А. Гольверк. Как правило, руководи­тели проектов цехов в период освоения стали их начальниками.

      Все работы по проектированию и выдаче заданий возглавлял JI. А. Мертц. В результате энергичной, напряженной и настойчивой работы советские специалисты в США успешно справились г задачами по технологическому проектированию в установлен­ный сроки. К началу 1930 г. были выданы необходимые задания ни архитектурно-строительное проектирование фирме «Остини К°».

      Рабочий класс, все трудящиеся восторженно встретили сооб­щнице о строительстве автогиганта. В Н. Новгороде собрался тор­жественный пленум горсовета, на котором бурной овацией была встречена телеграмма из Москвы секретаря Оргбюро ЦК ВКП(б) нп Нижегородскому краю А. А. Жданова и председателя крайис­полкома Н. И. Пахомова, в которой они выражали уверенность,; что нижегородцы справятся с ответственной задачей п выдержат перед страной трудный экзамен.

      На многочисленных митингах и собраниях на предприятиях, в учреждениях, на транспорте с гордостью выражалось одно общео мнение: «Автозавод в Нижнем — это новый стимул нашего I руда, наших усилий по индустриализации».

      13 июле 1929 г. на совместном совещании представителей НСНХ СССР и нижегородских руководящих и общественных ор­ганизаций обсуждались результаты обследования будущей пло­щадки автозавода. Было принято решение строить автозавод на левом берегу Оки, в районе деревни Монастырки.

      В августе 1929 г. Главмашинстрой ВСНХ СССР передал все работы по строительству автозавода тресту Металлстрой. Для ру­ководства строительством и производственной .деятельностью ав­томобильных и тракторных заводов в масштабе страны ВСНХ СССР образовал Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО). К сентябре—октябре Металлстрой составляет проект подготови­тельных работ. Предстояло очистить огромную территорию от кустарника и мелколесья, срыть бугры и холмы, засыпать овраги и ямы; разработать проекты организации строительства, подсоб­ных предприятий и поселков; проложить к строительной площад­ке железнодорожные ветки от завода «Двигатель революции» и от станции «Доскино» Московской железной дороги; построить десятки складских помещений, бетонные заводы п мастерские,; жилые дома и бараки, здания административного центра, мага­зины, столовые, бани; дать воду и электроэнергию.

      К 1 мая 1930 г., когда планировалось начать основное строи­тельство, надо было завезти лес, кирпич, гравий, цемент, рельсы и другие строительные материалы. Кроме железнодорожных ли- иий на Оке создавался механизированный порт с причальной ли­нией эстакады длиной в 310 м, пирсамт и защитными ледорезами. Высококачественный проект порта и других сооружений строи­тельства составили инженер Б. Л. Длугач, выпускник Нижегород­ского инженерно-строительного института Н. П. Розанов, про­раб Ф. И. Ретунский и другие специалисты. Порт соединялся со стройплощадкой железнодорожной веткой и мощенными камнем дорогами. Первоначальные ассигнования на подготовительные ра­боты составляли 7 545 100 руб.

      Партия и правительство придавали огромное значение созда­нию первенца автомобилестроения, его строительство постоянно находилось под наблюдением Центрального Комитета ВКП(б) и Советского правительства. На XVI съезде ВКГ1(б) первый секре­тарь Нижегородского крайкома партии А. А. Жданов от имени более чем 50-тысячной армии коммунистов края просил «у пар­тии и поддержки и критики для того, чтобы эту величайшую за­дачу автомобилизации страны, наряду с тракторизацией ее, вы­полнить с честью» .

      Нижегородский крайком ВКП(б) направлял партийные, со­ветские, хозяйственные и общественные организации на оказание всемерной помощи Автострою и Металлстрою. Созданная им ко­миссия занималась изучением всех вопросов, связанных с пост­ройкой автозавода, был организован также (по примеру Турксиба) комитет содействия строительству автозавода.

      В помощь Автострою включались общественные организации. В январе 1930 г. президиум Нижегородского крайсовета профсою­зов обязал орготдел совместно с союзом строителей выделить от­ветственных работников для усиления массово-политической ра­боты на Автострое. Крайком союза металлистов прикрепил к Ав­тострою в качестве шефов профорганизации заводов «Красная Этна», «Металлист», «Красный цинковальщпк», машинострои­тельного имени М. Воробьева и «Гудок Октября».

      ЦК ВЛКСМ одобрил решение Нижегородского крайкома ком­сомола о шефстве над Автостроем, был разработан порядок и ка­лендарный план обеспечения рабочей силой Автостроя.

      По указанию крайкома ВКПБ Автострою выделялось все не­обходимое из средств края, нередко за счет других предприятий и новостроек. Главное внимание уделялось кадрам строителей. Руководители ряда крупных заводов выделяли Автострою квали­фицированных рабочих, специалистов. С бирж труда направля­лись безработные, возрастал приток колхозников и единолич­ников из районов и национальных автономий Нижегородского края, из Мордовской автономной области, Пензенской, Иванов­ской и других областей. Первоначально прибывшие из деревень работали землекопами, грузчиками, но вскоре многие станови­лись каменщиками, плотниками, столярами, печниками, маля­рами, стекольщиками. В октябре 1929 г. было всего 415 строите­лей, а к 1 апреля 1930 г. их стало 5107; число инженерно-техни­ческих работников возросло за это же время с 14 до 135 человек.

      В декабре 1929 г. на Автострое из мобилизованных Нижего­родским крайкомом и Канавинским райкомом партии (Автострой и дер. Монастырка входили тогда в Канавинский район) комму­нистов была создана партийная организация. На первом собра­нии присутствовало 44 члена партии, они избрали бюро партколлектива и его секретаря М. С. Плаксина, члена партии с 1924 г.„ мобилизованного крайкомом партии на строительство.

      Партийная организация строительства становится активным помощником крайкома и Канавинского райкома ВКП(б) в борьбе ни ускоренное строительство автозавода. Вначале она росла за счет мобилизованных на строительство коммунистов, в дальней­шем в ее ряды вливались лучшие из ударников и активистов стройки. К 1 апреля 1930 г. в организации было уже до 200 ком­мунистов. Партийный коллектив закалялся в преодолении много­численных трудностей, в борьбе с рецидивами троцкизма и пра­выми уклонистами.

      Одновременно из мобилизованных Нижегородским крайкомом п Канавинским райкомом ВЛКСМ 36 юношей и девушек создается комсомольская организация. В январе 1930 г. в ней состояло 50, к 1 мая— 233 члена Ленинского комсомола. Секретарем ком­сомольской организации избирается Вениамин Коновалов, сле­сарь завода «Гудок Октября», направленный Канавинским РК ВЛКСМ на Автострой. В мае 1930 г. он был призван в армию, секретарем стал Федор Самсонов.

      Создана была также профсоюзная организация. 7 февраля 1930 г. вышел первый номер газеты «Автогигант» (ныне «Автоза­водец»). Ее редактором был утвержден направленный на Авто­строй С. А. Козьменко. С декабря 1930 г. стал выходить ежеме­сячный журнал «Автостроитель».

      Активизируется массово-политическая работа, зарождаются первые ростки социалистического соревнования и ударничества. В январе 1930 г. было организовано 8 ударных бригад, в которых состояло 250 рабочих; в марте в 30 бригадах насчитывалось уже 1100 ударников.

      В дни, когда у деревни Монастырки возрастали темпы под­готовительных работ, в десяти километрах отсюда, в Канавине, на заводе «Гудок Октября», заканчивалась подготовка автосбо­рочного цеха с монтажом в нем сборочного конвейера. По догово­ру с компанией Форда из США через Мурманск поступали в Нижпий автомобильные узлы и детали. Завод «Красное Сормово» под­готовил автосборочному 50 платформ для сборки грузовиков фордовской модели. Опытные мастера и квалифицированные рабочие учили молодых производственников, в большинстве из демоби­лизованных красноармейцев и краснофлотцев, работать на сбо­рочном конвейере.

      Наступил торжественный день 1 февраля 1930 г. На автосбо­рочный прибыли представители краевых организаций и делега­ции рабочих от нижегородских предприятий. На митинге, посвя­щенном выпуску первых грузовиков, выступили члены бюро край­кома партии: председатель крайисполкома Н. И. Пахомов, ответ­ственный редактор «Нижегородской коммуны» Б. М. Волин, пред­седатель крайсовпрофа А. С. Зашибаев, от союза металлистов 11. С. Шкильный, начальник автосборочного цеха А. Ф. Лебедев. Поперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей протянулась алая лента с лозунгом: «На социалистических колесах вперед по пути к социализму!» Ленту разрезает Н. И. Пахомов. Под звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики «Ура!» шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор, за ней сходят еще девять машин. Блестя свежей краской и лаком, они встали в ряд. Рабочие обступили их, гладили кабины, разглядывали машины как диковинки. Радостным возгласам не было конца. Лучшие производственники на новых грузовиках поехали к заводам «Двигатель революции», «Красная Этна», к фабрике «Красный Октябрь», на Сормовский завод и к другим предприятиям. С огромным интересом всюду рассматривали первые нижегородские автомобили.

      На Автострое шли к концу подготовительные работы. В апреле 1930 г. 27 бараков были заселены, другие достраивались. Открылись магазины, универмаг, столовая на 1200 мест в смену, тракторный гараж, достраивались аптека, хлебные магазины, амбулатория, баня, прачечная, прокладывались грунтовые и шоссейные дороги.

      Совершенно изменился пейзаж. На некогда пустынном заболоченном перелеске появились Восточный, Западный и Американский поселки. Заканчивалось строительство административного центра, гавани, бетонного завода № 1 и других объектов. Траншеи и котлованы изрезали территорию.

      Такова типичная картина советской действительности периода первой пятилетки — родоначальницы замечательной плеяды советских пятилеток. На пустырях, где торчали две-три ветряные мелышцы да вблнзп стояли маленькие деревушки, где многие никогда не слышали автомобильного гудка, волей Коммунистической партии и рабочего класса закладывался громадный завод. Формировался коллектив строителей во главе с партийной организацией и ее активными помощниками — профсоюзом, комсомолом и печатью.

      Первомайский праздник строители отметили торжественным собранием и демонстрацией на площадке Автостроя. «Нижегородская коммуна» 1 мая 1930 г. поместила приветствие крайкома ВКП(б) и крайсовпрофа труженикам Автостроя. «Пролетариат Нижегородского края,— говорилось в нем,— открывая основное строительство гиганта-автозавода, тем самым вместе с рабочим классом и трудящимися массами Советского Союза, под руководством Коммунистической партии сумеет выполнить возложенную на него задачу: выполнение этого строительства в минимально короткий срок».






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...


Ознакомиться


Ознакомиться

ТЕАТР НА СЧАСТЛИВОЙ

© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2021)