ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ - это твое активное СЕГОДНЯ, переходящее в уверенное ЗАВТРА!

1-е мая


ВЕХИ ИСТОРИИ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ПРОФСОЮЗНЫЙ АРХИВ

 
Народные университеты

        Съезд представителей просветительных учреждений состоялся 3 - 6 января 1908 г. в Санкт-Петербурге. Впервые в деятельности такого съезда участвовали представители рабочих обществ самообразования, вечерних курсов и профессиональных организаций. Об этом рассказал в журнале "Профессиональный вестник" анонимный автор.
        Свои взгляды на просветительские задачи рабочих организаций и на желательные отношения между ними и другими просветительными учреждениями изложили делегаты рабочих М. Орлов и А. Яцыневич. Из их докладов следовало, что плохая постановка школьного дела в России вынуждала профсоюзы "брать на себя заботы о пополнении скудного общего и профессионального образования членов", а также заводить школы для их детей и устраивать курсы для обучения грамоте взрослых. А между тем, это обязанность государства: за счет получателя налога должны устраиваться просветительские учреждения для народа.
        По мнению докладчиков, главная проблема в образовательном процессе - материальная необеспеченность населения. Именно она вынуждала родителей ограничивать обучение детей самыми необходимыми азами знаний и устраняла взрослых от пользования плодами науки и искусства. Школа, был уверен автор статьи, вместо того, чтобы служить образованию, внедряла в головы учащихся взгляды и предрассудки, господствующие в современном обществе.
        Поэтому все усилия рабочих следовало направить на то, чтобы приблизить "современную" школу к идеалу: полной и всесторонней демократизации просветительских учреждений и освобождению их от посторонних влияний, кроме чисто образовательных. Кроме того, нужно было ввести обязательное и бесплатное всеобщее обучение, преподавание на родном языке, установление школьного возраста, преемственность низшей, средней и высшей школы, дополнительные и профессиональные курсы и светский характер преподавания. Плюс к этому требовалось изменение законодательной базы в части охраны труда детей и подростков, рабочего законодательства и, прежде всего, ограничения рабочего дня. А. Яцыневич подчеркнул, что трудящийся в нормальных условиях рабочий и сам скорее пополнит свое образование, и даст лучшее воспитание детям.
        До того просвещение рабочих было делом интеллигенции, которая была не способна понять и удовлетворить потребности рабочих. Поэтому появились самостоятельные рабочие просветительские общества, в которых сами трудящиеся определяли характер и ход занятий, темы для лекций и бесед, подбирали лекторов; они же распространяли идеи самообразования в своей среде. При этом не шла речь о превращении народных университетов в специальные "рабочие" учреждения, а только о влиянии рабочих на направление их деятельности согласно практике рабочих обществ самообразования и вечерних курсов для рабочих. Рабочая делегация на съезде предложила приглашать представителей от рабочих в советы университетов и предоставить им права намечать дополнительно к общим свои курсы, приглашать своих лекторов.
        В докладе на тему "Профсоюзы и народные университеты" доктор Никольский признал необходимость сотрудничества профорганизаций и народных университетов, но нашел, что профсоюзы не имеют ни достаточного числа деятелей, ни достаточного опыта и традиций для самостоятельного ведения просветительской работы. Они нуждаются в руководстве отдельных лиц и обществ, более опытных в этом вопросе.
        Со стороны некоторых участников съезда такие предложения встретили дружный отпор. По мнению оппозиции, привлечение слушателей к заведыванию делами университетов задержит нормальное развитие образования. Однако резолюция все же была принята целиком.
        Иная судьба постигла резолюцию об отношении между народными университетами и профсоюзами. Возражения сыпались со всех сторон. Например, г-н. Шестаков (Москва) доказывал, что союзы не имеют права считать себя представителями рабочих, поскольку в них входит "пожалуй, даже меньшинство рабочих". Г-н. Чехов (СпБ) уверял, что выживают лишь те союзы, которые сумели приспособиться к тяжелым внешним условиям; дать им представительства - значит выдвигать вперед наименее чуткую, наименее прогрессивную часть рабочего класса. Гг. Щербина и Громан возмущались, что рабочие хотят "выговорить" себе особые привилегии. Основной аргумент оппозиционеров - рабочие якобы хотят завладеть народными университетами и ввести там свою "рабочую" науку.
        Принятая в секции, резолюция на общем собрании была отвергнута как излишняя. В результате недоверие народных университетов к рабочим вызвало обратное недоверие - рабочих к народным университетам, и стали звучать предложения вообще "изолироваться друг от друга".

        Марина Юршина.
        Газета "Солидарность" №02 от 17.02.2007г.



Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...


Ознакомиться


Ознакомиться

ТЕАТР НА СЧАСТЛИВОЙ

© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2021)