Беседа 9. Кого считать приятным собеседником.

Беседа 9. Кого считать приятным собеседником.


Рубрика "Человек и общество".
Корпоративная газета "Автозаводец",1972г.

Систематически занимаясь науками, читая, ежедневно следя за важнейшими событиями, вы накапливайте подходящий для разговора материал. Важно, конечно, уметь использовать свои знания в разговоре. Приятный собеседник способен увлекательно рассказать о последних известиях, описать комические происшествия, способен и внимательно выслушать, что говорят другие, не прерывать, дать всем возможность высказаться. Когда всё время говорит один, это не разговор, а монолог.

Хороший собеседник не выставляет вперёд собственную персону. Затевать с кем-нибудь из присутствующих разговор, пока говорит другой, не учтиво. Смотреть в окно, перелистывать журнал или книгу, проявляя этим отсутствие интереса, гостям не полагается. Когда при общем разговоре мнения расходятся, следует принять все меры для того, чтобы избежать перебранки. Если недоразумение или разногласие не удаётся уладить, лучше всего ловко перевести разговор на другую тему.

Бывает, что кто-либо из присутствующих гостей, сам того не желая, неприятно заденет словами другого. В таком случае гость, сделавшие оплошность, должен тот час добавить, что его замечание, естественно, к присутствующим не относится. Если такое извинение не всегда принимается всерьёз, оно всё же до известной степени смягчает остроту обмолвки.

Избегайте распространяться в обществе о собственных успехах: другие могли бы подумать, что вы сами себя восхваляете. О своих неудачах тоже не следует много говорить. Нельзя проводить сравнение между людьми, о которых идёт речь, с кем-нибудь, не пользующимся доброй славой - слушатели могут это неправильно истолковать.

Предметом разговора в обществе не должны быть физические недостатки людей, особенно если кто-либо из присутствующих ими страдает - в этом легко и было бы усмотреть желание унизить несчастного.

Встречаются люди, которые любят не только рассказывать о себе, но и слышать от других лестные отзывы по своему адресу. Не похвалить было бы иногда невежливо, но петь дифирамбы - могло бы произвести неприятное впечатление. Не старайтесь вынудить похвалу от других, умышленно умоляя некоторые свои действительные достоинства. Не преувеличиваете, когда говорите о хороших или плохих качествах кого бы то ни было. Тщательно взвесьте все обстоятельства, чтобы ваша похвала или критика была не только правдивой, но и не производила впечатление, что вы предвзято судите о вещах. Если вы в чём-либо не уверены, лучше молчите.

Разговор следует вести в вежливой форме. Правильность взглядов доказывают не силой голоса, а логически выведенный объективной истины, остроумным замечанием и находчивым ответом.

Искусный собеседник в общем всегда дожидается, чтобы разговор на какую-нибудь тему начал хозяин. Хозяин уже следует по возможности заранее осведомиться, какие у гостей излюбленные темы, какие интересы, чтобы увлечь их беседой.

Находясь в обществе других людей, воздержитесь от непристойных и грубых выражений, сплетен, вспышек гнева. Не говорите, что мнение собеседника глупо, смешно. Опровергайте неправильные взгляды только конкретными, хорошо обоснованными аргументами. Это не значит, что вообще не следует возражать. К сожалению, находятся люди, которые не терпят никакого мнения, не совпадающих с их собственным. В нашем обществе уже нет таких личностей, перед которыми вы не могли бы выразить своих взглядов и возражать в рамках приличия против их мнения. Корректный человек может не соглашаться с точкой зрения противника, но не имеет права употреблять такие слова, словосочетания, как, например: "Вы этого совсем не можете знать!" или ещё более грубо "Вы что, с ума спятили", "Это глупо!". Возражение только тогда приемлемо, когда оно обосновано. Напоминать собеседнику прежние высказывания бестактно. Всякий имеет право изменить свои взгляды. В конце концов дискуссия и ведётся для того, чтобы доказать правильность тех или иных утверждений. Если ваш противник упорно придерживается неправильного взгляда и переубедить его нет возможности, лучше ловко переведите разговор на другую тему. Если вы рассуждаете о политических вопросах, совсем не надо для вида соглашаться с мнением собеседника, но отстаивать в противоположную точку зрения нужно вежливо и тактично.

Насильно навязывать свои взгляды неучтиво и бессмысленно. Над человеком, убеждённым в правильности своего взгляда, каков бы этот взгляд не был, насмехаться предосудительно.

Нехорошо потешаться над другим человеком, даже если он уже покинул собравшиеся общество. Только невежа с неуважением отзывается о своих друзьях, семье и начальстве. Если вам известны недостатки какого-нибудь человека, найдите подходящий способ указать ему самому на них и тем помочь избавиться от того, что нежелательно.

Не клевещите. Этот совет относится и к мужчинам, хотя слово "клевета" женского рода.

Слишком чувствительный человек склонен считать всё неприятными намёками, обидами, нападками на него самого: он всё принимает на свой счёт и сразу обижается. Не давайте своим разговором повод таким неприятным чувствам.

Покидая общество, общительный человек старается оставить всех в прекрасном настроении, довольными и им, и проведённым временем.

Когда гости собираются расходиться не удерживать их насильно, чтобы искусственно продлить веселье.