Бурное развитие в период 1966-1970г.
Большинство предприятий не раз в своей истории переживают обновление - возникают новые традиции, с развитием технического прогресса крепнет мощь производства. Типична в этом отношении и биография Горьковского автомобильного завода.
Восьмая пятилетка определила новые и значительные планы роста производства. Увеличение выпуска грузовых машин требовало новых площадей, высказывались мысли о постройке нового завода, но подсчеты показали, что это обойдется значительно дороже, чем реконструкция.
В апреле 1966 г. правительство утвердило новое проектное задание по дальнейшей технической реконструкции Горьковского автозавода, увеличению его производственных мощностей. На эти нужды государство выделяло 125 млн. руб. В реконструкции участвовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строительных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик поставляли оборудование и приборы. Их деятельность координировалась управлением капитального строительства завода. «Прижатый» к реке Оке жилыми массивами города завод не имел собственной территории для дальнейшего расширения. За счет средств, отпущенных на реконструкцию, было предпринято сооружение ряда специализированных филиалов в Горьком, Арзамасе, Чернигове.
Перевооружение и реконструкция крупнейшего предприятия страны всегда были в центре внимания Горьковской областной и городской партийных организаций, которые оказывали коммунистам завода действенную помощь в устранении возникающих трудностей. Неоднократно на строительных площадках автогиганта проходили выездные заседания бюро Горьковского обкома КПСС. В сентябре 1966 г. пленум Горьковского горкома КПСС* проведенный прямо на предприятии, обсудил ход выполнения решений девятнадцатой областной и шестнадцатой городской конференций по подготовке производства новых автомобилей и развитию Горьковского автомобильного завода. Члены горкома партии, руководители ряда заводов, строительных организаций, представители заводской общественности осмотрели образцы новых автомобилей, побывали на участках реконструкции. В принятом пленумом постановлении определялись и основные этапы реконструкции на ближайшие пять лет, предусматривалось одновременное техническое перевооружение заводов-смежников — «Красной Этны», Борского стекольного и др.
Намеченное планом постепенно приобретало зримые очертания, воплощалось в уникальные станки, агрегаты, автоматические линии. Расширялись старые, появлялись новые цехи, отстраивались заводы-филиалы. В первые годы восьмой пятилетки вступил в строй корпус управления смежных производств, а также новейший в техническом отношении литейный цех № 7, третья очередь заводской ТЭЦ. На новые площади переместился отделочный участок цеха сборки грузовых автомобилей. Готовясь к массовому выпуску легкового автомобиля ГАЗ-24, автозаводцы соорудили пристрой к северной части цеха сборки кузовов. И все же темпы реконструкции завода в первые три года пятилетки не отвечали поставленным задачам. Потребности народного хозяйства в грузовых автомашинах все более возрастали. В марте 1969 г. было решено принять меры по ускорению ввода в действие мощностей по выпуску грузовых автомобилей. Техническое перевооружение Горьковского автозавода было отнесено к числу важнейших строек страны. Бюро обкома КПСС объявило реконструкцию автозавода одной из главных задач всей областной партийной организации.
Создается несколько специализированных трестов, в том числе «Автозаводстрой», которые форсировали строительно-монтажные работы. В 9-м механосборочном корпусе, одном из важнейших объектов реконструкции, решалась судьба резкого наращивания производственных мощностей для выпуска грузовиков. Это сооружение в 1,5 раза превышало площадь зданий завода, построенных в 1931 г. Здесь впервые в Советском Союзе вводился прогрессивный поточно-конвейерный метод сборки конструкций покрытия: секции и пролеты собирались на земле, а затем с помощью кранов устанавливались на свои места. Значительно опережали установленные сроки бригада бетонщиков во главе с А. И. Макаровым, бригада каменщиков под руководством Н.А. Спички; большим мастером монтажных работ зарекомендовал себя А. Данилычев, удостоенный ордена «Знак Почета», несколько лет спустя его бригада была среди первых на БАМе.
В ноябре 1970 г. на строительстве корпуса № 9 побывал А.Н. Косыгин. Опыт горьковчан, применивших конвейерный способ сборки и сооружения крупных цехов, получил высокую оценку в его докладе на XXIV съезде КПСС На финише пятилетки был принят в эксплуатацию пусковой комплекс прессовой кузницы. В просторном и светлом здании установлены прессы большой мощности: за один рабочий ход они превращают горячую заготовку в автомобильную деталь. Нагрев заготовок производится на специальных установках токами высокой частоты. В новом цехе не стало дыма и копоти — спутников старых кузнечных цехов. Комплексно-механизированная линия прессовой кузницы вошла в строй действующих в 1971 г. и выдала первую партию продукции — несколько тысяч тонн поковок. Немалую лепту в эту победу внесли ветераны труда бригадир слесарей И. И. Погодин и заместитель начальника цеха В. А. Живчиков.
Это лишь некоторые важные объекты реконструкции основного предприятия. Одновременно решалась вторая важная задача реконструкции — строительство предприятий-филиалов. В 1967гг. недалеко от автозавода был построен первый в стране специализированный завод штампов и пресс-форм. Такое предприятие было крайне нужно, поскольку крупные штампы для освоения новых марок машин приходилось импортировать (в частности, из ФРГ и Франции). На новое предприятие перешли работать квалифицированные специалисты, умевшие изготовлять сложнейшие пресс-формы и штампы с высокой точностью, инженеры-конструкторы и технологи, способные разработать конструкции этой оснастки, их технологию. Здесь была изготовлена первая отечественная пресс-форма для отливки алюминиевого блока двигателя модели ГАЗ-24.
Рядом с этим предприятием возник другой филиал автозавода - завод коробок скоростей общей площадью 100 тыс. кв. м. Это вполне современное предприятие, оснащенное автоматическими линиями, трудоемкость изготовления всех деталей коробок скоростей была значительно снижена.
Появились и другие филиалы. В их числе - завод гусеничных тягачей в Заволжье, заводы запасных частей в Арзамасе и Чернигове. Организуя заводы-филиалы, автомобилестроители решали сразу несколько задач: во-первых, резко увеличивался выпуск запасных частей, нужда в которых непрерывно возрастала; во-вторых, закрепляя за филиалами изготовление ряда изделий, автозавод высвобождал в своих цехах дополнительные площади для расширения производства автомобилей. Как правило, головной завод оснащал филиал новейшим оборудованием, помогал ему квалифицированными кадрами. Освоение нового производства происходило в кратчайшие сроки.
Реконструкция — это и новостройки цехов, корпусов, филиалов, и дальнейшее техническое перевооружение предприятия. В механосборочных цехах станки и агрегаты заменялись автоматическими линиями. В прессово-кузовном производстве появились оригинальные машины, оснащенные «механическими руками», фотоэлементной защитой, листоукладчиками, кантователями. Литейщики механизировали изготовление формовочных смесей, значительно увеличили к концу пятилетки выпуск точного литья, деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии. В цехе металлопокрытий пущены автоматические линии для химико-гальванической обработки деталей и т. д. Так, на плавильном участке литейного цеха № 7 применялась полимерная изоляция индукторов, которая быстро приходила в негодность. Индуктор приходилось заново пере изолировать, материалы для этого покупать в Швеции. Возникла срочная необходимость найти взамен импортного свой, отечественный материал и испытать его в производственных условиях. За это дело взялись исследователи лабораторий пластмасс, лакокрасок, электролаборатории. В результате совместных усилий рецепт изоляции был найден. Подобранный материал оказался по качеству лучше шведского. В этих изысканиях активно участвовал главный инженер металлургического производства Б. П. Платонов. Опыт ремонта индукционных печей на автозаводе нашел применение на других предприятиях страны.
Механизация и автоматизация управленческого и инженерного труда, вычислительная техника в сочетании с совершенствованием структуры управления позволили автозаводу сократить расходы по содержанию административного персонала более чем на 5 млн. руб. в год. Комплекс мер по механизации и НОТ на складах и транспортных операциях, внедренных за пятилетку, позволили заводу высвободить 3 тыс. рабочих.
Немало полезных дел в летопись реконструкции вписали и народные контролеры. В 1969 г. на заводе имелось 160 групп и 784 поста народного контроля, объединивших 6250 дозорных. Менее чем за два года ряды контролеров выросли вдвое. Кроме того, в общественном контроле участвовали свыше 3 тыс. комсомольцев-прожектористов, активисты профсоюза. Только в 1969 г. по материалам контроля было издано 135 приказов и распоряжений; свыше 200 мероприятий и предложений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности, были включены в цеховые и общезаводские планы. На счету дозорных в заводской бухгалтерии числилось свыше 1 млн. руб. сэкономленных предприятием средств. Вот один из примеров. С ряда комплектующих предприятий страны в группу народного контроля автозавода поступили сигналы о том, что некоторые детали, поставляемые с автомобилями, оказываются лишними. Было выявлено, что на большинстве заводов совершенно не используются кронштейны для крепления запасного колеса, а весит кронштейн 16 кг. В результате 17 заводов перестали получать ненужную деталь, и в заводскую копилку экономии только за пол года было внесено 40 тыс. руб. Этой экономией коллектив во многом обязан дозорным, в том числе инженеру КЭО К. В. Юхову, который возглавил операцию «кронштейн».
Работа автозаводских дозорных была рекомендована для распространения. В августе 1969 г. на автозаводе состоялось совещание по обмену опытом работы народных контролеров предприятий автомобильной промышленности. 11 лучших контролеров ГАЗа первыми в Горьковской области были награждены почетными знаками «За активную работу в органах народного контроля СССР», среди них слесарь цеха сборки моторов, председатель группы Баранов, слесарь автоцеха Красницкий, руководитель конструкторской группы КЭО К. В. Юхов и др.
Пытливая мысль лучших производственников орденоносного Горьковского автомобильного завода проявлялась в рационализаторстве и изобретательстве. В этой славной армии, насчитывавшей свыше 3 тыс. человек, наладчик цеха крупной штамповки Г. П. Бархатов, старший технолог механосборочного цеха № 2 В.Н. Назарычев, старший мастер рамного цеха JI. М. Топорков,; конструктор металлургического производства Е. С. Никифоров бригадир слесарей цеха гидроузлов В. И. Жемчугов, начальник участка ремонтно-механического цеха В. А. Быков, бригадир слесарей сборочного цеха №2 Е.А.Багаев. В годы восьмой пятилетки на автозаводе трудились 42 лучших рационализатора Горьковской области и 8 заслуженных рационализаторов РСФСР. Слесарь кузнечного корпуса Г. Г.Кривша, старший технолог цеха сборки грузовых автомашин А. А. Трегубов стали заслуженными рационализаторами РСФСР в 1968 г.
Внушительную силу представлял и отряд изобретателей свыше 500 человек. Если в 1958 г. на заводе было подано 14 заявок на изобретения, то десять лет спустя в Комитет по делам изобретений направлялось ежегодно более 200 таких заявок.
Новыми именами пополнилась в год ленинского юбилея семья автозаводских лауреатов. Группе специалистов предприятия (Н.И.Туркину, И.Г.Сторожко, В.Н.Лебедеву, Е.М.Мурашкину, Л.Р.Глухову, В.Г.Лазареву и М.А.Турчину) за постановку на производство новых машин была присуждена Государственная премия.
Инициаторы создания новой техники постоянно руководствовались рекомендациями совета ВОИР, их работа тесно увязывалась с нуждами технико-экономического совета, научно-технического общества. Организации НТО автозавода уже в первом году восьмой пятилетки за успехи в ускорении технического прогресса по итогам Всесоюзного смотра-конкурса было присвоено первое место, денежная премия и диплом Всесоюзного совета НТО.
Еще осенью 1966 г. по призыву рационализаторов и изобретателей инструментально-штампового корпуса и цеха цветной арматуры началось движение за создание рационализаторского фонда пятилетки. Отмечая 100-летие со дня рождения В. И. Ленина автозаводцы внесли в этот фонд свыше 18 млн. руб. экономии, внедрили около 40 тыс. новшеств, в том числе 220 изобретений.
Реконструкция, техническое перевооружение предприятия,; создание новых филиалов требовали специалистов высокого класса, способных активно участвовать в научно-технической революции. Среди принятых на основное производство рабочих в 1966 г. около 74% имели образование не ниже семилетнего. Число же дипломированных специалистов выросло за пятилетку на 13,5%, составив в 1970 г. 79,8% инженерно-технического персонала. Эти важные социальные сдвиги в развитии коллектива обусловлены отличной учебной базой.
С 1968 г. каждому молодому специалисту, прибывшему на автозавод, вручался «План освоения профиля работы» — своеобразное техническое задание, которое должно быть выполнено за год. Традиционными стали на ГАЗе научно-технические конференции молодежи, которые не только расширяли ее технический кругозор,: но и выявляли молодых специалистов, владевших организаторскими способностями, достойные выдвигались на руководящие посты.
По инициативе ЦК ВЛКСМ с сентября 1966 г. в стране начался Всесоюзный смотр технического творчества молодежи под девизом: «Пятилетке — мастерство и поиск молодых!» На автозаводе были созданы штабы и секции технического творчества молодежи (ТТМ). Свыше 100 творческих молодежных бригад под руководством опытных специалистов взялись за решение конкретных технических задач.
Заслуженные рационализаторы РСФСР Г. Г. Кривша, А. В. Золин, Б.А. Швечков, А. А. Булычев, А. С. Обломов, А. А. Трег бов и другие новаторы обязались за счет разработки и внедрения своих изобретений и рацпредложений снизить трудоемкость работ и высвободить для других участков производства одного-двух человек в год, а также привлечь к рационализаторской деятельности 2—3 комсомольцев, оказывать им помощь в подготовке предложений по повышению производительности труда. Слесарь Г. Г. Кривша увлек рационализаторским поиском трех молодых рабочих. На счету его воспитанника Ю. Мезинова в 1969 г. значилось 12 рацпредложений, внедрение которых дало 5 тыс. руб. экономии.
Этот почин, поддержанный парткомом, нашел многочисленных последователей. В течение года число молодых рабочих и специалистов, участвующих в творческой работе, удвоилось. В 1968 и 1969гг. экспонаты молодых автозаводцев на ВДНХ завоевал 2 золотые, 2 серебряные и 13 бронзовых медалей. Золотыми лауреатами стали слесарь Владимир Калачев и конструктор Виктор Куколев.
Техническое перевооружение предприятия помогло улучшить качество продукции.