В октябре 1905г. в Москве возник союз рабочих металлистов, в апреле 1906г. в Петербурге – профсоюз, получивший название “Профессиональное общество рабочих по металлу”.
К I Всероссийскому съезду профсоюзов в январе 1918г. союз металлистов, объединявший 600 тысяч рабочих, был крупнейшим российским профсоюзом.
Непосредственная дата рождения профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации – январь 1931г., когда единый Союз металлистов разделился на семь самостоятельных профсоюзов, в число которых входили Союз рабочих сельскохозяйственного машиностроения и Союз рабочих автотракторной и авиационной промышленности.
5 сентября 1934г. IV пленум ВЦСПС принял решение о новом разукрупнении профсоюзов. На базе 47 существующих создавалось в соответствии с производственно-территориальным принципом 154 новых профсоюза.
Профсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности был разукрупнен на три профсоюза: профсоюз рабочих автомобильной промышленности, профсоюз рабочих тракторной промышленности и профсоюз рабочих авиационной промышленности.
Профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения не был разукрупнен.
На 1 января 1941г. в перечне ЦК профсоюзов значатся ЦК профсоюза рабочих автомобильной промышленности и ЦК профсоюза рабочих сельскохозяйственного машиностроения.
В 1942г. профсоюз рабочих тракторной промышленности переименован в профсоюз рабочих тракторной и танковой промышленности.
В 1946г. профсоюз сельскохозяйственного машиностроения и профсоюз рабочих промышленности боеприпасов объединены в один – профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения.
В 1947г. профсоюз рабочих автомобильной промышленности был переименован в профсоюз рабочих автомобильной и тракторной промышленности.
В 1953г. профсоюз рабочих сельскохозяйственного машиностроения, профсоюз рабочих автомобильной и тракторной промышленности, профсоюз рабочих станкостроительной промышленности и профсоюз рабочих машиностроения и приборостроения объединились в один – профсоюз рабочих машиностроения.
В 1977г. по предложению ЦК профсоюза рабочих машиностроения разукрупнен на три профсоюза:
После нового этапа в жизни профсоюза, его второго рождения в 1977 г., первичные профсоюзные организации, обком профсоюза осуществляли функции присущие советским профсоюзам, в т.ч. государственные. Это, в первую очередь, контроль за охраной труда, техникой безопасности и производственной санитарией, осуществлял контроль за хозяйственной деятельностью администрации предприятий и организаций, принимал непосредственное участие в управлении бюджетом социального страхования и т.п.
Участие в решении производственных задач выражалось в организации социалистического соревнования, экономической учебе, заботе об ускорении научно-технического прогресса через научно-техническое общество и ВОИР, которыми руководил профсоюз. Исходя из задач, поставленных перед профсоюзом как “школой коммунизма”, свою деятельность направляли на интересы трудового коллектива, и, в первую очередь, на подъем производства.
В это время лозунгом профсоюза было: “Производительность труда – это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя”. Как свидетельствует многотиражная печать предприятий автосельхозмаша, в это время развернулось соревнование за досрочное выполнение 10-ой пятилетки. На предприятиях распространяются ценные почины на повышение производительности труда, улучшение качества работы:
Широкое распространение на предприятиях нашли пятилетние комплексные планы улучшения условий и охраны труда, которые корректировались ежегодно. Особое внимание в этих планах уделялось выводу работающих, в первую очередь женщин, с вредных и опасных рабочих мест, производственному быту, приведению санитарно-бытовых помещений в соответствие с санитарными нормами, культуре производства.