24 ноября 2008 года исполнилось 110 лет со дня рождения первого директора Горьковского автомобильного завода Сергея Сергеевича Дьяконова.

24 ноября 2008 года исполнилось 110 лет со дня рождения первого директора Горьковского автомобильного завода Сергея Сергеевича Дьяконова.

    Сергей Сергеевич Дьяконов возглавлял Горьковский автозавод с 1932 по 1938 гг., по общему признанию был одним из высших авторитетов страны в области авто­мобилестроения.

    Всего лишь 39 лет прожил Сергей Сергее­вич, последние шесть из них были связаны с ГАЗом. У многих людей работа и личная жизнь проходят отдельно. Но так сложилось, что у Сергея Сергеевича все было тесно переплетено. Судьба благоприятст­вовала ему: блестящий карьерный рост (в 34 года директор крупного за­вода), счастливый брак, любимая же­на и дети. Для тех, кто лично знал С.С.Дьяконова, он был умным, доб­рым, благородным человеком, насто­ящим русским интеллигентом. Одна­ко в целом его жизнь была сложной и проходила в последние годы в мучительной, острой борьбе за создание и развитие отечественного автомоби­лестроения.

    Сергей Сергеевич Дьяконов родил­ся 24 ноября 1898 года в семье серпу­ховских текстильщиков. В 1916 г. он окончил с золотой медалью гимназию и по­ступил на механическое отделение Петро­градского политехнического института. Был призван в армию, где получил офицерское звание и командовал артиллерийской брига­дой.

    После демобилизации Дьяконов - на хо­зяйственной работе. В 1929г., когда было со­здано Всероссийское автотракторное объе­динение, он назначается заместителем уп­равляющего, а затем исполняет обязанности управляющего.

    С сентября 1932г. С.С.Дьяко­нов - директор автозавода в г.Н.Новгороде, за участие в строительстве и пуске которого он был награжден орденом Ленина. В декабре 1932г. завод заработал ритмичнее, с конвей­ера стали выходить не несколько десятков машин в месяц, а 1560 грузовых автомоби­лей.

    Велика роль С.С.Дьяконова как органи­затора и руководителя производства в том, что лишь за 6 лет его работы на заводе было освоено более 17 моделей и модификаций автомобилей. К концу 30-х годов производст­во стало ведущим автозаводом страны и вы­пустило 450 тысяч автомобилей. Одно из са­мых главных дел его жизни - расширение и строительство завода второй очереди. Но, к сожалению, ему так и не пришлось увидеть его окончания.

    В апреле 1938г. он был незаслуженно отст­ранен от руководства предприятия и 7 сентя­бря 1938 года расстрелян, став жертвой нео­боснованных массовых репрессий, прохо­дивших в стране. После долгих лет забвения честное имя Дьяконова было возвращено на­шей истории. В 1956г. его реабилитировали посмертно.

    Память о нем живет в многотысячном кол­лективе автозавода, в музее ГАЗа, названии улицы нашего района. Многие годы высшей похвалой для ветеранов завода были слова о том, что они прошли школу Дьяконова.

Материал и фотографии предоставлены музеем истории ОАО «ГАЗ»,
«Автозаводец», №175, 22.11.2008г.

Возврат к списку