ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ В ОАО "ГАЗ"
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ - это твое активное СЕГОДНЯ, переходящее в уверенное ЗАВТРА!

1-е мая


ВЕХИ ИСТОРИИ


ПОЗДРАВЛЯЕМ


НАПИШИТЕ НАМ

ИСТОРИЯ

 
"ГАЗ-АА: Чудо-техники начала 30-х "




      Театр автомобильных действий

      Четыре недели прошло с момента пуска завода до начала сборки первых со­ветских грузовиков на глав­ном конвейере. На сводки с театра боевых действий бы­ли похожи ежедневные от­четы о том, как осваивали производственные процес­сы в литейке, рессорном корпусе, цехах моторов, шасси, деревообделочном, прессовом и других подраз­делениях. Рабочие, масте­ра, инженеры осваивали ковкий чугун, изучали стан­ки и машины, штамповку сложнейших деталей. Прак­тикуясь в новом деле и на­бивая «шишки», автозавод­цы в оперативном режиме ликвидировали недоделки.

      Приходилось решать про­блемы со смежными пред­приятиями, поставлявшими на молодой автогигант до 40% наименований узлов и деталей. Мало того, что комплектующие и инстру­менты отгружали с опозда­нием, часто качество их не выдерживало никакой кри­тики. Параллельно в Канавине на заводе «Гудок Октя­бря», впоследствии став­шем одним из прародите­лей Павловского автобусно­го завода, шло обучение бу­дущих сборщиков. Совет­ское правительство решило не дожидаться запуска ос­новного производства, и двумя годами ранее в Ниж­нем началась, говоря совре­менным языком, крупноуз­ловая сборка фордовских полуторок АА, служивших прототипами для первых грузовиков ГАЗ. Получен­ный тогда опыт в немалой степени посодействовал за­пуску предприятия, ставше­го впоследствии заводом имени Молотова.

      Чудо техники

      ...Рокот станков нарастал с каждым днем. Пятница, 29 января 1932 года, выда­лась по-настоящему волнующей для всех автозаводцев. Начальник участка сбороч­ного цеха Д.Н. Антонов нажал кнопку пуль­та, и по конвейеру медленно поплыла пер­вая рама будущего грузовика, далее мотор и кабина. В 19.15 громкий голос сирены возвестил о рождении первенца. Спустя считанные минуты кисть маляра вывела на кузове: «НАЗ №1».

      Вот что рассказывал о тех днях герой Автостроя, комсомолец Виктор Петрович Со­рокин: «Вышел первый автомобиль. Кабина, подножки и кузов у машины были деревян­ные. Фары впереди стояли на подставочках, а не были скрыты в крыло, как на нынешних автомобилях. Тогда крылом был, собствен­но говоря, кусок железа, согнутый - и боль­ше ничего».

      Советские конструкторы критически по­дошли к фордовской документации. При­шлось усилить картер сцепления, рулевой механизм, установить воздушный фильтр. Для современников ГАЗ-АА казался настоя­щим чудом техники. Нынешние автоэкспер­ты подтверждают: при всей своей простоте на тот момент грузовик был достаточно со­вершенным автомобилем. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, водитель мог развивать скорость до 70 км/ч. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг была снабжена тремя открывающи­мися бортами.

      За первую смену с конвейера сошло че­тыре полуторки. Около восьми вечера рас­пахнулись ворота механосборочного корпу­са, и газовские первенцы под прицелами фотокорреспондентов городских, краевых и союзных газет выкатили на улицу. На ми­тинг, посвященный знаменательному собы­тию, вышли десятки автозаводцев. Высту­пая перед ними, начальник цеха Герасим Кузьмич Парышев отметил, что НАЗ стал первым в стране предприятием, освоившим конвейерную систему производства. На следующий день в сопровождении предста­вителей автозавода грузовики двинулись в Нижегородский кремль, где проходила 3-я краевая партконференция.



      Обгоняя почтенных капиталистов

      31 января, как и было предписано планом на первый месяц 1932 года, с конвейера со­шел 25-й грузовик. Предполагалось, что все собранные автомобили железно­дорожным эшелоном уйдут в Москву на XVII партийную конференцию, однако десять машин так и остались на де­фектной площадке. В пять часов вечера 1 февраля колонна авто с маркой «ГАЗ» въе­хала в заснеженный Кремль. От завода на ту конференцию командировали депутата районного Совета Василия Пантелеевича Лысенко - слесаря, происходившего из бед­няцкой семьи. В музее истории ГАЗа до сих пор хранится документ, подтверждающий его делегатские полномочия. Именно этот человек вручил 15 полуторок в подарок партконференции.

      С работой наших земляков ознакомился лично генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Он отметил, что пуск Ниже­городского автозавода - целая техническая революция, произошедшая в экономике страны. «Мы становимся страной металли­ческой, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, пусть по­пробуют догнать нас почтенные капиталис­ты, кичащиеся своей «цивилизацией». Мы еще посмотрим, какие из стран можно бу­дет тогда определить в отсталые, а какие в передовые», - говорил тогда вождь народов.

      Радостные дни, когда с конвейера сходи­ли первые партии грузовиков, лишь нена­долго разрядили напряженную рабочую ат­мосферу на стремительно набирающем обороты автогиганте. По-прежнему «буксо­вали» смежники. В феврале 1932-го вместо 175 грузовиков, определенных по плану, вы­пустили всего 10. Только на треть удалось выполнить задание в марте. В конце месяца из-за нехватки деталей и узлов конвейер и вовсе остановился. Немало труда еще толь­ко предстояло вложить в обучение трудя­щихся. Большая часть (54%) рабочих при­шла из деревни, и ни профессионально, ни психологически не была подготовлена к за­водскому труду. Если вы заглянете в книгу, посвященную 80-летию

      наглядно показывающий условия тех дней. В кадре на фоне заводского конвейера за­печатлен сборщик в... лаптях. Могли ли представить наши прадеды, как разительно изменятся корпуса автозавода к началу XXI века!

      Высота за высотой

      Тем не менее события, происходившие суровой зимой 1931-1932 годов, навсегда вписаны золотыми буквами в историю на­шей компании. Спустя несколько месяцев на легендарную полуторку начали устанав­ливать цельнометаллические кабины. В де­кабре того же года началась сборка легко­вого автомобиля с открытым 5-местным кузовом «фаэтон». Уже в 1933-м ГАЗ при производстве модели АА смог перейти на исключительно отечественные компонен­ты. Незадолго до этого на заводе собрали первый автобус служебного пользования. Словом, как и в наши дни, тогда горьковча­не брали новые высоты чуть ли не каждый месяц.

      С изготовлением первой тысячи ГАЗ-АА было решено проверить надежность и вы­носливость машин. С этой целью организо­вали автопробег протяженностью около трех тысяч километров по маршруту Ниж­ний Новгород - Москва - Ленинград - Псков - Витебск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород. В нем участвовало 11 автомоби­лей. Пробег, проходивший в жару и сушь, стартовал 4 июля и завершился 22-го. Ма­шины показали себя достойно, произошло лишь три поломки рессор, несколько засо­рений бензопровода и проколов шин.

      ...О том, где побывали первые 15 грузови­ков, подаренных XVII партийной конферен­ции, остается только догадываться. Однако бесспорно то, что с пуском ГАЗа производ­ство автомобилей, остававшееся в чуть ли не кустарным занятием, встало на промышленные рельсы. Выпуск машин по итогам первой пятилетки вырос на рекордные 3000%. Первое награждение участников Автостроя состоялось в 1934 году: ордена Советского Союза вручили 24 работникам ГАЗа и 7 строителям. Будучи самым массовым в середине XX века грузовиком модель АА на себе вытянула индустриализацию и тяготы Великой Отечественной войны. В знак благодарности сохранившиеся экземпляры автомобиля-труженика в< многих городах установлены на постаменты. Но главный памятник находится все же Нижнем Новгороде - около Главной проход ной ГАЗа. С днем рождения, легендарна полуторка!






Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Карта сайта


Отдых взрослых...
Отдых детей ...


Ознакомиться


Ознакомиться

ТЕАТР НА СЧАСТЛИВОЙ

© Первичная профсоюзная организация в ОАО "ГАЗ" (2005-2021)