01 октября 2011 года на Горьковском автозаводе стартовал конкурс дизайнерских работ, посвященный юбилею предприятия. 80-летие ГАЗа, которое отмечается в 2012 году, – значимая веха не только для автозаводцев, но и для миллионов людей разных поколений, которые любят и ценят автомобили марки ГАЗ.
Конкурс дизайнерских работ, получивший название «80 лет для новых поколений», дал возможность раскрыть свой творческий потенциал не только профессиональным дизайнерам, но и широкой аудитории художников вне зависимости от опыта и сферы деятельности. Любителям истории Горьковского автозавода предлагалось представить, как будут выглядеть самые популярные в России легкие коммерческие автомобили «ГАЗель» и «Соболь» в 2092 году – через 80 лет после грядущего юбилея. Участники конкурса попытались создать изображение концептуального грузового автомобиля, поскольку ГАЗ создавался именно как завод по производству грузовиков, и первым сошедшим с конвейера автомобилем была полуторка ГАЗ-АА.
Работы принимались до 31 января 2012. На конкурс их поступило более 150, причем география проживания участников простиралась от Сахалина до Калининграда. Организаторы признавались: они и сами не ожидали такого ажиотажа. Но, видимо, слишком родными для жителей России стали «ГАЗели» - они просто не смогли пройти мимо подобного конкурса.
Главным требованием создания эскизов являлось сохранение стиля, узнаваемости и преемственности моделей марки ГАЗ, а также высокое качество выполнения эскиза автомобиля.
Креативность работ оценивало авторитетное жюри:
Первое место завоевал Александр Селиверстов (Тула, приз - 30 тысяч руб.).
Второе место – Антон Самсонов (Москва, приз - 20 тысяч руб.)
Третье место – Евгений Томишинец (Холмск Сахалинской области, приз - 10 тысяч руб.).
Победителей ждут не только денежные призы, но и памятные подарки, их конкурсные работы украсят юбилейный календарь Горьковского автозавода на 2013 год. Кроме работ победителей в юбилейный календарь будут включены эскизы других конкурсантов.
- Если честно, я переживаю за отечественный автопром, - признается Александр Селиверстов, 20-летний студент Тульского госуниверситета, - мне бы хотелось, чтобы в России выпускали больше разнообразных моделей машин, причем именно отечественных разработок. А пока… Пока только одна «ГАЗель» и выделяется на фоне остальных. На конкурс Александр отправил сразу два эскиза – в обоих «ГАЗель» выглядит полугрузовой-полулегковой машиной, настолько тонки и невесомы ее линии. Но, по версии Александра, именно такими станут автомобили 80 лет спустя.
На то, чтобы нарисовать «ГАЗель» будущего, у Александра ушло всего два вечера. А вот занявший второе место Антон Самсонов, 18-летний студент Московского технического госуниверситета «МАМИ», говорит, что свои работы он создавал не быстро, периодически стирая начисто то, что пять минут назад «натворил».
- Обидно ли удалять эскиз, который только что нарисовал? – переспрашивает он. – Нет, нисколько. В жизни надо стремиться к лучшему – а значит, не бояться избавляться от лишнего.
Антон признается: в процессе работы порой советовался со своими преподавателями (по специальности он будущий дизайнер), однако окончательное решение всегда принимал сам.
- Мне хотелось, чтобы «ГАЗель» выглядела, с одной стороны, футуристично, с другой – сохранила свой добродушный вид, - объясняет он.
В конкурсе дизайнеров он занял второе место и был этому очень рад: подобного рода профессиональное соревнование - первое в его карьере.
Обладатель третьего места, графический дизайнер из города Холмск Сахалинской области Евгений Томишинец – давний поклонник марки «ГАЗ».
- Недавно я купил «Волгу» ГАЗ-21, - рассказывает Евгений, - пока ее состояние оставляет желать лучшего, но я планирую полностью ее отреставрировать.
«ГАЗель» будущего по версии Евгения – это максимально обтекаемый автомобиль, при этом сохранивший очертания ныне существующей «полуторки».
Директор Дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин: «Автопром развивается только в живой, творческой атмосфере. Необходим постоянный поиск, обсуждение, интерес и любовь к машинам. Задача данного конкурса – пробуждение интереса к развитию автомобильного дизайна. Многие люди, никак не связанные с созданием облика автомобилей, смогли попробовать себя в качестве автомобильных дизайнеров. А те, кто имеет некоторое отношение к этой профессии, смогли отойти от конкретных повседневных задач и дать волю выдумке и фантазии. Уверен, что конкурс способствовал созданию живой, творческой среды, в которой, в конечном счете, и рождаются эффективные и практические решения. От имени организаторов конкурса я благодарю всех, кто принял в нем участие».
Пресс-служба Группы «ГАЗ»
Работы участников конкурса